Не христиане мы в большинстве своём, а лицемеры, но даже самим себе не хотим в этом признаться. И немудрено; каждый фарисей считает себя праведником
27 июля 1809 года - 200 Лет со дня кончины преподобного Никодима Святогорца
Сын Божий пришёл на Землю для того, чтобы сказать нам: «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин.13,35). Мы стоим в храме, исповедуемся, причащаемся — потому что «так положено» — и вполне довольны собой. А заповеди Нового Завета кто-нибудь из нас пытается исполнять? Любовь к ближнему стяжать кто-нибудь пробовал?
Наши хождения в храм, наскоро «вычитанные» правила — лишь начальная школа, первая ступенька к христианству, на которой мы и останавливаемся до конца жизни. Жизни безблагодатной, в Царство Небесное не ведущей. И на том свете Господь скажет нам: отойдите от Меня, Я не знаю вас. В храмах вы стояли, а Я вас не видел, потому что света не было и нет в душах ваших.
Похоже, что преподобный Никодим Святогорец свою великую книгу «Невидимая брань», составленную из творений афонских старцев, адаптированную для широкого круга читателей, вовсе не для нас писал. Этот его труд — учебник для тех, кто старается исполнять заповеди Господни: прощать обиды, молиться за творящих напасти, любить даже врагов своих. Это подвиг. Вот когда можно познать на опыте, что такое невидимая брань — битва со своими страстями и привычками, с восстающими против тебя тёмными силами.
«Скажу прямо, самое совершенное и великое дело, которого только может желать и достигнуть человек, есть сближение с Богом и пребывание в единении с Ним», — пишет Святогорец в самом начале книги. И предостерегает от того, чтобы, направляясь к Богу, не ушли мы совсем в другую сторону, полагая, что лишь из подвигов телесных, исполнения уставов и правил состоит всё христианство. Телесные подвиги средства действенные, но лишь для тех, кто проходит их «как должно». А как должно? Должно с помощью этих средств обрести желание следовать за Христом, взяв крест свой.
Телесные подвиги, по Святогорцу, многим причиняют большой вред, потому что, совершая их, человек думает, что он уже свят. «Оставляет сердце своё жить по собственным велениям и ведениям диавола», который, видя, что человек уже сошёл с правильного пути, не мешает ему в делании этих безполезных для его души подвигов. Даже помогает преумножить их. Несчастный «подвижник» думает, будто стал ангелом и даже как бы ощущает присутствие Бога рядом с собой.
Таких мнимых праведников мы видим много в каждом храме. Распознать их очень легко: они желают, чтобы их предпочитали другим, всегда упорны и настойчивы, слепы к своим недостаткам, зато зорко подмечают слабости других людей и явно враждуют против них. Возмущаются, кипятятся, если что-то им не по нраву.
А куда Бог смотрит? Почему не вразумит этих заблудившихся людей? А Бог посылает им скорби, гонения, болезни. Но, увы, — с прискорбием отмечает прп. Никодим, — они уже так душевно больны гордостью, что не хотят смириться и опомниться, почитать друзьями гонителей своих. Так что лучше нам, чтобы не впасть в такое бедственное состояние, во всём придерживаться золотой середины и повнимательнее смотреть за собой, в своё сердце. «Скорее обратится к добру явный грешник, чем укрывающийся под покровом добродетелей», — пишет прп. Никодим. С чего начать жить по-христиански? Надо сражаться против зла, которое в тебе, в твоей воле, и принуждать себя к добрым чувствам и делам: «венец не даётся никому, кроме доблестных воинов». Венец — это свет благодати, свидетельствующий о том, что ты — ученик Божий. А во время невидимой брани, «прорыва» сквозь тьму к свету, необходимо: «никогда ни в чём не надеяться на себя, носить в сердце вседерзновенное упование на Единого Бога, пребывать в непрестанном подвиге и молитве».
Вот так всё просто и ясно. Только решимости у нас не хватает. Играем в разные игрушки и проигрываем вечность. Преподобный Никодим Святогорец доблестно сражался, потому и книгу такую написать смог. Нам хотя бы прочитать её, может, что-нибудь и «примем на вооружение» в духовной брани за спасение своей души?
Родился преподобный Никодим, в миру Николай, на острове Наксос в Греции в 1749 году. В юности получил прекрасное образование, свободно владел латинским, итальянским, французским и древнегреческим языками. В 1775 году принял постриг в Дионисатской обители на Афоне. По послушанию редактировал Добротолюбие, составлял жизнеописания святых.
В зрелых летах стал послушником старца Арсения Пелопонесского в скиту монастыря Пантократор, принял схиму. У него никогда не было даже своей хижины. Ходил он в лаптях и ветхой одежде. Данный ему Богом литературный талант не зарыл в землю, а приумножил для пользы ближних.
О времени своей праведной кончины он был заранее извещён Богом. Исповедался, соборовался, причастился и отошёл ко Господу, оставив на века каждому, жаждущему спасения, бесценное сокровище — книгу «Невидимая брань». На русский язык её перевёл в середине XIX века святой Феофан Затворник.
Надежда Александровна ИЛЬИЧЁВА