Александр Сегень - Вечный бой Дмитрия Донского

Архив: 

Святой Димитрий Донской родился в 1350 году, воспитывался под руководством святителя Алексия Московского. Христианское благочестие святого князя Димитрия сочеталось с талантом выдающегося государственного деятеля. Он посвятил себя делу объединения русских земель и освобождению Руси от татаро-монгольского ига.

 

1 июня 1389 года, 620 лет назад преставился ко Господу святой благоверный Великий князь Димитрий Донской

 Собирая силы для решающего сражения с полчищами Мамая, св. Димитрий просил благословения у преподобного Сергия Радонежского. Старец воодушевил князя, дал ему в помощь монахов-схимников: Александра (Пересвета) и Андрея (Ослябю).

После победы на Куликовом поле (между реками Доном и Непрядвой) в день праздника Рождества Пресвятой Богородицы князь Димитрий стал именоваться Донским. Он построил Успенский монастырь на реке Дубенке и храм Рождества Пресвятой Богородицы на могилах павших воинов. Святой Димитрий похоронен в Архангельском соборе Московского Кремля.

Несравненного героя битвы на поле Куликовом мы встречаем всякий раз, когда приходим в московский Донской монастырь. Белый красавец стоит на дороге, ведущей от главных ворот к собору, шедевр Кошкина и Морозова — лучший боевой танк Второй мировой войны, легендарная тридцатьчетверка. На башне надпись: «Димитрий Донской».

Не могло быть так, чтобы шла такая страшная война и доблестный князь-витязь не встал в ряды русского воинства! Незримо он был с теми, кто отступал в сорок первом к подмосковным рубежам, а в сорок втором — к Мамаеву кургану.

Чудо русской истории: и в этой войне — снова Мамай! В 1380 году св. Димитрий громил его на Куликовом поле, а в 1942 году русские витязи били немецких рыцарей на его могиле. Полтора года война «двигалась» с запада на восток, дошла до Мамаева кургана и от него повернула вспять, с востока на запад, и через два с половиной года дошла до Берлина.

И в этом обратном пути с востока на запад вместе с нашими войсками Дмитрий Донской шёл уже зримо. Облачённый в танковую броню, он сокрушал вражью силу, метко стрелял из своих пушек и пулемётов, давил врага гусеницами.

Под Сталинградом мы сломали хребет фашизму. Но противник был ещё очень силён, недаром на его окончательный разгром потребовалось не два-три месяца, а два с половиной года. Сильны были немецкие танки-«пантеры».

А у нас танков к концу 1942 года было мало. Сборы средств шли по всей стране, граждане СССР отдавали последнее, чтобы выковать бронетанковый доспех Родины.

30 декабря 1942 года вышло обращение главы Русской Православной Церкви Сергия (Страгородского). Стоит привести полностью этот текст, который не так уж часто встречается в публикациях:

«К архипастырям, пастырям и приходским общинам нашей Православной Русской Церкви Божиею милостию патриарший местоблюститель смиренный Сергий, митрополит Московский и Коломенский. Благословив Димитрия Донского на Куликовскую битву с мамаевыми полчищами, преподобный Сергий Радонежский послал в ряды русских войск двоих сподвижников из числа братьев Троицкой Лавры. Два воина немного могли прибавить силы русскому оружию. Но они были посланцы от преподобного Сергия и его Лавры. Видя их в своей среде, русское воинство воочию убеждалось, что за святое дело спасения Родины оно благословляется Православной Церковью, что молитвы св. Сергия сопровождают их на поле битвы. Это было утешением и ободрением верующему воинству на предстоящий ему великий подвиг. В настоящее время много говорят о предстоящей решающей битве с немецкими захватчиками, которая сметёт фашистские полчища с лица нашей земли и откроет путь к свободе всех теперь порабощенных народов Европы к прекрасному для них будущему. Вероятно, и в этой предстоящей битве решающее значение, как и до сих пор, будет принадлежать нашей доблестной Красной Армии. Сознавая это, наш народ открыл соревнование в пожертвованиях на оружие идущему в бой своему воинству. Колхозы и частные лица посылают свои сбережения на постройку танков и самолетов. Есть среди жертвующих имена и православных священников. Например, священник Шубинского прихода Кунгурского района Александр Троицкий внес 100 тысяч рублей. Повторим же от лица всей нашей Православной Церкви пример преподобного Сергия Радонежского и пошлём нашей армии на предстоящий решающий бой, вместе с нашими молитвами и благословением, вещественное показание нашего участия в общем подвиге: соорудим на наши церковные пожертвования колонну танков имени Димитрия Донского. Пусть наша церковная колонна понесёт на себе благословение Православной нашей Церкви и ее неумолкаемую молитву об успехе русского оружия. Нам, же всем даст утешительное сознание, что и мы не останемся стоять в стороне, что и мы по нашей силе и способности участвуем в святом деле спасения Родины. Свои пожертвования на указанный предмет преосвященные архипастыри, церковные принты и общины, а равно и частные лица из состава причтов и приходов, вносят в местное отделение Госбанка для перевода их в Москву, в фонд на сооружение колонны имени Димитрия Донского, главной конторе Госбанка, одновременно извещая меня в Московскую Патриархию о вносимых пожертвованиях. Об учреждении означенного фонда Патриархия возбуждает ходатайство перед надлежащими властями. В свое время накопившиеся в фонде пожертвования будут мною от лица Православной Русской Церкви переданы в распоряжение Председателя Совета Обороны Иосифа Виссарионовича Сталина вместе с отчетом о жертвователях и об их пожертвованиях. Итак, да благословит Господь наше начинание во славу Его святого имени и на пользу нашей великой Родины.
Патриарший местоблюститель Сергий,
митрополит Московский и Коломенский. 30 декабря 1942 года».

Вскоре Сталин одобрил обращение митрополита Сергия и велел открыть специальный счёт в Государственном банке СССР для православных жертвователей. За годы советской власти это стало первым утверждением юридического статуса Русской Православной Церкви!

На строительство колонны из сорока танков Церковь собрала восемь миллионов рублей и огромное количество золотых и серебряных предметов. Собирали в храмах, не было ни одного прихода, который бы не внёс посильную лепту.

Протоиерей церкви села Троицкого Днепропетровской области И.В.Ивлев вспоминал: «В церковной кассе денег не было, а их надо было достать... Я благословил двух 75-летних старушек на это великое дело. Пусть имена их будут известны людям: Ковригина Мария Максимовна и Горбенко Матрёна Максимовна. И они пошли, пошли уже после того, как весь народ уже внёс свою посильную лепту через сельсовет. Пошли две Максимовны просить Христовым именем на защиту дорогой Родины от насильников. Обошли весь приход: деревни, хутора и посёлки, стоящие в 5—20 километрах от села, и в результате — собрали 10 тысяч рублей, сумму по нашим разорённым немецкими извергами местам значительную».

На Челябинском танковом заводе колонна из сорока танков была построена. И «Дмитрий Донской» пришёл на фронт и не где-нибудь, а под Тулой, неподалёку от Куликова поля! 8 марта 1944 года грозную технику получили 38-й и 516-й отдельные танковые полки. При этом волнующем и торжественном вручении Сергий (Страгородский) присутствовал уже в качестве Патриарха Московского и всея Руси. Был здесь и будущий Патриарх Алексий (Симанский), в то время ещё митрополит Ленинградский и Новгородский.

Получив танки с надписью «Димитрий Донской», один полк пойдёт освобождать Украину, другой — Белоруссию.

Выступая перед танкистами, Патриарх Сергий сказал, что они идут не просто в бой, а в огненную печь. В последующие два месяца боёв герои 38-го полка горели в этой печи, освобождая города Украины, громя врага, нанося ему непоправимый ущерб. Девятнадцать героев в танках «Димитрий Донской» сгорели заживо. Полк стал гвардейским, за форсирование Днестра получил почётное наименование «Днестровский».

На боевых машинах 516-го полка, освобождавшего Белоруссию, были установлены мощные огнемёты. Они штурмовали Познань, дрались на Зееловых высотах. В мае 1945 года танки с надписью «Димитрий Донской» вошли в Берлин.

Дмитрий Иванович Донской взирал на это из Царствия Небесного, благословляя своё земное воинство.

Нева и Дон. Северный и южный водные рубежи России. И не случайно два главных витязя русского Средневековья прибавили к своим православным именам гордые «речные» звания — Александр Невский и Димитрий Донской. Жаль, что их потомок, завоевавший Поволжье, стал Иваном Грозным, а не Иваном Волжским. Впрочем, «Грозный» — тоже славное звание.

По наущению своего боговдохновенного наставника, митрополита Алексея, юный князь Димитрий Иванович смело выступил против могучего Мамая. Значение победы на Куликовом поле невозможно переоценить. С неё началось отделение России от Орды. Доселе Россия входила в состав золотоордынского государства. Но началась новая эпоха. Тамерлан, не будучи ханом, стал властелином обширнейших владений и сам назначал там ханов, каких хотел. Мамай пошёл по пути Тамерлана. Ведь он тоже не был ханом, но захотел стать подобным Тамерлану на Дону и Волге. И если бы русское войско на Куликовом поле потерпело поражение, это открыло Мамаю путь к созданию собственной империи, подобной империи Тамерлана.

Смутное время, которое тогда переживала Золотая Орда, перекинулось бы на русские земли, немало теснимые с запада Литвою. И тогда всё могло окончиться тем, что Москва и другие города центральной Руси вскоре вошли бы или в состав степной империи Мамая, или в состав единого Литовско-Русского государства. Наши западники считают, что последнее было бы хорошо, что так мы уже в начале XV века вошли бы в Европу. Но надо ли было когда-нибудь и надо ли теперь России входить в эту самую Европу, вот вопрос. «Запад есть запад, восток есть восток»... а Россия есть Россия. Это понимал св. Александр Невский. Его пониманием руководствовался и св. Димитрий Донской.

Это понимание оправдало себя и в 1944 году, когда танковая колонна, носящее славное имя доблестного князя, вышла на поля брани, чтобы вновь сразиться с иноземными завоевателями.

Александр Юрьевич СЕГЕНЬ