Во Львове 20 сентября 1947 года от врагов Православия на Украине принял мученическую кончину видный богослов и общественный деятель, инициатор воссоединения с Православной Церковью униатов Львовской, Тернопольской, Станиславской и Дрогобычской областей, патриот, доктор философии, протопресвитер Гавриил Костельник.
О.Гавриил родился 15 июня 1886 года в Южной Мадьярщине, которая после Первой мiровой войны отошла к Югославии. Эта область пересечения традиций русинов и хорватов, украинцев и венгров, граница геополитического разлома между Западом и Востоком, католицизмом и Православием. Родители будущего пастыря — простые и благочестивые крестьяне Фёдор и Анна Гомзов-Костельники. Начальное образование Гавриил получил в мадьярской школе, хорватскую гимназию окончил в Загребе и там же, в Загребском же университете, начал свое богословское образование.
Любя родной край, Гавриил в 1906 году переехал во Львов (входивший тогда в состав Польши) и здесь продолжил своё богословское образование в духовной семинарии. Изучал философию во Фрайбургском университете в Швейцарии, где стал доктором философии. В 1913 года Гавриил Костельник был рукоположен во священника и после окончания войны более 30 лет служил во Львове. Одновременно преподавал богословие и философию в греко-католической семинарии, был профессором в Богословской академии, преподавал в гимназиях и был редактором религиозного журнала «Нива».
Как писал Макарий, архиепископ Львовский, Тернопольский и Мукачево-Ужгородский, самое большое внимание уделял он научной разработке вопросов богословия, философии и нашей церковной истории. Глубокое исследование источников христианской науки, внутренняя потребность служения истине привели о. Гавриила к познанию истины Православия. Исследование творений святых отцов и учителей Церкви, изучение церковной истории показали ему, что свет и истина не в Риме, а в Восточной Православной Церкви.
Не был о. Гавриил большевистским агентом, как его пытаются представить враги Православия в современной Украине. Он весьма критически относился к атеистическому режиму в Советской России, но никогда не ставил знак равенства между репрессивными органами и братским русским народом.
Насильственное ополячивание и окатоличивание православного населения Западной Украины больно задевало о. Гавриила, не принёс душевного спокойствия ему и визит в Рим в 1925 году. По пути домой он молился в православном храме, но молодой священник ещё не был готов порвать с верой родителей. На страницах «Нивы» публикуются его статьи о благодати греческого восточного обряда, о необходимости очищения униатства от засилия латинизма, о необходимости вернуться к неразделённости христианства в духе первоапостольских времён.
В девятом номере «Нивы» за 1927 год в статье «Я так думаю» о. Гавриил пишет об истинности именно восточного, а не латинского литургического обряда. Мысли свои он высказал и в книге «Спор про эпиклезу между Востоком и Западом» (1928 г.). Папский престол обрушился на него с резкими нападками. О.Гавриил был лишён поста редактора и отдан под надзор митрополита А. Шеп-ицкого. Но не переставал свидетельствовать правду. В 1936 году отец Гавриил на униатском съезде во Львове сделал доклад «Идеология унии», в котором утверждал обречённость греко-католической церкви и необходимость возвращения к Православной вере отцов. В 1943 году на львовском епархиальном соборе он выступил с критикой ватиканских догм. С того времени о. Гавриил стал открыто призывать униатов вернуться в лоно Православия.
«Сам Бог знает, — писал о. Гавриил, — что я духовно натерпелся в те годы (1920—1929 гг.), а открыто не мог говорить. Меня мучила дума о моём несчастном народе, и я взялся за изучение католицизма, унии и православия на основе самых древних Соборов, папских документов и т д. Я написал целую серию книг, чтобы мой народ мог дознаться до истинной правды, какую Бог дозволил узнать нашим предкам». В годы гонений о. Гавриил написал значительные труды: «Великие святые — Кирилл и Мефодий» (1927), «Апостол Петр и римские папы» (1931), «Развитие папства в первые пять веков» (1933). Все они были напечатаны лишь после освобождения Львова советскими войсками в 1945 — 1948 гг.
Эти книги, незаслуженно забытые теперь, полны глубоких рассуждений о самом духе католицизма, его психологии, экзегетике, догматике, церковной науке, особенностях латинского и восточного обрядов, истории взаимоотношений восточной и западной Церквей. При этом они не содержали оскорблений и насмешек над Западом.
В 1944 году произошли изменения в советской внешней и внутренней политике. В СССР было восстановлено Патриаршество, открыты тысячи храмов, духовные семинарии и академии, налаживались связи с поместными Православными Церквами. СССР стал великой силой, победившей коричневую чуму, освободившей Восточную Европу, возрождавшей славянское единство. В те времена о. Гавриил отдавал все силы ликвидации позорной Брестской унии 1596 года. В 1945 году он встал во главе инициативной группы по воссоединению греко-католической церкви Галичины с Русской Православной Церковью. 8—10 марта 1946 года во Львове состоялся Собор, насильственной унии был положен конец.
Сейчас на Западе и в националистических кругах Украины принято называть этот Собор «лжесобором». Нет никаких оснований верить этому: на Соборе присутствовало 216 архиереев и иереев, на площади перед собором св. Юра во Львове решения Собора, затаив дыхание, ждали десятки тысяч мiрян. В считанные дни абсо¬лютное большинство приходского священства перешло из униат¬ства в Православие (объединение поддержали 986 священников, против — 281). Немногие «несогласные» ушли к «лесным братьям» или эмигрировали.
Враги Православия тщетно пытаются доказать, что о.Гавриил служил нашей Церкви по принуждению, а не по велению сердца. Для «доказательства» своей «правоты» они утверждают, что якобы сыновья священника были арестованы НКВД как бандеровцы, и отца вынудили спасти им таким образом жизнь. Эти утверждения не соответствуют действительности. Один из сыновей о.Гавриила действительно был арестован в предвоенные годы, но вызванный в НКВД о.Гавриил тогда отказался стать секретным сотрудником, заявив, что если сын виноват в преступлении, он не станет его выгораживать. Другие его дети были убиты гитлеровцами.
Впрочем, наивно было бы думать, что НКВД-МГБ не стремился использовать в своих целях о.Гавриила. И. В. Сталин в те годы серьёзно увлекался идеями всеславянства, создания Балканской Федерации из южнославянских народов, вхождения отдельных славянских государств (Болгарии, Словакии) в состав СССР. В Москве предполагалось создать «Православный Ватикан», который должен был являться альтернативой Ватикану римскому. Сталинское руководство поддерживало возрождение православных церквей в Чехословакии, Албании, Франции. Без сомнения, советское государство стремилось подчинить своему влиянию Православную Церковь, пользовавшуюся исключительным доверием населения в военные и послевоенные годы. И ныне не исчезло духовное, политическое и военное противостояние Западу. О. Гавриил был поборником идеи славянского единства, православных ценностей и в определённом смысле мог рассматриваться как союзник государству, но именно как авторитетный и независимый в глазах людей церковных, а не как наёмник.
Годы объединения — чрезвычайно плодотворный для о.Гавриила творческий период. Он пишет книги «Непогрешимость папы в римской церкви», «Как римские теологи воюют», «Примат латинской церкви и униатской церкви».
В 1948 году о. Гавриил сделал два доклада на совещании глав автокефальных Православных Церквей в связи с праздновании 500-летия автокефалии Русской Православной Церкви. Доклады одобрил Святейший Патриарх Алексий. В них была исследована история противостояния Западной и Восточной Церквей на протяжении столетий, отмечен насильственный характер вовлечения славян в унию, рассказано о преследовании православных униатами и латинянами. Следует отметить, что о. Гавриил не шёл на поводу у журналистов советских газет, обливавших Ватикан — «оплот капитализма» — грязью. Его доклад был глубоко аргументирован, свидетельствовал о замечательной эрудиции.
В своих проповедях он призывал к миротворчеству, необходимости отказаться от насилия, сообща строить новый церковный дом. Впрочем, для униатов и политическая агитация и смиренная проповедь были равно ненавистны.
20 сентября он, как всегда, утром совершил в храме литургию. На пороге своего дома, неподалеку от храма, мученик был предательски убит двумя пулями в затылок. Убийца — Олекса Любинский — пытался скрыться, но, окружённый толпой людей, застрелился. Любимого пастыря провожала в последний путь 50-тысячная толпа верующих. Никогда ещё во Львове не собиралось столько людей. ОУН предприняла попытку диверсии во время похорон, но безуспешно.
В Галиции сейчас высказывают самые невероятные догадки о том, кому выгодна была смерть о. Гавриила. Предполагают, что убийство подготовили сотрудники НКВД, что это была провокация для того, чтобы развязать правоохранительным органам руки в борьбе с ОУН. Но советские карательные органы всегда вели самую непримиримую борьбу с украинскими националистами и ни в какой провокации не нуждались. Маловероятным кажется и причастность к этому преступлению Ватикана. У Рима были значительно более серьёзные проблемы в 1948 году, да и характер преступления и последовавшее за ним самоубийство террориста свойственны именно ОУН.
Но светлое имя о.Гавриила не забыто. На 50-летие смерти мученика Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II прислал Послание, где подчеркнул, что «гибель отца протопресвитера Гавриила Костельника явилась невосполнимой утратой для духовной жизни народа Божия», а также подробно писал о сложнейшей церковной ситуации на Западной Украине, преследованиях православных вновь поднявшими голову униатами.
На Львовщине стали традиционными научные Костельниковские чтения, собирающие всё больше людей. О. Гавриила чтут и помнят, в родном селе проводится ежегодный фестиваль «Костельниковская осень», в 1995 году ему был установлен памятник. Как говорят его односельчане, здесь слава о. Гавриила спорит со славой самого Тараса Шевченко. Но, увы, село ныне вновь стало униатским, на славянское население бывшей Югославии Запад продолжает оказывать давление...
Примечательно, что Ватикан, ранее злословивший о. Гавриила, теперь обращается к его научному наследию. Вот что пишет «Католическая Энциклопедия» об о. Гаврииле: «Многие его богословские статьи, написанные до 1939 года, предвосхищают идеи, позднее одобренные в документах II Ватиканского Собора... Костельник боролся с засильем неосхоластики в католическом образовании, настаивал на изучении аутентичных традиций византийской литургии и византийского богословия, решительно выступал за соблюдение прав греко-католиков на сохранение их религиозных традиций; однако понтификат Папы Пия XI не являлся благоприятным временем для пропаганды подобных взглядов».
А мы почти забыли о богатейшем богословском наследии о. Гавриила, его книги в России не переиздаются. Не решается вопрос и о канонизации мученика. Многие противники о. Гавриила тем временем канонизированы Ватиканом.
В заключение хочется процитировать слово из Апокалипсиса: «Блаженны мертвые, умирающие в Господе; ей, говорит Дух, они успокоятся от трудов своих, и дела их идут вслед за ними» (Откр. 14, 13).
Константин ЕРОФЕЕВ