Во Владимире, в восемнадцати километрах от города Александрова, стоит село Ирково. Как говорит русская пословица, не стоит село без праведника
Во Владимире, в восемнадцати километрах от города Александрова, стоит село Ирково. Как говорит русская пословица, не стоит село без праведника
Недавно в этом селе была золотая свадьба в семье Мироновых. Подсчитали — ведь действительно полвека совместной доброй жизни прожили Александр Николаевич и Лидия Павловна. 50 лет совместной жизни вместили в себя всё: и счастье, и беды, и радости, и горести.
Познакомились на танцах приехавший в отпуск юный механик из Челябинской области и юная вышивальщица фабрики «Квалифицированный труд». А через год была свадьба. И все прошедшие годы их совместной жизни — это ежедневный труд.
Оба они из Александровского района Владимирской области.
Александр Николаевич родился в крестьянской семье села Ирково. И до сих пор здесь живёт. Окончил в юности Кольчугинский механический техникум, куда несколько десятков километров ходил пешком. А потом долгое время работал инженером-механиком на одном из предприятий г. Александрова.
Лидия Павловна родом из крестьянской семьи Демичевых деревни Николаевки. Хватила горя и во время войны, и после неё.
Оба вышли из трудолюбивых крестьянских семей, и сами живут крестьянским трудом...
К золотой свадьбе всем селом собрались на семейную трапезу в деревянной избе, построенной когда-то своими руками. Хозяин дома, Александр Николаевич, был в той самой белой рубашке, которую полвека тому назад прекрасными узорами вышила своими руками его невеста-мастерица!
А за окнами — всё на виду: и кладбище, где похоронены их предки, и сияющий купол церкви Введения Пресвятой Богородицы во Храм. Позади избы — огород, кормилец их в трудные времена. Всё родное, всё под руками.
Прежде чем сесть к столу, все отправились в церковь, где каждый кирпич помнит прикосновение их рук. Вот уже двадцать лет, как Александр Николаевич при поддержке своей верной жены восстанавливает этот храм, разрушенный большевиками.
В старые русские времена, когда собирались что-то строить, прежде всего, устраивали кирпичный завод. В наши знаменитые пятидесятые стали действовать по-другому: по лени душевной из церковных зданий умудрялись устраивать каменоломни. Так было и с ирковской церковью. На всякие мелкие колхозно-совхозные нужды разобрали колокольню, трапезную с Никольским храмом.
Миронов сначала стал созывать земляков, как здешних, так и уехавших когда-то из села, на благоустройство своей малой родины. Потом общими силами приступили и к восстановлению церкви. Оказалось немало тех, кто своими малыми средствами начал помогать, вкладывая даже и малую лепту, как евангельская вдова.
Сам же Александр Николаевич, проявляя организационную инициативу, в личное время, зачастую на собственную зарплату и пенсию, вёл строительные работы, привлекая мастеров, способных хорошо строить. И дело понемногу пошло.
Стремились возвратить селу и его историю. Удалось издать три тома «Истории села Ирково», где Александр Миронов проявил себя как талантливый писатель.
Минувшие годы как бы отмечали этапы восстановления Введенской церкви, а закреплялись появлением из печати книг: «История села Ирково», том первый (1995), том второй (1997), том третий («Введение во Храм» /2000/). Третий том стал особенным — он представлял собою не только летопись восстановления храма, но и становление самого автора воцерковлённым человеком.
И, удивительное дело, в библиотеках российских тюрем выстраивались очереди заключённых на прочтение книги: учились у Миронова, как найти дорогу к храму!
А потом он написал книги: «Восемь дней на Святой Земле» (2000), «Конец времени» (2002), «Сотворение мiра» (2005), «Моя Русь» (2007), «Дополнение к "Моей Руси"(2008)...
Невелики были тиражи, но кое-какие средства от продажи он получал: копейка к копейке — всё шло на строительство храма. Так удалось построить заново на старом фундаменте Введенский престол обширную трапезную с престолом святителя Николая Чудотворца.
В прошлом году, летом, благочинный о. Александр и священник отец Николай вместе с прихожанами отслужили здесь Божественную литургию!
Так что заново построенный храм стал памятником не только архитектуры и истории села, не только памятником предкам, но и памятником нынешним поколениям, которые вложили силы и средства в восстановление Свято-Введенско-Никольской церкви!
Вот потому-то во время празднования золотой свадьбы Александр Николаевич и Лидия Павловна Мироновы с волнением и радостью смотрели за окна своей избы, где сияло белизной церковное здание, над куполом которого сиял православный крест.
Валентин Иванович СТАРИКОВ