Галина Баскова - Чудотворец из Сарова

15 января, 1833 года, 175 лет назад отошёл ко Господу преподобный Серафим Саровский, дивный Божий угодник, великий подвижник Русской Церкви
 

 
Любовь святого старца прп. Серафима Саровского щедро изливается на каждого, кто обращается к нему со своими бедами, болезнями и проблемами. «Радость моя!» – такими словами встречал святой чудотворец при жизни своей всех притекавших к нему паломников, даря им исцеление и утешение. Да и сейчас на Саровской земле, освященной подвигом великого подвижника и ставшей местом паломничества, совершается множество чудес.

Преподобный Серафим родился 1 августа (19 июля по ст. ст.) 1754 года (по другим данным – в 1759 году) в г. Курске, при крещении дано ему было имя Прохор. С детства Прохор находился под Божией защитой – в семилетнем возрасте он упал с высокой колокольни, но остался невредим, а когда спустя три года мальчик тяжело заболел, к нему во сне явилась

Божия Матерь и обещала выздоровление, что и исполнилось. Мальчик не любил детских шумных игр, больше нравилось ему в одиночестве читать Священное Писание.

Будучи наследником богатых родителей (отец его был купцом), Прохор должен был продолжить родительское дело, но душа его стремилась совсем к другой жизни. В 18 лет он ушёл паломником в Киев к старцу Досифею, у которого испросил благословение на монашеский подвиг. Старец благословил Прохора на монашество в Саровской обители, где монахи жили в строгой аскетической дисциплине. Там в течение восьми лет служил он послушником у старца Иосифа, а потом был пострижен в монахи и позднее посвящён в иеродиаконы. Игумен Саровской обители Пахомий, зная о пламенной вере Прохора, при пострижении дал ему имя – Серафим («Огненный»).
Вскоре после пострижения Серафим безнадёжно заболел водянкой, но от услуг врача отказался и пришедшему его исповедать и причастить игумену сказал: «Я поручил себя истинному Врачу душ и телес – Господу и Его Пречистой Матери». После этого подвижнику было видение – Сама Пресвятая Дева Мария с апостолами Петром и Иоанном. Божия Матерь повернулась к апостолу Иоанну со словами: «Сей от рода Нашего». При этом Она положила Свою руку на голову больного, и тотчас из раны в его правом боку начала вытекать вода, переполнявшая тело. Шрам от этой раны остался у Серафима на всю жизнь, а здоровье его быстро пошло на поправку. После исцеления долгие дни проводил Серафим в благодарственной молитве Божией Матери.

В 1793 году Серафима посвящают в иеромонахи, а спустя некоторое время он решает взять на себя подвиг отшельничества вне стен монастыря. Взяв с собой только Евангелие и священные сосуды для Литургии, он уходит холодным зимним утром в маленькую хижину, построенную в лесу. Отшельник был одет несколько странно: вместо чёрной монашеской одежды – белая; на ногах лапти и старая шапочка на голове. На груди был крест – подарок матери, а на спине мешок с камнями и Евангелием. Под рубахой Серафим носил ещё несколько железных крестов, которые весили около 28 фунтов, а подпоясан был железным поясом. «Томлю томящего мя», – говорил Серафим. Живя в лесу, зимою он рубил дрова для своей кельи, а летом разводил огород, плодами которого и кормился. Занимаясь делами, Серафим постоянно находился в молитве.

Миновало восемь лет. Однажды, когда отшельник рубил дрова около своей хижины, к нему подошли трое разбойников и стали требовать денег. Увидев, что у него ничего нет, они сильно избили отшельника палками. Несмотря на то что Серафим был сильным и держал в тот момент в руках колун, применять его против злодеев он не стал. Обыскав хижину отшельника, они ушли, а Серафим до глубокой ночи пролежал на земле без сознания.

Только к утру добрался он до монастыря и, обессиленный, лёг в келье. От врачебной помощи он опять отказался. И вновь во сне пришла к нему Божия Матерь. Спустя две недели Серафим чувствовал себя вполне здоровым, но избиение не прошло без следа – навсегда остался сгорбленным и ходить мог, только опираясь на посох. Через пять месяцев Серафим опять вернулся в свою хижину.

В лесу Серафим наложил на себя новый аскетический подвиг – молчание, а потом – затворничество. Годами жил затворник один в нетопленной келье, освещаемой только слабым светом, исходящим от постоянно горящей лампады у иконы Божией Матери, погружённый в молитву. По воскресеньям он причащался Святых Христовых Таин, которые подавали ему через окошечко в двери. Так прошло 15 с половиной лет.

С 1825 года начался новый период в жизни Серафима – старчество. Потекли к Преподобному паломники со своими болезнями и горестями. И всех принимал старец с равным вниманием и любовью – богатых и бедных. Часто после беседы он, налагая на голову исповедовавшегося свою епитрахиль, произносил разрешительную молитву, помазывая крестообразно лоб причастника маслом из постоянно горящей лампады, и давая испить святой воды, целовал его на прощание со словами: «Христос воскресе, радость моя!».

Последние восемь лет жизни преподобного Серафима были одним смиренным делом любви. С раннего утра после причащения Христовых Таин он принимал множество посетителей. Те, кто не мог посетить его лично, посылали ему письма, и прп. Серафим отвечал им, часто даже не открывая конвертов. За год до смерти силы святого старца начали слабеть, всё больше времени он проводил в молитве, однако больным помогал по-прежнему охотно, продолжая исцелять многих из них.

«…Когда я помру, приходите к моему маленькому гробу. Всё, что тяготит вашу душу: или вам живётся тяжело, или вы имеете что-либо вас беспокоящее, – приходите ко мне и приносите ваши печали. Падите на землю и расскажите мне всё, как живому, я вас услышу, и ваша печаль скоро пройдёт! Для вас я живу и буду вечно жить!» – говорил преподобный старец.

В первый день 1833 года, в воскресенье, преподобный Серафим последний раз присутствовал на Божественной Литургии в храме. В келье он весь день пел пасхальные песнопения. Три раза выходил старец на место, которое было предназначено для его могилы. На следующее утро нашли его в келье перед иконой Божией Матери «Умиление» лежащим со скрещёнными на груди руками и светлым лицом – святой Серафим отошёл в вечную жизнь.

Велика была любовь народа к святому старцу при его жизни, но и после его кончины почитание Преподобного не прекратилось: его изображения благоговейно хранились верующими людьми во многих домах. В 1903 году по инициативе государя Николая II произошло прославление преподобного Серафима, Саровского чудотворца в лике святых.

В смутное революционное время храм преподобного Серафима в Сарове и Серафимо-Дивеевский монастырь (Пресвятая Богородица учредила это место как Свой Четвертый удел на земле) разделили участь многих поруганных святынь. Мощи святого в течение долгих десятилетий были скрыты от людских глаз, но в 1991 году произошло второе обретение честных мощей прп. Серафима Саровского, привлёкшее десятки тысяч паломников, которые нескончаемым потоком притекали в Дивеево поклониться вновь обретённой святыне. В настоящее время мощи преподобного Серафима находятся в Троицком соборе Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского женского монастыря.

Богородичную Канавку, окружающую Серафимо-Дивеевский монастырь, знают во всём мире. «Канавка эта – стопочки Божией Матери, тут её обошла Сама Царица Небесная и Своим пояском измерила… Земля с этой Канавки дороже золота…» – ещё при жизни говорил прп. Серафим. Идут и идут сейчас по Канавке люди – исцеляются от болезней, получают ответы на давно мучающие вопросы, находят выход из тупиковых жизненных ситуаций. Лечит людей и земля с Канавки – её и пьют, замешивая на воде святых источников, и прикладывают к больным местам. Ею посыпают и вокруг домов – она защищает людей от любой нечисти.

Целебные источники Дивеева известны с давних пор – исцелили они уже многие тысячи людей. Святых источников в Дивееве несколько: Казанский, Целителя Пантелеимона, матушки Александры, Иверский и батюшки Серафима.

Ещё в Дивееве есть два уникальных камня батюшки Серафима, которые также исцеляют людей. Существует предание, что незадолго до своей кончины старец принёс два небольших камня, положил их в разных местах и сказал, что эти камни будут расти и лечить людей. И потянулся народ к святым целебным камням, и начались исцеления.

Вот оно, удивительное Дивеево, – Четвёртый удел Пресвятой Богородицы на земле! Если нет возможности повидать Серафимо-Дивеевский монастырь – не нужно сокрушаться. Великий молитвенник земли русской никому и нигде не отказывает в своей помощи, достаточно только иметь в доме икону с его изображением и молиться ему от всего сердца.

На иконах прп. Серафима Саровского изображают как в полный рост, так и по пояс – в монашеском облачении. Правая рука святого – в именном, благословляющем перстосложении, а в левой руке обязательно присутствуют чётки. Бывают изображения святого подвижника и в том виде, в котором он подвизался в старчестве – согбенного, с посохом в руке.

Помимо дня преставления прп. Серафима, Саровского чудотворца, 15 января, Православной Церковью в этот же день празднуется и второе обретение его мощей (первое обретение мощей отмечается 1 августа). В Дивееве эти дни празднуются очень торжественно, с Крестным ходом, при огромном стечении паломников из разных уголков земли.

Галина Павловна БАСКОВА
Картины священника Сергия Симакова