Если мои книги нужны России, то Господь убережёт их от гибели; а если они не нужны ни Богу, ни России, то они не нужны и мне самому. Ибо я живу только для России.
И.А. Ильин
Я внёс в эпиграф слова, сказанные Иваном Александровичем Ильиным в 1949 году, потому, что сейчас, когда в нашей стране снова набирает градусы чиновничья русофобия и озлобленная антиправославная истерия, нам крайне необходим этот обозначенный великим русским патриотом ориентир, по которому должна выстраиваться в нашей стране деятельность православного человека.
Недавно один из авторов знаменитого письма академиков господин В.Л. Гинзбург с присущей столь учёному человеку толерантностью, изволил выразиться, что «преподавая религию в школах, эти, мягко говоря, сволочи церковные хотят заманить души детей».
Видимо, я тоже принадлежу к «сволочам церковным», поскольку – каюсь! – да, грешен, это одно из моих самых заветных желаний… Если уж не заманить русских детей в Церковь, то хотя бы отманить их с того гибельного, ведущего в духовную пропасть пути, по которому принуждают их идти подобные Гинзбургу господа.
И как тут не вспомнить слова Ивана Александровича Ильина, говорившего, что «бывают люди, как бы прилепившиеся к своему собственному телу и к своим чувственным ощущениям… Можно сказать, что они “повёрнуты наружу”, внутренняя жизнь их не заботит... Они ужасающе мало знают о том, что такое сердце и совесть; их не мучает чувство ответственности, чувство социального они воспринимают с кривой усмешкой; добро и зло для них – “предрассудок для глупцов”; а о том, что нам открывают опыт и наблюдения, они и вовсе не подозревают… Они не могут представить себе, что такое религия и вера, и постоянно чуют за этим обман».
Этим словам Ивана Александровича уже больше семи десятилетий, но кажется, что сказаны они про нас, и это нам, «беспомощным людям», живущим уже в начале третьего тысячелетия, рассказывает философ сказочку про человека, который так долго и рьяно смотрел из своего окна, что и сам потерялся в нём, и теперь думает, что он ни что иное, как окно и только окно, и что на всём белом свете не существует ничего, кроме окон…
Я думаю, что наши неуспехи в деле распространения православного воспитания, внедрения его в общеобразовательные школы не в том, что мы слишком радикальны в этом вопросе, а в том, что мы предлагаем некие полумеры, как бы стесняемся сказать самое главное…
Иван Александрович Ильин считал, что «религиозная вера есть величайшая сила, призванная углублять, очищать и облагораживать инстинкт личного и национального самосохранения».
Наверное для нас сейчас это одна из главнейших идей Ильина.
Уже не раз отмечалось, что все его сочинения – живой отклик на русские проблемы, ибо главным предметом исследований Ивана Ильина всегда оставались Россия и русский народ. К этому можно добавить только, что с годами мысли Ивана Александровича Ильина становятся всё более актуальными и насущными, и остаётся только дивиться, как точно соответствуют оценки и прогнозы философа реалиям русской действительности начала III тысячелетия.
И сейчас, накануне предстоящих президентских выборов, на этом пиру политтехнологов и пиарщиков всех мастей, очень своевременно было бы вспомнить знаменитую аксиому власти Ивана Ильина, согласно которой государственная власть всегда должна осуществляться лучшими людьми, потому что когда это правило нарушается, происходит катастрофа, захватывающая как само общество, так и носителей власти.
«Люди становятся чернью тогда, когда они берутся за государственное дело, движимые не политическим правосознанием, но частною корыстью; но именно поэтому они не ищут лучших людей и не хотят передавать им власть».
Если это сказано не про нынешнюю власть, то про кого же ещё?
Политики, оккупирующие последние десятилетия экраны телевизоров, именуют себя государственной элитой, но это даже не самооценка, это усиленно навязываемая обществу самореклама.
По Ивану Александровичу Ильину это не элита, а чернь, к которой «может принадлежать всякий: и богатый, и бедный, и тёмный человек, и “интеллигент”. Чернь отличается корыстною волею и убогим правосознанием, а в революционные эпохи сверх того и политическою притязательностью».
И трудно, трудно отделаться от ощущения, что господа из нашей главной партии «Единая Россия» вознамерились самой своей практической деятельностью взять и осуществить инсценировку этих слов И.А. Ильина.
Очевидно, в этой «корыстной воле и убогом правосознании» мы и найдём объяснение, почему тормозится не только преподавание основ православной культуры в школах, но и любая попытка нравственного воспитания в современной России. И это при том, что много численные современные социологические исследования свидетельствуют, что более половины граждан нашей страны считают себя православными, а подавляющее большинство уверено, что необходимо укреплять нравственность.
Но есть и другие цифры…
Согласно опросам НИИ комплексных социальных исследований Санкт-Петербургского государственного университета, самый большой процент атеистов в городе – среди начальников всех уровней. И эта ситуация, когда для православного народа пишут законы и заставляют соблюдать их неправославные люди, характерна не только для Петербурга, но и для всей современной России.
Высокопреосвященнейший Сергий, архиепископ Самарский и Сызранский недавно сказал, что невозможно обустроить наше Отечество без православной веры. Замечательные слова… Именно в них и заключено объяснение того поразительного факта, что вопреки всем т.н. «национальным проектам», вопреки бодрым заверениям Президента и кандидатов в преемники всех уровней, реальное качество жизни растёт пока только у чиновников да олигархов, а народ, особенно за пределами Москвы, Петербурга и ещё нескольких мегаполисов, хорошую жизнь видит только в телесериалах.
Конечно, за время президентства Владимира Владимировича Путина многое изменилось в нашей стране, но решение принципиальных проблем по-прежнему не сдвинулось с места. Не предпринимается практически никаких шагов для прекращения дальнейшей колонизации нашей страны. Львиная доля сверхдоходов за нефть употребляется любимым (ставшим сейчас вице-премьером) министром нашего президента не для развития нашей промышленности, не для реализации насущно необходимых России социальных программ, а для укрепления американского доллара, для поддержки американской экономики. Усиленно насаждается русофобская швыд-культура, власти пресекают любые попытки защиты интересов и прав русских людей, идёт массированное наступление на нравственность.
Всех радует, что В.В. Путин цитировал Ивана Александровича Ильина в своих программных выступлениях. Только почему-то кадровыми своими решениями он делает всё, чтобы, как и в самые мрачные ельцинские годы, с опаской произносили мы слова И.А. Ильина, что «...любовь к Родине есть творческий акт духовного самоопределения, верный перед лицом Божиим и потому благодатный». По-прежнему надежды мыслителя, что «патриотизм и национализм раскроются в их священном и непререкаемом значении», осуществляются сейчас в нашей действительности не благодаря, а вопреки неустанным попыткам обслуживающих власть политтехнологов деформировать эту действительность в своих интересах.
Пытаясь разобраться, для чего (не для того ли, чтобы не ускользнула русская мысль Ильина
из круга разжиревшего чиновничества и прикормленных учёных?) с таким необыкновенным искусством и пытается оседлать Президент любое движение общественной русской мысли, мы не должны забывать о преобразующем воздействии, которое национальная идеология И.А. Ильина оказывает и на тех, кто пытается использовать эту идеологию в своих личных интересах. Тем более что преобразующая сила русской православной идеологии необыкновенно сильна.
Не поэтому ли и видим мы, что практически из небытия, невзирая на противодействие всесильной отечественной и мировой демократической общественности, возрождается и становится реальностью Святая Русь. На наших глазах восстанавливаются разрушенные храмы и монастыри, на наших глазах возрождается приходская жизнь. Более того. Сейчас необыкновенно реально осуществляется участие в сегодняшней жизни наших великих святых.
Чем, если не Божией помощью, объяснить, что именно в эти воистину роковые для нашей страны годы, является нам череда дивных юбилеев, которые, конечно же, могли бы многое переменить, укрепить и укрупнить в нашем национальном самосознании, которые могли бы объединить русских коммунистов и русских капиталистов, русских монархистов и русских демократов, если бы мы хотели, если бы мы готовы были принять эту небесную помощь.
В прошлом году в феврале можно было бы широко отпраздновать 500 лет со дня рождения «исповедника Правды» – митрополита Филиппа (Колычева). Ещё один юбилей – тоже 500-летие – явления преподобному Александру Свирскому, единственному из русских святых, Святой Троицы, юбилей, который зачем-то, чуть ли не задним числом, вопреки всем историческим свидетельствам, перенесли. Слава Богу, что этого не случилось со 100-летием памяти Всероссийского батюшки – святого праведного Иоанна Кронштадтского.
Всемирным русским народным Собором 2007 года, проходившим в Москве под председательством Святейшего Патриарха Алексия II, решено было объявить 2008 год годом памяти святого праведного Иоанна Кронштадтского.
Случайно ли, что на этот 2008-й год выпало и 125-летие Ивана Александровича Ильина, родившегося 25 марта 1883 года?
В юбилеях есть непостижимая сила. Во всенародном переживании происходит не только воспоминание о событии, но и укрупнение события и подлинное осуществление его.
Ведь главное, что мы можем сделать в ходе празднования столетия памяти Иоанна Кронштадтского, это достичь единства в самих себе, понять, наконец, что судьба Православия и России важнее для нас любых наших привязанностей и обольщений. В этом единстве – залог спасения нашего Отечества и его возрождения в православной красоте и силе!
Николай Михайлович КОНЯЕВ
(продолжение в №2)