Наталья Лясковская - Пётр и Феврония - семья небесная

Архив: 

 

8 июля - празднование святых благоверных кн. Петра, в иночестве Давида, и кн. Февронии, в иночестве Евфросинии, Муромских чудотворцев

У меня есть знакомые — супружеская пара, вот уже более двадцати лет живущая в любви и мире. Окружающие возле них отогреваются душою. Всем они помогают добрым словом и делом. Главная икона в их доме — святые Петр и Феврония Муромские. Но у моих знакомых нет детей...

Не было детей и у небесных покровителей этой семьи — Петра и Февронии. Почему же они — образец для православных? Ведь на Руси всегда считалось, что детишки — Божие благословение, чем больше их, тем лучше. Почему же бездетные Петр и Феврония — символ русской семьи? Некоторые даже совершают паломничество в Муром, где когда-то жили святые супруги. Они для нас — образец христианского брака, верности, любви.

В повести XVI века свящ. Ермолая Прегрешного (в иночестве Еразма), талантливого литератора времён Иоанна Грозного, сохранены в житии этих святых черты их характера, удивительно поэтично рассказано о мудрости и любви — дарах Святого Духа тем, кто был чист сердцем и смирен. В преданиях Муромской земли веками передавалось из уст в уста, как повадился к жене князя Павла летать некий змей, который мучил и пугал бедную женщину. Князь наказал супруге выведать у злодея тайну его смерти. Выяснилось, что погибель супостату «суждена от Петрова плеча и Агрикова меча». Младший брат князя, которого как раз и звали Петр, «имеяше же обычаи ходити по церквам уединялся».

В монастыре Воздвижения Честного Креста Господня явился ему отрок, который рек «Княже! Хощеши ли, да покажу ти Агриков мечь? Иди во след мене». И показал ему в алтарной стене тайную нишу, где лежал меч. Взял Петр оружие и убил змея. Но ядовитая слюна и кровь попали на лицо и тело героя, и он тяжело заболел: его поразила проказа. Ни один лекарь не мог вылечить юношу. Петр не роптал, со смирением и молитвой переносил мучения. И Господь, чтобы подать ему помощь, направил его в рязанскую землю.

Там в деревушке Ласково Петр встретил девушку Февронию, дочь бортника, добывающего дикий мёд, имевшую дар прозорливости и исцеления. Отвергнув золото и другие богатства, девушка сказала, что вылечила бы больного без всякой награды, но, в силу великой целомудренности и чистоты, не смеет прикасаться к телу постороннего мужчины. Тогда князь обещал жениться на Февронии. Он ещё не вполне оценил великие душевные достоинства девушки, просто очень хотел выздороветь. Феврония же простодушно поверила Петру. Дунула на хлебную закваску с молитвой, вымыла его в бане и смазала ему струпья этой закваской. Болезнь и сгинула.

Во время лечения юноша полюбил её и женился на ней. Однако именитая родня возроптала: «Или отпусти жену, которая своим происхождением оскорбляет знатных барынь, или оставь Муром». Им, видите ли, не понравилось, что за столом боярыня «взимает в руку свою крохи, яко гладна»! Конечно, крестьянка Феврония к хлебу относилась с уважением, не давала и крошечке пропасть. Князь же Петр за обеденным столом «приим ю за руку и развед виде ливан добровонный и фимиам», — т.е. крошки в руке его добродетельной жены превратились в фимиам и ладан!

Видя, что Петр не откажется от супруги, бояре решили схитрить: просили её уйти, поскольку уж очень жены боярские чистую и верную Февронию ненавидели. «Хорошо, я уйду, — ответила им княгиня, — но возьму лишь самое дорогое с собой». Бояре обрадовались! Каково же было их удивление, когда оказалось, что «самое дорогое» — для неё её муж, князь Петр...

Уплыли Петр и Феврония по реке Оке на двух судах. В пути некий попутчик смотрел на княгиню любострастно. Святая жена мягко укорила его: «Почерпни воду с одной и другой стороны лодки. Одинакова вода или одна слаще другой?» «Одинакова», — отвечал тот. «Так и естество женское одинаково. Почему же ты, позабыв свою жену, о чужой помышляешь?» Тот смутился и покаялся. Вечером причалили они к берегу и стали устраиваться на ночлег. «Что теперь с нами будет?» — с грустью размышлял Петр, а мудрая и добрая жена ласково утешала его: «Не скорби, княже, Милостивый Бог, Творец и Заступник всех, не оставит нас в беде!» Их повар принялся готовить ужин и, чтобы повесить котлы, срубил два маленьких деревца. Когда окончилась трапеза, княгиня благословила эти обрубочки: «Да будут они утром большими деревьями». Так и случилось. Этим чудом она хотела укрепить дух супруга: ведь коли «для дерева есть надежда, что оно, если и будет срублено, снова оживет» (Иов. 14, 7), то человек, надеющийся и уповающий на Господа, будет иметь благословение и в этой жизни, и в будущей.

А утром — глядь, послы из Мурома, умоляют Петра вернуться: бояре перессорились из-за власти, пролили кровь, не могут навести порядок. Князь Петр и княгиня Феврония возвратились и правили «в мольбах непрестанных и милостынях и ко всем людей, под их властию сущим, аки чадолюбивии отец и мати, ко всем любовь равну имуще, не любяще гордости, ни грабления, ни богатства тленнаго, но в Бога богатеющие». Городом своим с кротостью они правили: странников принимали, голодных кормили, нагих одевали, бедным помогали.

Вот почему именно Петр и Феврония для нас — символ настоящей православной семьи! Детьми для них были все люди града Мурома, и все гости его, коих словно «чадолюбивые отец и мать» пестовали, хранили и опекали святые! Вот в чём Божие поучение: благословенны те родители, кто нарожал много своих детишек, растит, печётся о них, любит и лелеет, но многажды более благословенны те, для кого весь мiр — семья, все люди — дети Божий.

Когда пришла старость, Петр и Феврония приняли монашеский постриг под именами Давид и Евфросиния и молили Бога, чтобы умереть им в один миг, и Бог услышал их. Святые супруги завещали похоронить их в одном гробу, который они сами повелели высечь себе из одного камня ещё при жизни, но люди своевольно решили: негоже монахов разного пола в одну домовину класть! Тело св. Петра положили в его гроб и оставили до утра в городской церкви Пречистой Богородицы, а тело св. Февронии положили в другой гроб в загородной церкви Воздвижения Честного и Животворящего Креста. Общий же их гроб остался в городском соборном храме Пречистой Богородицы.

Но на другой день утром их святые тела нашли в общем гробе. Неразумные люди снова попытались их разлучить, как пытались не раз и при их жизни: опять переложили тела в отдельные гробы и снова разъединили. И снова утром оказались святые в едином гробе! Тут уж не посмели их трогать и погребли возле городской соборной церкви Рождества Пресвятой Богородицы в том самом едином гробе на спасение православным: припадающие с верой к нему щедро обретали исцеление.

Примерно через 300 лет после своей кончины, в XVI веке, Петр и Феврония были причислены Русской Православной Церковью к лику святых.

«Мы же по силе нашей да воздадим похвалу им!» — восклицает летописец в конце своей повести.

В прошлом году Указом Правительства день памяти Муромских святых был официально объявлен в России Днём семьи, любви и верности. Оргкомитет праздника возглавила супруга Президента. В этом году с 28 июня по 8 июля в 12 городах России — Ульяновске, Санкт-Петербурге, Новосибирске, Екатеринбурге, Ярославле, Архангельске, Смоленске, Калининграде, Владивостоке, Кемерово, Самаре и Сочи будут установлены скульптурные памятники святым Петру и Февронии Муромским.

В отличие от многих юбилейных «замков на песке», у этого проекта есть и средства, и авторы, и сроки. Неожиданно для многих, она получила огромную поддержку сотен государственных и общественных объединений. Установка скульптур начнётся одновременно от Калининграда до Владивостока. Эта акция призвана укрепить в сознании россиян чёткую ассоциацию Дня семьи, любви и верности с образами святых Петра и Февронии Муромских. Установка памятников пройдёт в рамках уникального авиамарафона с частицей мощей святых благоверных князей Петра и Февронии, в котором примут участие чиновники, священники, артисты, спортсмены. Параллельно пройдёт крестный ход из Мурома в Ярославль, который возглавит Святейший Патриарх Кирилл.

Наталья Викторовна ЛЯСКОВСКАЯ
 

Комментарии

 

"Яна Бибарцева"  <bibartseva@mail.ru>

> Возможно, Вас заинтересует мой комментарий к статье « Наталья Лясковская - Пётр и Феврония - семья небесная» .

> Будучи историком и историком культуры, могу сказать следующее: на данный момент РПЦ придерживается мнения историков о том, что Князь Петр - это реально правивший Муромом князь Давид (ум. 1228), а у этого реального персонажа истории было трое детей:
> 1. Евдокия Давидовна - супруга великого князя Владимирского Святослава Всеволодовича,
> 2. Юрий Давидович Муромский (ум. 1237)
> 3. Святослав Давидович (ум. 1228) - умерший незадолго до своего отца, Давида/Петра
> Как быть с этими летописными фактами?

1. Просим Вас дать ссылки на источники или литературу, в которых  есть ссылки на то, что у Петра были дети.

2. Кто в РПЦ придерживается такой точки зрения (ссылки на источник)?