Каждый из веков нашей истории имеет свой особенный, неповторимый облик, смотрит на нас из прошлого глазами своих святых, не похожих на подвижников других веков. Из судьбоносного для Руси, кровавого, страшного и тем не менее благодатного XIII века смотрят на нас синие глаза двух прекрасных златокудрых рыцарей — благоверных князей Александра Невского и Феодора Смоленского
2 октября 710 лет преставления блгв. кн. Феодора Смоленского и Ярославского
Век ХIII действительно был грандиозным по своей исторической значимости. Почти в самом его начале на Русь обрушились неисчислимые полчища безпощадных, великолепно организованных в военном отношении, сметающих всё со своего пути монгольских завоевателей во главе с Батыем, одно имя которого наводило ужас. После победы 1223 года над южнорусскими князьями в битве на Калке и полного разгрома наших объединённых дружин на реке Сити близ нынешнего Рыбинска они могли творить на Руси что хотели. Батый объявил её улусом Золотой Орды, в котором местная администрация (князья) утверждались в столице Орды г. Сарае. Хан там давал им ярлык на правление. Главным же условием относительной самостоятельности русских была выплата ими значительной дани, регулярность поступления которой контролировали сидевшие в каждом княжестве полномочные представители хана — баскаки.
Так Русь стала частью громадной Монгольской империи, хвостом сильной и злой собаки. Для гордых потомков Рюрика, прежде бывших на Руси полными хозяевами, это был принципиальный исторический вызов. От того, какой будет дан на него ответ, зависело всё. Русские князья, с младых ногтей воспитанные в духе воинской доблеста и презрения к трусам, были единодушны: надо биться с захватчиками, ища, по возможности, союзников, каковыми могли бы стать, скажем, католики, так же как и мы, верующие во Христа.
Так думали все князья, кроме одного — св. Александра Невского. По своей отваге и воинскому искусству он не только не уступал другим Рюриковичам, но превосходил их, что доказал в Невской битве и Ледовом побоище; однако этот Великий князь был не просто блестящий военачальник, но и мудрец. И данная Богом мудрость подсказала ему, что при определённых условиях может быть такое, что не собака вертит хвостом, а хвост собакой. Эти условия можно и нужно создать. Он стал ездить в Орду, очаровывая хана своим природным обаянием и добиваясь от него всяческих послаблений и уступок — например, разрешения открыть в самом Сарае, подворье Русской Православной Церкви.
Эта дальновидная стратегия благоверного князя основывалась на его глубоком убеждении, что при полной невозможности победить противника мечами, копьями и стрелами его можно обезвредить, а потом и покорить духовным оружием, которое у просвещённой Христовой Истиной Руси гораздо совершеннее, чем у языческой Орды. Эту мысль св. Александр сформулировал в знаменитой фразе: «Не в силе Бог, а в правде». И Бог действительно ощутимо был с этим великим человеком, дав ему власть осуществлять задуманное вопреки желанию других князей, даже родного брата Андрея.
Сегодня, оглядываясь назад, мы можем констатировать, что план св.князя Александра был единственно правильным ответом на монгольский вызов и достиг своей цели. Правда, не всё население бывшей Золотой Орды, которая, не имея в себе достаточной нравственной силы, начала быстро распадаться, приняло Православие, а только часть, ибо уже в XIV веке хан Узбек узаконил в Орде мусульманскую веру; но даже те ордынцы, которые стали магометанами, впоследствии сочли для себя наилучшим войти в состав Русского государства, чтобы пользоваться его высокой культурой.
Так Русь перемолола Орду силой своего духа, а наши военные успехи были лишь вспомогательными.
Восхищаясь гениальной прозорливостью Александра Невского, нельзя, однако, считать, будто он один спас Русь от монгольского ига. Длительный процесс её спасения и возрождения был подхвачен другими умными князьями. И первым из них надо назвать св. Феодора, младшего сына Смоленского князя Ростислава. Он родился в 1238 году, как раз тогда, когда русские потерпели сокрушительное поражение на Сити и началось татаро-монгольское иго. Св. Феодор был младше своего сродника св. Александра на 18 лет и принадлежал уже к следующему поколению, которое и приняло от него «эстафету перевоспитания» ордынцев. И сама судьба князя Феодора промыслительно сложилась так, что он стал достойным преемником св. Александра Невского в этом необходимом для Руси деле. После смерти отца старшие братья выделили ему во владение Можайск Позже, в 1260 году, Феодор женился на Марии, дочери Ярославского князя Василия, у них родился сын Михаил, но вскоре князь овдовел, и заботу о воспитании мальчика взяла на себя тёща, княгиня Ксения.
В 1277 году Орда начала покорение Осетии. Поскольку ханы считали русских своими подданными, они привлекали их дружины к участию в своих военных действиях. Так было и на этот раз, и князю Феодору со своим отрядом пришлось влиться в войско хана Мену-Темира. Он так отличился в Осетинской кампании, что хан полюбил его всей душою и по её окончании в течение трёх лет не хотел отпускать из Орды, а затем проводил его, как сообщает летопись, «с великой честью». Находясь в Орде, русский князь не скрывал своей Православной веры, так что его пребывание там имело и миссионерский аспект. Видя, что такой умный и образованный человек исповедует христианскую религию, ордынцы начинали проникаться к ней уважением.
Вернувшись в Ярославль, князь Феодор обнаружил, что он здесь уже не ко двору. Ярославцы «не прияша его во град, но рекоша ему: сей град княгини Ксении, и есть у нас князь Михаил».
Св. князю Феодору пришлось возвратиться в Орду. Хан принял его с радостью, а его юная дочь без ума влюбилась в русского красавца-витязя. Мену-Темир предложил вдовствующему Феодору взять её в жёны. Она тоже понравилась князю, но непременным условием женитьбы он поставил принятие невестой христианства. И вторая супруга Феодора нареклась в святом крещении Анной. Заметьте: не князь перешёл в язычество, чтобы брак был законным, а ханская дочь приняла Православие. Этим подчёркивалось его духовное преимущество над язычеством. Таким образом, Анна стала первой представительницей царского рода Золотой Орды, обратившейся в христианство. Это, конечно, имело огромное психологическое значение: просвещение народа особенно действенно, когда оно начинается сверху.
Ещё интереснее и значительнее другой факт. Феодор и Анна родили двух сыновей — Давида и Константина. О них мы имеем мало сведений, но главное всё же знаем: на Ярославщине, куда они вернулись с отцом в 1290 году после смерти первого сына Феодора, Михаила, и где Феодор стал княжить, их издревле почитают как святых. От их мощей, обретенных в 1463 году и покоящихся в Спасо-Преоб-раженском монастыре Ярославля, совершилось немало чудес и исцелений. Свв. князья Давид и Константин как бы подготовили вхождение в этот сонм этнических тюрок, так же, как преподобный Пафнутий Боровский. Скончался св. благоверный князь Феодор Смоленский в 1299 году. С его смертью кончился великий, решающий для Руси XIII век.
Тойнби писал, что чем труднее вызов, стоящий перед сильной нацией, тем более энергичным и творческим бывает её ответ. Вызов, поставленный перед Русью монгольским нашествием, был настолько труден, что, казалось, сил для ответа не хватит. Хватило, и мы можем этим гордиться. А также преклоняться перед двумя главными авторами этого творческого ответа — святыми князьями Александром Невским и Феодором Смоленским, которые воспитали святых сыновей: первый — св. блгв. князя Даниила Московского, второй — свв. князей Давида и Константина.
Виктор Николаевич ТРОСТНИКОВ