В Рождество всё существующее (звёзды на небе, снег и цветы) окрашивается особым цветом. Оттого что родился Младенец в яслях, всё обретает черты детскости.
О Рождественских подарках
«Слово стало плотию и обитало среди нас», – вот пасхальная тайна Рождества. Слово – То, Которым всё было, – восхотело стать плотию и жить с нами, живыми существами, со всем творением. Мир, который Бог заключил в Рождество с человеком, – мир со всем творением. И как человек обновляется в Рождество, потому что Бог стал человеком, так всё творение становится новым. Потому вместе с пастухами и волхвами – Звезда и ангелы, овцы и волы участвуют в Вифлееме в тайне Воплощения. В Рождество всё существующее (звёзды на небе, снег и цветы) окрашивается особым цветом. Оттого что родился Младенец в яслях, всё обретает черты детскости. Все предметы становятся игрушками и подарками. Да, только так можем мы воспринимать тварный мiр серьёзно. Только так он становится таким, каким задумал его Бог. Лучше всего мы постигаем все вещи, когда они становятся для нас игрушками Божиими. И когда мы становимся для них детьми Божиими вместе с Младенцем Христом. Если бы мы могли взглянуть на мiр глазами Младенца Христа, мы увидели бы всё в истинном свете.
Например, возьмите ель – рождественское дерево, – почему оно украшает сейчас наши храмы? Дерево издревле – символ жизни. Мало кто знает, почему в домах на ёлку вешают конфеты, шары, колокольчики – это память о райском древе, полном даров. Дерево обозначает рай. Поставить рождественское дерево в храме и в доме – напомнить о рождении первого Адама. И Второго Адама, открывающего путь жизни. Сияющие гирлянды, фонарики, свечки на ёлках – символ Божественного света. Христос скажет о Себе: «Я есть свет». А вечнозелёный цвет ели – страж надежды. Если бы мы могли на мгновение взглянуть на ели в храме и дома глазами Младенца Христа, нам раскрылись бы целые страницы Писания: древо Эдемского сада, древо Иессеево, представляющее родословную Христа, древо с птицами из сна Навуходоносора (Дан. 4, 9), древо Креста, древо жизни, о котором говорит Откровение – «побеждающему дам вкушать от древа жизни» (Апок. 2, 7).
Всё на свете – игрушки и, более того, – подарки. Слово стало Младенцем, чтобы предложить Себя нам, чтобы быть подарком – там, где мы. Чтобы быть всецело для нас и с нами. Можем ли мы представить волхвов у яслей без подарков? Можем ли мы представить творение Божие перед Младенцем в яслях не как подарок ко дню Его рождения? Отдавать себя в дар – таков новый образ бытия. Отдавать себя как подарок – в этом всё обнищание и всё богатство Бога, человека и всего творения. Игрушки и подарки – не просто предметы, но сокровенное раскрытие тайны, которое называется любовью.
«Слово стало плотию, Бог стал человеком.» И сердце Божие бьётся вместе с миллиардами человеческих сердец. Теперь мы знаем, что живёт в человеческом сердце, потому что Всезнающий Бог восхотел стать Богом совершенно близким. Он не только восхотел узнать, что есть в человеческом сердце, но испытать это на Себе до конца. И в Нём мы узнаём самих себя. В нашем сердце – не мечта, которая никогда не осуществится, в нём – не наше осуждение за безнадёжное поражение. Не фатальное самооправдание перед лицом бесконечной правды. Нет, в нашем сердце – полнота жизни по дару Христа. Потому что Сам Бог воспринял его. И мы научаемся от Него всецелой отдаче себя.
О трёх тайнах спасения, возвещаемых ангелами Рождественской ночи
Вместе с благовестием о Рождестве Христовом услышим сегодня благовестие о трёх тайнах нашего спасения – то, о чем возвещают ангелы Рождественской ночи: «Слава в Вышних Богу, и на земле мир, в человецех благоволение».
Тайна спасения совершается, когда возносится слава Богу от полноты радостного сердца. И это должно быть на первом месте в жизни. «Слава в Вышних Богу» – а не какому-то богу, созданному людьми в нижних. Когда в Вышних возносится слава Богу, тогда на земле бывает мир и у людей благоволение.
В этом разгадка всей истории человечества. Когда первый человек славил и хвалил Бога любящим радостным сердцем – земля цвела и благоухала, и в сердце его был мир, превосходящий всякое разумение. И воля его была крепка к добру. Но когда отвернулся он от Бога, тогда вошёл в мiр весь ужас зла, вражды, страха и предпочтения греха добру.
Самый великий подарок, который мы можем принести рождшемуся Христу – это благоволение. Это наша воля, устремлённая к добру. В мiре, где воля людей всё больше склоняется ко злу, где грех становится нормой, этот подарок особенно драгоценен. И это единственное, чего ждёт от нас Господь. Такой подарок приносят волхвы и такой подарок приносят пастухи, потому что они простыми чистыми сердцами славят Бога, и они знают, какой мир Господь приносит на землю.
Три тайны, о которых возвещают ангелы, присутствуют и в трёх дарах, которые приносят волхвы – в золоте, в ладане и в смирне. Святые отцы говорят нам о том, что эти три дара означают тайну Пресвятой Троицы. Они означают и тройное служение рождшегося Богомладенца: царское, священническое и пророческое. Ибо золото – это символ царского господства, ладан – это священство, смирна – это пророческая жертвенность. Сам Господь приносит в них драгоценнейшие дары для нас, которыми мы должны дорожить больше всего на свете: правду, молитву и ту нетленную жизнь, которая даруется через принятие смерти.
Как сподобились принятия этих даров первые святые? Мы знаем, что Господь призвал волхвов из тьмы неведения и заблуждения. Они поклонялись звёздам, они верили в слепую судьбу. Они были язычниками и не знали истинного Бога. Но так велико было в них желание истинной жизни, что они бодрствовали днём и ночью, ища ответа на самые главные вопросы. И когда явилась эта звезда – всё оставили и пошли за ней, чтобы обрести истину.
Есть нечто важное в том, что волхвы возвратились домой, как сказано в Евангелии, другим путем. Иным, чем тем, которым они пришли к Вифлеемским яслям. Здесь Дух Святой открывает великую тайну нашего спасения. Ибо наш дом есть рай, который мы потеряли. Мы сбились с дороги, идя к полноте жизни через гордость, через непослушание, через ложное знание о мiре невидимом, через вкушение запретного плода. Но теперь всё должно стать иным, если мы увидели Господа. Мы должны возвращаться домой другим путём – путём послушания и смирения, путем слёз и скорбей, хваля и благословляя нашего Господа.
Святитель Григорий Двоеслов говорит, что взамен даров, которые волхвы принесли Господу – золота, ладана и смирны, они получили несравненно большие дары от Самого Христа. Они исполнились Его правдой, они научились от Него молитве, приобщились Его вечной жизни.
Будем и мы возвращаться из храмов домой после сегодняшнего праздника – и в прямом, и в самом глубоком таинственном смысле, о котором возвещает нам Церковь. Будем стараться от скудости нашей приносить Господу всё, что у нас есть. И самое главное – благую нашу волю, нашу волю к добру, несмотря на все усилия сатаны растлить её и разрушить дело пришествия в мiр Бога нашего.
И мы узнаем тогда, что дары, которые мы приносим Господу – ничто по сравнению с теми дарами, которые Он нам даёт. Потому что мы приходим к Нему и уносим в своих сердцах Его Самого – Господа и Бога нашего Иисуса Христа.
О предназначении человека
Праздник Рождества Христова – событие среди зимы этого года, среди зимы истории. Несмотря на горе и отчаяние, которые окружают нас, мы снова в радости рождения Христова. И эта радость одновременно проста и потрясающа. Нам открывается, что наш Бог – не отдалённый Бог, сокрытый в каких-то мiрах, а Тот, Кто не хочет отделить Себя от нас и становится человеком в объятиях Пресвятой Девы Марии, чтобы разделить наши радости и скорби.
Бог открывает нам предназначение человека. С самого начала Он вступает в сражение со злом – с тем злом, которое Он не сотворил, и которое теперь будет проявляться до конца, до Его Креста, до наших сегодняшних дней, до кончины мiра. И всегда там, где совершается зло, мы должны видеть профиль и тень сатаны, противника, воплощающего в себе ненависть ко Господу нашему. Того, кто по преимуществу враг человеков и враг Божий.
Мы призываемся встать у вертепа Господня и понять, для чего мы рождаемся на свет. Узнать, что Он, отвергаясь всякой пышности, всего того, что считается великим и славным, даже не избрал Себе какого-нибудь худого дома, а благоволил возлечь в яслях, в скотской пещере.
Приблизимся к Нему вместе с волхвами и пастухами, и принесём Ему всё золото мира, всё золото Церкви и всё золото нашей любви, и всё благоухание наших снежных полей и наших летних лугов, и всё благоухание наших богослужений. Всё, что у нас есть, всю жизнь до смерти.
Это маленькое хрупкое Дитя, лежащее в яслях, Тот, Кому уже угрожают воины Ирода – Он в то же время Тот, Кто открывает нам безмерность Божественного, океан света, который называется лоном Отчим. И научимся вместе с Ним говорить «Отче наш» и «Авва Отче». И как бы ни были скорбны наши обстоятельства, и что бы ни было у нас впереди – всё примем вместе с Ним с младенческой доверчивостью. А впереди – Гефсимания и Голгофа Церкви, по дару Христа, ради спасения всех.
И, несмотря на то, что зима, мы уже ощущаем здесь то тепло, которое возвещает Пасху Господню. Пусть все сегодня будут в радости этого Дня Еммануила – с нами Бог!
Мы поём сегодня: «Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия мiрови свет разума. В нем бо звездам служащии звездою учахуся Тебе кланятися, Солнцу правды». Солнце по закону природы восходит для всех и достигает всех. И для всех взошло Солнце правды – Христос. Он пришёл для того, чтобы всех искупить от смерти, от страдания, от диавола. Чтобы взять на Себя грех мiра, за всех принять смерть и для всех воскреснуть.
Протоиерей Александр ШАРГУНОВ