Александр Зеленский - Сын русского мушкетёра

Архив: 

 

0 судьбах русских художников-иконописцев осталось очень мало сведений. 06 одном из них, Иване Одольском, мне поведал народный художник России Николай Яковлевич Бут

 

Фёдорович Одольский родился в конце XVII столетия в небольшом имении на берегах Протвы под Москвой. С раннего детства он рисовал пейзажи, делал наброски фигурок животных. Но он вряд ли смог бы выбиться в мастера своего дела, если бы не боевые заслуги его отца Фёдора Матвеевича, бывшего подпоручика Ингерманландского полка, проявившего чудеса героизма в одной из битв Полтавского сражения в битве при деревне Лесной на территории нынешней Белоруссии, которая во многом определила будущий разгром шведских войск во врмя Полтавского сражения.

Русский авангард, небольшой отряд мушкетёров-ингерманландцев, атаковал 13000 шведов. Они мужественно бились до подхода Семёновского и Преображенского гвардейских полков, вместе с которыми не только устояли против шведов, но и прогнали их.

Военная карьера славного воина, потерявшего в сражении правую руку, закончилась. Но о нём не забыл Меншиков. Он содействовал тому, чтобы его единственный сын Иван был принят на обучение «рисовальному делу на государев кошт».

Сведения о дальнейшей судьбе будущего иконописца удалось отыскать в одном из номеров журнала «Нива», в котором помещены «Записки гравёра» Питера Пикарта — известного художника-графика.

Самой известной работой самого Пикарта стала гравюра «Торжественное вступление русских войск в Москву после Полтавской победы 21 декабря 1709 года». Она появилась в 1711 году, как раз тогда, когда Питер стал опекать Ивана Одольского. Он хотел подготовить из даровитого юноши хорошего подмастерья, способного делать художественные эскизы для будущих гравюр. Однако, по промыслу Божию, уже тогда будущий иконописец готовился к главной работе в своей короткой земной жизни...

После того, как в новой столице государства Российского была основана обитель во имя святого Александра Невского, возникла мысль о перенесении в неё святых мощей его из Рождественского монастыря города Владимира.

11 августа 1723 года город Владимир провожал святые мощи Александра Невского колокольным звоном до полуночи. Жители селений, рядом с которыми проходило шествие, выходили на дорогу целыми семьями.

Был издан указ Святейшего Синода от 15 июня 1724 года, в котором постановлялось: «Отныне святого благоверного князя Александра Невского в монашеской персоне никому отнюдь не писать, а писать тот святого образ во одеждах великокняжеских». Тогда же у раки с мощами был помещён новый образ, писанный Иваном Одольским. Сделана медная доска с видом Александро-Невского монастыря, которую исполнил Питер Пикарт, где в титуле святого князя Александра Невского впервые было добавлено слово «великий». Так мастер и его подмастерье оставили о себе добрую славу, затмившую всё ранее ими сделанное.

После окончания торжеств Государь велел память этого святого отныне праздновать 30 августа.

Работа над созданием нового образа святого Великого князя Александра Невского стала самой важной в жизни Ивана Одольского. Вскоре после её завершения он скончался от скоротечной чахотки.

Александр Григорьевич ЗЕЛЕНСКИЙ