Протоиерей Александр Шаргунов - "Христос вернулся к Себе, вернитесь и вы!"

Архив: 

 «Христос вернулся к Себе, вернитесь и вы!» — говорит свт. Григорий Богослов. Христос с Плотию Своею, сотканною из нашей плоти и всей плоти Земли, взошёл в Небо Пресвятой Троицы. На заре своего существования человек возмечтал стать богом, устремился взойти на Небо живым, но стал землёю, которая распадается.

28 мая - Вознесение Господне

Однако оттого, что он искал совершенства, хотя, обманутый диаволом, пошёл путём греха, разрыва с Богом, — Бог стал человеком, дал «знамения и в глубину, и в высоту», как говорит пророк Исайя (Ис.7,11), сошел в глубину ужаса и смерти этого мира, до дна ада, и этой безмерной любовью открыл путь в высоту. Он сошёл в глубины земли, — говорит святой Ириней Лионский, — чтобы найти заблудшую овцу, то есть творение, которое Он создал, и принести Своему Отцу этого обретённого человека. На горе Елеонской апостолы видели Его восходящим в земное небо, но Он взошёл в небо любви, соединяя Небо небес и земное небо.

Астрономические открытия XVII века показали, что физическое небо пусто, и это явилось соблазном для тех, кто ищет глубину и высоту вовне, в земном небе, на земле. Чего только не предпринимает мiр, чтобы достигнуть счастья на земле — тоже своего рода «земного неба»! Одна революция сменяет другую, но это всегда не более чем переворачивание «гробов покрашенных», потому что эти усилия отделены от Неба небес. Жизнь человеческая все более погружается в смерть и разделение, однако дары и призвание Божие непреложны, как свидетельствует апостол Павел (Рим. 11,29).

После сорокадневного праздника Пасхи дана нам новая радость — тайна Вознесения, не менее важная, чем тайна Воскресения. Вознесение — завершение Воплощения. Иисус Христос прославленный — теперь одесную Бога Отца. И это значит: в Его Божест¬енной личности присутствует всё человечество, каждый из нас, в уже преображённом состоянии. Какое будущее уготовано человеку! И основания этого будущего непоколебимы. Промысл Божий, замысел Его разделить Своё существование, полноту Своей жизни с человечеством начинает осуществляться здесь, преодолевая все преграды. Что вы стоите и смотрите на небо? Перед нами — долгий и высокий путь восхождения человеческой души и человеческой истории.

В празднике Вознесения мы созерцаем эту тайну человечества, сокрытого в Боге. «Возлюбленные! мы теперь дети Божий; но ещё не открылось, что будем. Знаем только, что, когда откроется, будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть», — говорит апостол Иоанн Богослов (1 Ин.3,2—3). Однако невообразимое, невозможное — в действии, уже осуществляется. Мы не можем больше говорить о Боге, о радости и жизни Божественной, вечной, Троичной без того, чтобы не иметь в этой радости нашу жизнь, которая, как говорит апостол Павел, сокрыта со Христом. Невозможно уже думать о Боге, не понимая, что Он навсегда связан с тем, чем мы станем, и с тем, что мы есть сейчас, в нашем становлении. Божий Промысл, Божия забота о нас до самых Его глубин — ради славы Его и ради нашего спасения. Ради преображения Им сотворённого и с Ним навсегда соединенного нового теперь мiра, ради принятия нами всего, что есть Божие добро и человеческое добро, ради нашей борьбы против всякого зла и небытия. Всё совершил Господь, и перед нами открывается небо нашей свободы. Я принимаю Его во всей моей свободе, и я не хочу, не желаю, не принимаю никаких других пу¬ей, кроме пути Христова, отойди от меня, сатана!

Чем выше дар Божий, тем страшнее его отвержение. Бог стал человеком, чтобы человек мог стать богом. Только в Боге человек становится человеком. Но он может стать скотом или бесом. Может стать скотом, если будет жить только землёй, всё более отождествляя своё существование с материальными ценностями и растленной похотью. И может стать бесом, если, с помощью белой или чёрной, или какой угодно магии, будет устремляться в пространство, которое на языке православной мистики называется местом воздушных мытарств, в эту кажущуюся глубину и высоту, а не в небо Пресвятой Троицы. Вот перед каким безмерным выбором стоит каждый человек.

Всю человеческую природу, всё человечество вознёс с Собою Христос. Всех зовёт к Себе: «Приидите ко Мне все», — и самим естеством нашим, которое уже в Боге, и Божеством Своим, которое нераздельно теперь от нас, — всё человечество, всех вместе неодолимо влечёт к Себе, но каждого в отдельности, потому что бесконечна дарованная Им человеку свобода. «Бог всегда хочет стать человеком в тех, кто этого достоин, — говорит преподобный Максим Исповедник. — Пусть тысячу раз Христос рождается в Вифлееме — если Он не родился в тебе, ты погиб для вечности». Пусть тысячу раз воскресает Он и возносится на небо — если ты непричастен этой тайне, ты по-прежнему земля и в землю, в глубину её, которая у святых отцов на¬ывается адом, отыдеши.

Только после Воскресения наступает Вознесение. Только распятый со Христом и воскресший с Ним, только живой — жизнью, которая крепче смерти и ада, — может вознестись с Ним, по дару Его. Потому что наш Бог — не бог мёртвых, а Бог живых.

Но всякий дар Божий для нас — задание. И всякое избрание, которое даётся по любви Его, никак не заслуженной нами, — указание на то, чтобы мы других приводили ко Христу. Этот дар, который я получил, дан не только мне, но всему человечеству, которое живёт во мне, для всех других, кого я могу понять, взять с собою ко Господу в их единственности и неповторимости, никого не отделяя.

Время Церкви — время Воскресения, Вознесения и Пятидесятницы, до Второго Пришествия Христова. Господь возносится во славе и снова придёт на землю таким же образом, со славой. И мы знаем, чего это стоило Христу, и потому время Церкви — скорбный, крестный путь Земли.

Если мы на самом деле причастники Божественного естества, то Небо Вознесения может быть не отчуждённым для нас только тогда, когда мы видим Землю Христа, Его заплевания, заушения, оскорбления, Крест, гвоздия, копие и гроб. Только тогда, когда мы видим эти знамения присутствия Христова на нашем земном пути, совершается наш путь на Небо по тому же самому пути, по которому восходил на него Христос. Только приобщаясь Его любви до конца — в заповедях, в Таинствах и в скорбях, — делаемся мы способными быть с Богом. И ничто, кроме этого, не может вести нас в сокровенные глубины Бога — Отца и Сына и Святого Духа.

Земля, отделённая от Неба, разрушается, как тело, отделённое от души. Но не все отличают падение в бездну от полёта. Мы — христиане, оттого что мы Христовы, и имеем из чего, по-иному, чем строить будущее в свободе и благодати, которая даётся нам в веянии Святого Духа, превосходящего всякую меру наших сил, освящающего всё наше естество, душу и тело навеки.

Протоиерей Александр ШАРГУНОВ