Андрей Воронцов - Одухотворённые люди

 В Литературном институте имени Горького, в Большой аудитории Высших литературных курсов, состоялась персональная выставка молодого, но уже известного московского художника Москвитина

 

Филипп Москвитин родился в Иркутске в 1974 году. В 1992 году окончил Московскую среднюю художественную школу имени В. И. Сурикова. Затем поступил в Российскую академию   живописи, ваяния и зодчества, которую окончил в 1998 году. Дипломная работа его — «Портрет митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна» — представляла собой яркое свидетельство .зрелости и мастерства 24-летнего живописца. Он изображён стоящим в Царских вратах Свято-Троицкого собора  Александро-Невской Лавры. Удивительно русское, открытое, задумчивое, проникновенное лицо — таким владыка остался в памяти многих людей, имевших счастье видеть :его. Фотографии, даже самые хорошие, не способны передать
всю глубину духовности человека, а именно духовность и непреклонная твёрдость в убеждениях были главными свойствами этого выдающегося русского пастыря и мыслителя. И спасибо Митрополит Иоаннхудожнику за то, что он сумел сохранить для нас подлинный образ митрополита.

Представленные на выставке портреты открывают нам новую грань таланта художника. Одними из главных героев полотен Москвитина стали русские писатели.

Открывает эту:галерею картина, связанная с жизнью и творчеством Николая Васильевича Гоголя. Вероятно, это не случайно. Перу Гоголя принадлежит «Портрет» — повесть о художнике, попавшем во власть маммоны и загубившем свой талант

Повесть «Портрет» — это манифест русского искусства, не подвластного мiру денег. Конечно, не будем наивными: без денег художник, как и любой другой человек, жить не может. Но есть служение деньгам, что сделалось «фирменным знаком» искусства конца XX — начала XXI века, а есть принцип необходимой достаточности, которым и руководствовались великие русские художники XIXI века и Гоголь тоже. Не искусство должно служить деньгам, а деньги искусству. Творческая свобода — это возможность творить, согласуясь с потребностью души и не оглядываясь на деньги. Москвитин видит неразрывную связь любого из искусств в России с литературой. Русская духовная и светская литература заложила и глубоко развила концептуальные основы любого творчества в том необозримом культурном, цивилизационном пространстве, которое называется Россией. Если устранить из нашей живописи литературную составляющую, то это уже будет, наверное, не русская живопись.

В лицах современных русских писателей: Василия Белова, литературоведа, историка философии Бориса Тарасова, искусствоведа Веры Брюсовой, поэтессы Нины Карташовой, критика и прозаика Николая Дорошенко — художник увидел внутреннюю работу мысли, состояние самоуглубления, возвышающее человека над повседневностыо, с её примитивными «законами выживания». Вспомните лица героев ТВ и сравните их с лицами на картинах Москвитина. Это мiр и антимiр! Художник предпочитает мiр, в котором ещё живут одухотворённые люди, а не антимiр, населённый ловчилами с пустыми бегающими глазами.

Вера БрюсоваВыразителен портрет покойной ныне Веры Григорьевны Брюсовой, скромной, хрупкой женщины, склонившейся над книгами. Она была неутомимой подвижницей и пропагандистом русского искусства, в том числе и творчества самого Филиппа Москвитина. Лицо Веры Григорьевны словно светится изнутри тем светом, что озаряет подлинно духовных людей.

На выставке художника в Литературном институте имени Горького были, разумеется, не только портреты писателей — например, экспрессивный портрет певца Фёдора Тарасова, весьма удачный автопортрет самого живописца. И, конечно, его портреты духовных подвижников — Патриархов Тихона и Алексия II, архимандрита Тихона из Оптиной пустыни, игумена Феодорита, монахини Аркадии и других.

Выделяется картина, изобра-:жающая наместника Аносино-Борисоглебского женского монастыря архимандрита Спиридона на фоне возрождённой им обители. Он стоит в распахнутом полушубке, с мобильным телефоном в руке — кажется, лишь на одно мгновение отвлёкся, чтобы взглянуть на нас. И это не шутка в «новорусском» стиле — таковы они, современные архимандриты, которым одновременно с духовным попечением о вверенной им обители приходится быть и прорабами, и хозяйственниками, и много ещё кем!
Выставка Филиппа Москвитина, на которой мы увидели ещё и прекрасные иконы его работы, ярко демонстрирует это.

Следует сказать и о том, что Москвитин не только прекрасный портретист и иконописец, но и мастер пейзажа,! Его лучшие полотна в этом жанре: :«На Никольском кладбище», «Цветущая яблоня», «Вид на Фонтанку из Летнего сада», «Остров Коневец в непогоду», «Январь в Аносино», «Руины Херсонеса Таврического», «Вид на Аи-Петри из Алупки», «Мыс Фиолент» — даруют нам ощущение мiра во всей его полноте и глубине. Художник умеет уловить то, что древние называли «гением местности».  Любит Москвитин село Аносино. В советское время, помню, Аносинский монастырь лежал в развалинах, от него сохранились лишь часть стены с башенками да подсобные помещения, а во дворе стояла сломанная сельхозтехника. Но тем не менее всегда от этого места веяло чем-то величественным. И Император Николай Второйхудожник Москвитин смог передать неуловимое очаровавние этого святого места. Его быстрый, цепкий взгляд с помощью классической техники позволяет ему «остановить мгновенье». Мы не найдём у Москвитина акварелей или пастелей. Он предпочитает писать маслом, которое для серьёзного художника — как янтарная смола, в которую попадает листок или стрекоза, сохраняясь на тысячелетия.

Много работает он и в жанре исторической живописи. На выставке был представлен один  из лучших образцов этого жанра — «Прощание с Америкой святителя Тихона». Владыка Тихон прощается на Аляске с плачущими алеутами посреди холодного каменного мiра, в котором он, кажется, — единственный источник тепла и доброты. Сильное впечатление оставляет портрет Николая II, где Государь смотрит на нас из окна вагона рокового поезда, загнанного однажды в тупик на станции Дно...

В течение недели после открытия выставки я присутствовал на защите дипломов выпускников Высших литературных курсов в аудитории, где висели картины Москвитина, видел, с каким интересом все рассматривали их, обменивались впечатлениями. Видел, что полотна никого не оставили равнодушными.  А это для художника едва ли не самое главное. Филипп Москвитин — в расцвете творческих сил. Он создаёт образы одухотворённых людей, и ему это удаётся. Ждём от него новых картин и выставок.

Андрей Венедиктович ВОРОНЦОВ