Валентинов день

14 февраля все теперь обязаны праздновать «День всех влюбленных». Появившийся в последние годы, он является праздничной частью программы не менее рьяно насаждаемого «сексуального воспитания» детей. В чём же исторические истоки этого празднования?

В Московской Руси у наших предков не было комплекса неполноценности перед Западом. Наоборот: «латинян» и «немцев» (общее название всех западных иностранцев) презирали за отход от чистоты православной веры. Дивились чудаческим манерам. Жалели. Но никому не приходило в голову завидовать и подражать им, потому что русские имели истинную веру и чувство собственного достоинства.

С петровских времён, тогда, когда в боярско-дворянском слое стала слабеть вера, завистливые взоры устремились на Запад, – и в Третьем Риме завелась мода на «цивилизованные» западные обычаи и нравы: считалось «культурным» обзавестись чесалкой от блох, а также парфюмом, заглушающим запах немытого тела (это вместо русской бани). Взял бы ПётрI с Запада только технические новшества для укрепления обороноспособности – и дело с концом. Но он стал из-под кнута насаждать западные обычаи и еретические, масонско-протестантские, по сути антицерковные карнавалы, карая за непослушание. Чем кончилось это впрыскивание в русский организм столь разрушительного яда – известно.

Ныне, ещё не оправившись от богоборческого геноцида, преемники большевиков подвергают нас новому испытанию, только более эффективному, чем даже телевидение, превращённое в оружие массового поражения в государственных руках. Комплекс неполноценности перед «цивилизованным» Западом демонстрируют политики высокого ранга и сам глава государства, насаждая чуждую русской традиции политическую культуру («демократия», «толерантность» – всё оттуда). Массированным давлением СМИ насаждается Рождество по западному календарю с новогодней смехопанорамой на всех каналах (во время православного поста), американский сатанинский «хэллоуин» и «день любви», кощунственно связанный с непонятно каким святым Валентином, и языческие традиции вроде «года лошади», «петуха», «обезьяны» по восточному календарю (государственный банк выпускает памятные монеты с их изображением!).

Появившийся в последние годы «День всех влюбленных» импортирован с Запада. Было логично поискать объяснение на западных сайтах в Интернете. Поскольку 14 февраля католики долгое время отмечали память двух св. Валентинов, якобы именно это лежит в основе праздника, – один из этих двух святых дал ему своё имя.

Известно, что в IV веке папа Юлий I (337 – 352 гг.) построил церковь, связанную с именем Валентина на 2-й миле от г. Терни по Фламиниевой дороге на месте христианского захоронения святого. По католической легенде, датированной уже VII веком, речь идёт о почитании бедного благочестивого римского священника Валентина, который был казнён 14 февраля в правление Клавдия Готского (268 –270 гг.). Согласно этой легенде священник, несмотря на запрет начальства, совершал венчания солдат, за что и был казнён. Якобы он также дарил влюблённым цветы и примирял их при ссорах. Однако точных доказательств этому нет.

Чем больше проходило времени, тем более красочными подробностями обрастала легенда. В XIII веке уже передавалось, что якобы св. Валентин исцелил слепую дочь тюремщика, в которую влюбился, и, ведомый на казнь, написал ей любовное письмо. В Америке распространены ещё более интригующие версии о прозрении дочери тюремщика в тот момент, когда Валентина вывели в Колизее на растерзание львам, при этом слепая девушка преобразилась в красавицу (как в лучших традициях Голливуда!).

Эта любовная легенда – выдумка. По нам так более близкая к истине причина казни этого мученика – отказ поклониться статуе императора в его присутствии. А папа Юлий I, возможно, воздвиг церковь не в честь св. Валентина, а лишь при помощи некоего ктитора Валентина, имя которого позже связали с церковью.

На 63-й миле от г. Терни по той же виа Фламиниа было известно ещё одно захоронение святого. В VIII веке на этом месте построили церковь св. мученика Валентина. День его памяти тоже был установлен 14 февраля. Согласно этой второй истории, более документированной, речь идёт о епископе, гражданине г. Терни, который был казнён в Риме 14 февраля и похоронен учениками вблизи родного города.

В настоящее время в официальном католическом мартирологе вообще отсутствует имя св. Валентина в день 14 февраля, поскольку в 1970 году была проведена чистка католических святцев. Но в местных святцах некоторых городов (например, в Германии в Фулде, Лимбурге, Майнце) его имя упоминается, т.е. св. Валентин является у католиков местночтимым святым.

Существуют и другие объяснения истории «праздника всех влюбленных». Например в феврале античные римляне отмечали праздник в честь Фавна, впоследствии отождествлённого с древнегреческим Сатиром и любвеобильным богом Паном. (Словарь В. Замаровского «Боги и герои античных сказаний» даёт весьма нелицеприятное описание Пана. Он родился с козлиными ногами, с рогами и бородой. Его мать, увидев подобное чудище, убежала в панике, – слова «панический страх, ужас» происходят от имени этого демона.) Якобы в день 14 (или 15) февраля юные римлянки-язычницы опускали в специальную урну раскрашенные любовные послания своим поклонникам, а юноши рисовали образы своих любимых в честь богини Юноны, покровительницы брака и семьи, которой дарили цветы. В связи с этим упоминают еще февральские луперкалии («лупус» – волк; волчица, как известно, вскормила братьев-основателей Рима) – римский языческий праздник женского плодородия. Именно из соединения языческих эротических празднований с легендой о «священнике Валентине, покровителе влюблённых» и возник примерно в XIV веке в западноевропейской жизни и литературе эпохи Возрождения «праздник влюбленных».

Сегодняшняя «общечеловеческая культура» идёт из Америки, где этот праздник и приобрёл свои нынешние черты. В США он попал из Англии, где в средние века у влюблённых существовал обычай образовывать «валентиновские пары», которые дарили друг другу подарки. При короле Ричарде II в 1383 году стали устраивать праздник св. Валентина. Переселенцы в Новый Свет перевезли с собой этот обычай, который в опошлённом виде вернулся в Европу с американскими солдатами в конце Второй мировой войны. В 1950 году в Нюрнберге был устроен первый «Бал Валентина». Немалую роль в распространении праздника сыграла реклама цветочной и кондитерской промышленности.

В самих же США Валентинов день популяризировал в ХХ веке голливудский актёр Рудольфо Валентино. Он слыл «богом любви» и устраивал оргии под названием «День Валентина» – вот откуда взялся «праздник всех влюбленных» в современной упаковке.

Во всяком случае нынешнее празднование Дня св. Валентина в России раскручено совсем недавно как в русле общей нравственной деградации западного мира, к которой спешит присоединиться нынешняя «российская элита», так и в коммерческих целях: человеческие страсти и эмоции всегда были объектом коммерческой эксплуатации. А нынешние российские СМИ, упиваясь «праздником всех влюблённых», используют его как повод для ослабления запрета на порнографию, внедряя скабрёзности и в новости, и в культурные, и даже в политические программы. В этот день положено посылать друг другу особые поздравления – «валентинки», раздавать подарки с сексуальной подоплёкой и может быть... При этом никого не интересует подлинная история св. Валентина.

В святцах Русской Православной Церкви есть три святых Валентина: мученик Валентин Доростольский, пострадавший за веру во Христа в 228 году (память 7 мая), священномученик Валентин, епископ Интерамнский (Тернийский), убитый за исповедание христианства в 273 году (память 12 августа) и священномученик пресвитер Валентин Римский, замученный в 269 году (память 19 июля). Сведения в православных святцах, основанные на византийских источниках (общих с западными христианами до их откола), более точны. Интересно, что говорится о двух из св. Валентинов, которые по месту и времени кончины могут иметь какое-то отношение к легенде о «покровителе влюблённых».

«Святой Валентин был епископом города Интерамны в Умбрии (Италия) в правление императора Аврелиана (270-275 гг.). Он сподобился от Бога дара врачевать болезни, призывая имя Господа Иисуса Христа. Однажды он исцелил одного юношу от тяжкого недуга. Весть об этом чуде распространилась в Риме, и многие стали обращаться к христианской вере, в том числе и сын градоначальника. Градоначальник, язычник-фанатик, весь свой гнев обратил на святителя Валентина. Его стали принуждать отречься от веры и поклониться идолам. Когда святой мужественно отказался, его бросили в тюрьму, и вскоре он был обезглавлен». Произошло это в 273 году. Но о том, имел ли он какое-либо отношение к влюбленным, ничего не говорится.

Священномученик Валентин Римский, пресвитер, был схвачен за исповедание Христа и приведён к императору Клавдию, который спросил его: «Что ты думаешь о богах Зевсе и Меркурии?». Святой Валентин ответил: «Они были жалкие люди, которые время жизни своей провели нечестиво, в пороках и удовольствиях».

Своим мучителям он также рассказывал о Христе, о покаянии и спасении. Видя, что святой Валентин – человек мудрый, император Клавдий решил отдать его образованному сановнику Астерию, чтобы тот победил мученика в словесных дискуссиях. Астерий, услышав, как святой Валентин в молитвах называет Иисуса Христа Светом Истины сказал: «Если Христос просвещает каждого человека, то я теперь же испытаю, истинно ли то, что ты говоришь. У меня есть дочь, ослепшая в младенчестве, и если ты именем Христа возвратишь ей зрение, то и я уверую». Святой согласился. Астерий привёл слепую отроковицу. По молитве святого девочка прозрела, и Астерий со всеми своими 46-ю домочадцами уверовали во Христа и приняли Таинство Крещения. Узнав об этом, император Клавдий приказал беспощадно бить святого Валентина палками, после чего мученику отсекли голову мечом. Также пострадал и Астерий вместе со своей семьёй. Но в житии этого святого мученика тоже нет ни тайных венчаний, ни сводничества, ни любовных писем.

На Руси вместо «праздника святого Валентина» уже много веков существует День живших в XIII веке благоверных святых кн. Петра и кн. Февронии Муромских (8 июля), покровителей супружеского счастья. Христианство учит нас целомудрию, чистоте, нравственности, жертвенной любви к людям. Жертвенной, а не похотливой. «…Будут два одною плотью, так что они уже не двое, но одна плоть», – так говорит Господь о таинстве брака, о супружеских отношениях (Мф. 19, 5-6). Именно для кощунственного поругания христианского таинства брака и для пропаганды нарушения 7-й заповеди «Не прелюбодействуй» – и внедрён в Россию нынешний «День святого Валентина».

Если смотреть шире – он используется для разрушения института семьи, для усугубления нашей демографической катастрофы и для ослабления государства. Нынешняя же власть этому способствует, поскольку ей нужен нравственно неустойчивый народ, невосприимчивый к преступлениям и не способный сопротивляться. Таким народом неправедной власти проще управлять.

Михаил Викторович НАЗАРОВ