15 января, 1833 года, 175 лет назад отошёл ко Господу преподобный Серафим Саровский, дивный Божий угодник, великий подвижник Русской Церкви
Любовь святого старца прп. Серафима Саровского щедро изливается на каждого, кто обращается к нему со своими бедами, болезнями и проблемами. «Радость моя!» – такими словами встречал святой чудотворец при жизни своей всех притекавших к нему паломников, даря им исцеление и утешение. Да и сейчас на Саровской земле, освященной подвигом великого подвижника и ставшей местом паломничества, совершается множество чудес.
Преподобный Серафим родился 1 августа (19 июля по ст. ст.) 1754 года (по другим данным – в 1759 году) в г. Курске, при крещении дано ему было имя Прохор. С детства Прохор находился под Божией защитой – в семилетнем возрасте он упал с высокой колокольни, но остался невредим, а когда спустя три года мальчик тяжело заболел, к нему во сне явилась
Божия Матерь и обещала выздоровление, что и исполнилось. Мальчик не любил детских шумных игр, больше нравилось ему в одиночестве читать Священное Писание.
Будучи наследником богатых родителей (отец его был купцом), Прохор должен был продолжить родительское дело, но душа его стремилась совсем к другой жизни. В 18 лет он ушёл паломником в Киев к старцу Досифею, у которого испросил благословение на монашеский подвиг. Старец благословил Прохора на монашество в Саровской обители, где монахи жили в строгой аскетической дисциплине. Там в течение восьми лет служил он послушником у старца Иосифа, а потом был пострижен в монахи и позднее посвящён в иеродиаконы. Игумен Саровской обители Пахомий, зная о пламенной вере Прохора, при пострижении дал ему имя – Серафим («Огненный»).
Вскоре после пострижения Серафим безнадёжно заболел водянкой, но от услуг врача отказался и пришедшему его исповедать и причастить игумену сказал: «Я поручил себя истинному Врачу душ и телес – Господу и Его Пречистой Матери». После этого подвижнику было видение – Сама Пресвятая Дева Мария с апостолами Петром и Иоанном. Божия Матерь повернулась к апостолу Иоанну со словами: «Сей от рода Нашего». При этом Она положила Свою руку на голову больного, и тотчас из раны в его правом боку начала вытекать вода, переполнявшая тело. Шрам от этой раны остался у Серафима на всю жизнь, а здоровье его быстро пошло на поправку. После исцеления долгие дни проводил Серафим в благодарственной молитве Божией Матери.
В 1793 году Серафима посвящают в иеромонахи, а спустя некоторое время он решает взять на себя подвиг отшельничества вне стен монастыря. Взяв с собой только Евангелие и священные сосуды для Литургии, он уходит холодным зимним утром в маленькую хижину, построенную в лесу. Отшельник был одет несколько странно: вместо чёрной монашеской одежды – белая; на ногах лапти и старая шапочка на голове. На груди был крест – подарок матери, а на спине мешок с камнями и Евангелием. Под рубахой Серафим носил ещё несколько железных крестов, которые весили около 28 фунтов, а подпоясан был железным поясом. «Томлю томящего мя», – говорил Серафим. Живя в лесу, зимою он рубил дрова для своей кельи, а летом разводил огород, плодами которого и кормился. Занимаясь делами, Серафим постоянно находился в молитве.
Миновало восемь лет. Однажды, когда отшельник рубил дрова около своей хижины, к нему подошли трое разбойников и стали требовать денег. Увидев, что у него ничего нет, они сильно избили отшельника палками. Несмотря на то что Серафим был сильным и держал в тот момент в руках колун, применять его против злодеев он не стал. Обыскав хижину отшельника, они ушли, а Серафим до глубокой ночи пролежал на земле без сознания.
Только к утру добрался он до монастыря и, обессиленный, лёг в келье. От врачебной помощи он опять отказался. И вновь во сне пришла к нему Божия Матерь. Спустя две недели Серафим чувствовал себя вполне здоровым, но избиение не прошло без следа – навсегда остался сгорбленным и ходить мог, только опираясь на посох. Через пять месяцев Серафим опять вернулся в свою хижину.
В лесу Серафим наложил на себя новый аскетический подвиг – молчание, а потом – затворничество. Годами жил затворник один в нетопленной келье, освещаемой только слабым светом, исходящим от постоянно горящей лампады у иконы Божией Матери, погружённый в молитву. По воскресеньям он причащался Святых Христовых Таин, которые подавали ему через окошечко в двери. Так прошло 15 с половиной лет.
С 1825 года начался новый период в жизни Серафима – старчество. Потекли к Преподобному паломники со своими болезнями и горестями. И всех принимал старец с равным вниманием и любовью – богатых и бедных. Часто после беседы он, налагая на голову исповедовавшегося свою епитрахиль, произносил разрешительную молитву, помазывая крестообразно лоб причастника маслом из постоянно горящей лампады, и давая испить святой воды, целовал его на прощание со словами: «Христос воскресе, радость моя!».
Последние восемь лет жизни преподобного Серафима были одним смиренным делом любви. С раннего утра после причащения Христовых Таин он принимал множество посетителей. Те, кто не мог посетить его лично, посылали ему письма, и прп. Серафим отвечал им, часто даже не открывая конвертов. За год до смерти силы святого старца начали слабеть, всё больше времени он проводил в молитве, однако больным помогал по-прежнему охотно, продолжая исцелять многих из них.
«…Когда я помру, приходите к моему маленькому гробу. Всё, что тяготит вашу душу: или вам живётся тяжело, или вы имеете что-либо вас беспокоящее, – приходите ко мне и приносите ваши печали. Падите на землю и расскажите мне всё, как живому, я вас услышу, и ваша печаль скоро пройдёт! Для вас я живу и буду вечно жить!» – говорил преподобный старец.
В первый день 1833 года, в воскресенье, преподобный Серафим последний раз присутствовал на Божественной Литургии в храме. В келье он весь день пел пасхальные песнопения. Три раза выходил старец на место, которое было предназначено для его могилы. На следующее утро нашли его в келье перед иконой Божией Матери «Умиление» лежащим со скрещёнными на груди руками и светлым лицом – святой Серафим отошёл в вечную жизнь.
Велика была любовь народа к святому старцу при его жизни, но и после его кончины почитание Преподобного не прекратилось: его изображения благоговейно хранились верующими людьми во многих домах. В 1903 году по инициативе государя Николая II произошло прославление преподобного Серафима, Саровского чудотворца в лике святых.
В смутное революционное время храм преподобного Серафима в Сарове и Серафимо-Дивеевский монастырь (Пресвятая Богородица учредила это место как Свой Четвертый удел на земле) разделили участь многих поруганных святынь. Мощи святого в течение долгих десятилетий были скрыты от людских глаз, но в 1991 году произошло второе обретение честных мощей прп. Серафима Саровского, привлёкшее десятки тысяч паломников, которые нескончаемым потоком притекали в Дивеево поклониться вновь обретённой святыне. В настоящее время мощи преподобного Серафима находятся в Троицком соборе Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского женского монастыря.
Богородичную Канавку, окружающую Серафимо-Дивеевский монастырь, знают во всём мире. «Канавка эта – стопочки Божией Матери, тут её обошла Сама Царица Небесная и Своим пояском измерила… Земля с этой Канавки дороже золота…» – ещё при жизни говорил прп. Серафим. Идут и идут сейчас по Канавке люди – исцеляются от болезней, получают ответы на давно мучающие вопросы, находят выход из тупиковых жизненных ситуаций. Лечит людей и земля с Канавки – её и пьют, замешивая на воде святых источников, и прикладывают к больным местам. Ею посыпают и вокруг домов – она защищает людей от любой нечисти.
Целебные источники Дивеева известны с давних пор – исцелили они уже многие тысячи людей. Святых источников в Дивееве несколько: Казанский, Целителя Пантелеимона, матушки Александры, Иверский и батюшки Серафима.
Ещё в Дивееве есть два уникальных камня батюшки Серафима, которые также исцеляют людей. Существует предание, что незадолго до своей кончины старец принёс два небольших камня, положил их в разных местах и сказал, что эти камни будут расти и лечить людей. И потянулся народ к святым целебным камням, и начались исцеления.
Вот оно, удивительное Дивеево, – Четвёртый удел Пресвятой Богородицы на земле! Если нет возможности повидать Серафимо-Дивеевский монастырь – не нужно сокрушаться. Великий молитвенник земли русской никому и нигде не отказывает в своей помощи, достаточно только иметь в доме икону с его изображением и молиться ему от всего сердца.
На иконах прп. Серафима Саровского изображают как в полный рост, так и по пояс – в монашеском облачении. Правая рука святого – в именном, благословляющем перстосложении, а в левой руке обязательно присутствуют чётки. Бывают изображения святого подвижника и в том виде, в котором он подвизался в старчестве – согбенного, с посохом в руке.
Помимо дня преставления прп. Серафима, Саровского чудотворца, 15 января, Православной Церковью в этот же день празднуется и второе обретение его мощей (первое обретение мощей отмечается 1 августа). В Дивееве эти дни празднуются очень торжественно, с Крестным ходом, при огромном стечении паломников из разных уголков земли.
Галина Павловна БАСКОВА
Картины священника Сергия Симакова