Валентина Попова - Перед одиннадцатым часом...

Архив: 

Все наши старики родились и жили большую часть своей жизни в годы советской власти, редко кому посчастливилось тогда познакомиться с Евангелием. И именно для этого поколения так важны сегодня слова Господа о работниках, нанятых Хозяином дома работать в его винограднике в одиннадцатый час, то есть в конце своей жизни.

И им дал Господь ту же плату, что и тем, кто пришёл в час девятый (Мф. 20,1 — 16). Плата эта — Царство Небесное.

XXI век — время культа молодости. Повсюду слышишь: «Как вы хорошо выглядите», «Вы в прекрасной форме». С рекламных щитов, буклетов, журналов, с экранов телевизоров на нас смотрят, с нами говорят, нас подбадривают жизнерадостные, пышущие здоровьем молодые, весёлые лица. Рецепты здоровья, а с ним и молодости, на тысячах этикеток.

Прочь, старость. Долой, беспомощность, слабость. Ведь старость требует милосердия и жалости. А они нынче не в чести. И старость прячется. Ей стыдно в сильной, красивой толпе молодых. Суетясь, старые стремятся изо всех сил не отстать от молодых, потому что они всё реже и реже встречают уважение, доброжелательность или хотя бы снисходительность.

Старость — время отчёта и ответа. Чем раньше человек уходит от дня своего рождения, тем чётче проявляются в его памяти вехи жизни: детство, юность, зрелость. Не случайно дана каждому такая память. Это — милость Божия. Человеку надо оглянуться и увидеть самого себя в конце жизненного пути. Увидеть грехи, накопленные им, и оценить то, что было ему дано Богом и как истрачено. Добру или злу были отданы твои силы, молодость, здоровье, таланты, время? Блажен, кто успеет оценить свой путь и покаяться.

Кто-то из святых сказал, что на Страшном Суде каждый человек сам себя осудит. Но лучше покаяться ещё при этой жизни.

Многих пугает приближающаяся старость, застаёт врасплох. Бесчисленны уловки человечества, пытающегося перехитрить возраст. Это мы видим на экранах ТВ, где с юности знакомые бабушкам и дедушкам актёры сияют вечной молодостью. В романах, где «любви все возрасты покорны». На улицах, где наряду с юными часто щеголяют их бабушки и дедушки. В разговорах пожилых людей, с тоской вспоминающих молодость как лучшее время жизни. На этом фоне молодость, юность, чувствует себя победоносно. И, поняв, что в старости «ловить нечего», старается ухватить как можно больше удовольствий в юности.

Искренне верующий человек, внимательный к своему внутреннему росту, принимает старость спокойно. Его беспокоит лишь внутреннее очищение души, тревожит духовное несовершенство, а возраст призывает к большей ответственности.

Ныне старость, время созревания, время сбора урожая, часто унижаема, попираема, осмеяна, принижена. Её отпихивают на задворки жизни и, в лучшем случае, снисходительно похлопывают по плечу, усмехаясь в спину. Словно напрочь отсекается мысль о неизбежности старости для каждого, а вместе с ней и предстоящей смерти.

Подумаем: что роднит человека на заре и на закате жизни? Непосредственность, искренность, наивная доверчивость. В детстве и в старости человеческая индивидуальность не замутнена страстями. Ребёнок их ещё не приобрёл, а старость уже пережила. Многих смирили немощь и болезни. И пришло неоценимое знание. Знание, поднимающее человека над сущностью земного бытия.

Старение есть угасание плоти и в идеале — взросление, возмужание духа, время собирания камней. «Сила Моя в немощи свершится», — сказал Господь. В старости это особенно ощутимо.

Пришлось как-то наблюдать очередь в сберкассе. Спокойно и терпеливо стояли в ней старые женщины с палочками, инвалиды. С томлением, тяготой, нервозностью стояли молодые. Им действительно было труднее. А старикам, выстоявшим длиннющие очереди в военные, послевоенные годы, годы перестройки, был ведом опыт стояния. Этот жизненный опыт страданий, терпения болезней, лишений поднимает старость на духовную высоту.

Но и самый тяжёлый опыт не даст духовной силы, если человек вынес из него только ропот, зависть и раздражение. Это значит, что в школе жизни он ничему не научился. Страдания ожесточили его сердце, потери озлобили его, болезни вызывают ропот, бедность - зависть к богатым. Такая старость безблагодатна., она - тяжкое наказание, жизнь в страхе, бессильной злобе и желчной зависти.

Благородная, т.е. родившаяся из благих дел старость — поистине цвет и украшение рода. Она тот плод, который собирают на духовной жатве созревшим, годным для духовного пиршества. Вспоминается, как на соборовании в храме плакала перед священником 80-летняя старушка.

—Ну, что ты, милая? — спросил батюшка.
—Бог забыл меня, скорбей не посылает.
Он ласково улыбнулся:
—Всё! Кончились твои скорби, утешься.

Вот что пишет о возрасте Н. В. Гоголь:
«По обыкновенному, естественному ходу человек достигает полного развития ума своего в тридцать лет. От тридцати до сорока ещё кое-как идут вперёд его силы; дольше же этого срока в нём ничто не подвигается, и всё им производимое не только не лучше прежнего, но даже слабеет... Но для христианина этого не существует, и где для других предел совершенства, там для него оно только начинается... пересмотри жизнь всех святых: ты увидишь, что они крепли в разуме и силах духовных, по мере того как приближались к дряхлости и смерти... Отчего ж это? Оттого, что у них пребывала всегда та стремящаяся сила, которая обыкновенно бывает у всякого человека только в лета его юности... когда ему мерещится радужная даль, имеющая такую заманку для юноши. Угаснула перед ним даль и подвиги — угаснула и сила стремящая. Но перед христианином сияет вечно даль... Он, как юноша, алчет жизненной битвы; ему есть с чем воевать и где подвизаться, потому что взгляд его на самого себя открывает ему новые недостатки в себе самом, с которыми нужно производить новые битвы».

Увы! Наше старшее поколение далеко не всегда может похвалиться возрастом. Мы унижаем старость. Причём на всех уровнях. Толпятся в очереди в собесах наши старики. В метро их небрежно толкают, гоняют за бесчисленными подписями врачей для бесплатных рецептов в поликлиниках — старость унижается в России на государственном уровне. А когда наши старики стремятся угнаться за молодыми, когда гонят саму мысль о смерти, годах, когда суживают жизнь до повседневных мелочей, то унижают себя сами. И обкрадывают себя в Вечности, ибо не пользуются как должно своим одиннадцатым часом, данным им Богом, желающим спасения каждому.

Валентина Капитоновна ПОПОВА,
Санкт-Петербург