Протоиерей Александр Шаргунов - По имени его и житие его

Архив: 

 

7 июля - Рождество честного славного пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна

Когда счастливые родители ждут ребёнка, они заранее обсуждают, какое имя они дадут ему. «Если будет девочка, она будет..., если мальчик — назовём его...!»

В сегодняшнем Евангелии в день праздника Иоанна Крестителя мы видим, что то, какое имя будет дано младенцу святых праведных Захарии и Елизаветы, становится исключительно важным. Это является предметом спора многих. В наше время, как правило, выбирают имя случайно, какое больше нравится супругам по тем или иным причинам. Иногда называют его в честь какой-нибудь знаменитости. Верующие часто заглядывают в церковный календарь, выбирая из имён святых этого дня или ближайших дней. Однако всё-таки не придают имени исключительного значения.

В Библии же, в той культуре, кото¬ая кому-то из наших современников кажется примитивной, всё обстоит по-иному. Все знают, что имя Иисус означает «Спаситель». А имя Петр означает «камень». В нём исповедание веры апостолов, то основание, на котором Господь созиждет Церковь Свою, и врата ада не одолеют её. Почти все имена в Священном Писании неслучайны. Они указывают на призвание человека, на главное содержание его жизни.

Что же означает имя Иоанн? В переводе с арамейского — «Божие милосердие» или «благодать Божия». В Евангелии от Луки смысл этого имени ясно подчеркнут. "И услышали соседи и родственники ее, что возвеличил Господь милость Свою над нею, и радовались с нею"(Лк.1,58). Не просто носить такое имя «благость Божия», «милость Господня», «дар от Бога». Для самого Иоанна Крестителя потребуется подвиг даже до крови, чтобы осуществить этот Божественный замысел о нём. Он будет искушаем быть скорее Захарией — «памятью Господней», «Судом Божиим». И с самого его рождения мы видим это столкновение между намерением чисто человеческим, диктуемым обычаем, когда «хотели назвать его по имени отца его Захариею, и советом, исходящим от Бога и возвещаемым ангелом: «наречешь ему имя Иоанн» (Лк. 1,13).

Для чего мы говорим об этом сегодня? Для того, чтобы напомнить себе, что наши дети нам не принадлежат. Что о каждом из нас есть таинственный замысел Божий. Что мы должны все взыскать наше призвание, услышать зов Божий, обращённый к нам по имени: Господи, что ты ждёшь от меня? Что значит имя, которое Ты мне дал в Твоём Божественном предведении?

Велика бывает радость, когда рождается человек в мiр. Все соседи и родственники радовались с матерью св. Иоанна Крестителя. Но когда они узнали о новом неожиданном имени младенца и в особенности, когда его отец Захария внезапно исцелился от своей немоты за то, что дал ему это имя, написав его на дощечке, — был «страх на всех, живущих вокруг них».

Отчего этот страх? Что он значит? Речь, прежде всего, идёт не об обыкновенном человеческом страхе. Речь идёт о таком страхе и трепете, который охватывает человека, когда он оказывается перед Божественным присутствием. И «все слышавшие положили это на сердце своем и говорили: что будет младенец сей? И рука Господня была с ним».

Перед каждым новорождённым младенцем мы должны стоять с таким же благоговением, осенив себя предварительно крестным знамением. Что отроча сие будет? Есть великая тайна в каждом человеческом существе. Станет ли этот младенец святым или преступником? Будет он Пушкиным или Дантесом? Князем Димитрием Пожарским или самозванцем Лжедмитрием? Апостолом Иудой (это имя означает «славный»), братом Господним, или Иудой-предателем? Не обязательно столь же знаменитым. Бог один ведает всё о нём в Своей вечности. Потому Церковь Божия так заботится о том, чтобы мы научились предавать себя водительству Божию — Тому, Кто именуется «с нами Бог».

Вслушиваемся ли мы в то, что хочет сказать нам Господь? Ищем ли непрестанно тайну, сокрытую в нашей жизни, страшимся ли оказаться ниже того, что замыслил о нас Бог в Своём неисследимом совете любви?

Святой Иоанн Предтеча осуществит дарованную ему Божиим Промыслом судьбу. «Он — больший из рожденных женами», скажет о нём Христос. «Младенец же возрастал и укреплялся духом, и был в пустынях до дня явления своего Израилю», свидетельствует Евангелие. Великие замыслы Божий уготовляются в тайне, через людей, постоянно пребывающих в слушании её, в молитвенном уединении, в готовности голову свою положить за Господа и правду Его ради спасения многих.

Протоиерей Александр ШАРГУНОВ