... здесь в начале XX века стоял грандиозный православный кафедральный Александро-Невский собор. Построен он был на российские деньги, причём, очень немалые. Судьба собора трагична, назидательна и по сей день окутана многими тайнами.
Много лет назад, возвращаясь из Курско-Коренной Пустыни, мы с паломниками остановились у старого разрушенного и растерзанного храма, стоявшего неподалеку от шумной автомобильной магистрали. Нет ничего тяжелее для православного сердца подобного зрелища. Привыкнуть к нему невозможно. Молча стояли мы на святых руинах, растерянные и подавленные.
Тут раздался бодрый голос пожилого гида: «А ну-ка выше головы, православные! Много на Руси храмов разрушили, но немало и восстановили! И этот со временем в порядок приведут. Давайте-ка вместо «ахов» да «охов» помолимся, акафист прочитаем. Да крестным ходом вокруг храма пройдём. Порадуем Ангела Хранителя храма!» Мы так и сделали. На душе сразу стало легче.Тогда я ещё не знала, что не только у людей, но и у храмов, у городов есть свои Ангелы Хранители. И не думала, что спустя годы мне представится возможность «утешать» Ангела Хранителя одного из самых прекрасных и величественных православных храмов Европы, разрушенного вандалами-католиками.
...Темнеет в Варшаве очень рано. Здесь не принято гулять по вечерам, и улицы быстро пустеют. Вот тогда-то и появилась в самом центре города, на площади Пилсудского, неподалеку от колоннады, сооружённой над могилой неизвестного польского солдата, наша необычная процессия. Несколько человек с православными иконами, с тихим песнопением, обходят пустое пространство посреди огромной площади, словно закольцовывают его. Именно здесь стоял в начале XX века грандиозный православный кафедральный Александро-Невский собор. Построен он был на российские деньги, причём, очень немалые. Создавали его в течение 18 лет лучшие православные зодчие, художники и иконописцы, а потом в течение шести лет католики его ломали. Судьба собора трагична, назидательна и по сей день окутана многими тайнами.
... Впереди нашего небольшого крестного хода всегда несут икону святого праведного Иоанна Кронштадтского, привезённую из Москвы. Ведь именно он благословил строительство храма. И 30 августа 1894 года участвовал в закладке православного собора во имя св. благоверного князя Александра Невского. Пожертвовал на его строительство 135 тысяч рублей. Сумма по тем временам огромная.
Любовь православных Варшавы к св. Иоанну была необъятной. Потому-то и запало так в сердца верующих пророчество его: «Я вижу грустную судьбу этой церкви. Вскоре после её постройки Россия зальётся кровью и распадётся на многочисленные самостоятельные государства. А Польша станет независимой и самостоятельной. Но одновременно я предвижу создание сильной России, ещё более великой и могущественной. Но произойдёт это намного позднее. Варшавский собор будет разрушен.
Судьба этой святыни постигнет и Польшу, закроет её последнюю страницу. Звезда её потемнеет и погаснет». Всё сбылось в точности. Вся русская Варшава с волнением обсуждала пророчество св. Иоанна. Для тех, кто забыл: Польша входила тогда в состав Российской империи. И Церковь её была нераздельной частью Русской Православной Церкви. И существовала русская Варшава, с десятками величественных православных храмов, благородных дворцов, величественных монументов, садов, музеев, гимназий и больниц, построенных на деньги русских людей. Почти весь центр старого города был застроен и заселён русскими. В конце XIX века появилась необходимость в строительстве нового просторного кафедрального собора. Небольшой Троицкий собор, расположенный в самом центре Варшавы, едва вмещал 300 человек и уже не мог быть кафедральным собором. В те годы православных в Варшаве было около 150 тысяч. И несмотря на то, что по воскресеньям и праздникам в Троицком соборе служили по три литургии, 40 тысяч православных не могли участвовать в Таинствах Святого Причащения.
В то время в городе были ещё две крупные православные церкви, но обе на окраинах столицы. В 1893 г. был создан комитет под председательством генерал-губернатора Гурко и архиепископа Холмского и Варшавского Флавиана и принято решение о постройке нового кафедрального собора в самом сердце Варшавы — на просторной Саксонской площади, которую переименовали в Соборную.
Некогда на Саксонской площади стоял дворец, выстроенный в 1724 году королём Августом II Саксонским. Позднее он стал принадлежать русскому военному ведомству, а в 1839 году здание выкупил русский православный купец Иван Скворцов, перестроивший дворец и соорудивший величественную аркаду над входом в Саксонский сад.
В том самом Саксонском саду под внушительной колоннадой, построенной Скворцовым, ныне находится могила польского неизвестного солдата, варшавяне отмечают там свои праздники, а польские президенты принимают военные парады...
На Саксонской площади был и ещё один удивительный русский монумент. Надпись на нём гласила: «Полякам, героически павшим 17 ноября 1830 года за верность своему Государю».
Государем этим был российский Император Николай I, великодушно приказавший увековечить память тех поляков, которые наотрез отказались во время очередного польского восстания нарушить присягу и примкнуть к мятежникам. Эти благородные воины были буквально растерзаны толпой бунтовщиков, они обрекли себя на вечную ненависть соотечественников.
Николай I сам составил текст на монументе и приказал установить памятник в самом центре Саксонской площади.
Ни в одном архитектурном и историческом справочнике Варшавы сегодня не удастся найти изображение этого монумента. Именно он открывает долгий список уничтоженных памятников русской Варшавы. В апреле 1917 года, получив разрешение немецких оккупационных властей, поляки разобрали его до основания.
Главный архитектор православного собора Варшавы, профессор Императорской Академии Изящных искусств в Петербурге Л.Бенуа спроектировал его в стиле ростовских церквей XII века. Он был увенчан пятью куполами, ещё один находился над главным входом, а колокольня стояла отдельно.
Краеугольный камень собора был заложен 30 августа 1894 года в день памяти великого русского воина, св. благоверного князя Александра Невского, день именин Императора Александра III. В честь знаменательной даты была отслужена литургия в Троицком соборе. Вместе с Варшавским архиепископом Флавианом и епископом Любельским Гедеоном служил и св. праведный Иоанн Кронштадтский.
Собор имел три престола. Главный — во имя св. благоверного князя Александра Невского, боковые — во имя свт. Николая и святых равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия. В создании его принимали участие выдающиеся российские академики: Бруни, Рябушкин, Судковский и др. Отделкой храма руководил сам Виктор Васнецов.
Он же — автор гигантских мозаик. Самая большая из них — «О Тебе радуется, Благодатная, всякая тварь» — находилась в главном алтаре.В пределе свт. Николая Чудотворца была фреска «Да молчит всякая плоть человеческая», а в алтаре придела свв. равноапостольных Кирилла и Мефодия «Ныне силы небесные с нами...»
Главную кафедральную икону св. благоверного Александра Невского подарил храму знаменитый московский купец-миллионщик Савва Морозов.
Над собором возвышалась величественная 73-метровая колокольня, напоминавшая колокольню Ивана Великого из московского Кремля. Оттуда видна была не только Варшава, но и её окрестности. В звоннице было 14 колоколов.
9 ноября 1900 года строительство было закончено, и на главном куполе был водружён огромный крест. Освящение собора состоялось 20 мая 1912 года. В торжественной церемонии принял участие варшавский губернатор Евгений Скалой и множество почётных гостей. Сам Император Николай II прислал поздравительную телеграмму.
Архиепископ Николай в своей торжественной речи отметил, что создатели храма не имели и в мыслях своих ничего враждебного инославию. Насилие и неправда не в природе Православия. В новом храме всегда будет возноситься молитва о мире всего мiра. Отсюда будут исходить слова любви, прощения и примирения, но не вражды, лукавства и мщения. Так и было.
Но не примирило католиков с самим фактом существования в центре Варшавы грандиозного православного храма. Судьбу собора решила война. Сбывалось пророчество св. праведного Иоанна, предрекшего при закладке собора, что жизнь его «окончится сразу же с окончанием господствования России в Польше».
В 1915 году под напором наступающих немецких войск российские власти постановили оставить Варшаву...
Эвакуация собора проходила поспешно, не успели вывезти часть икон и средние колокола. Большой колокол разрезали и спускали с колокольни по частям. Бесценные мозаики и фрески вывести не успели. В опустевшем православном соборе св. Александра Невского немцы устроили гарнизонный костел святого Генриха.
«Свободная суверенная» Польша стала первым христианским государством Европы, где в начале XX века была сознательно и жестоко уничтожена православная святыня. И католики совершали там Таинство литургии...
Во время войны с белополяками католики утверждали, что один только вид златоглавых куполов над Варшавой может помочь русским воинам. И собор решили снести.
Когда акция уничтожения в Польше православных храмов и гонения на священников достигли в 1938 году своего апогея, против этого варварства начала протестовать мiровая и польская культурная элита. Известный писатель Йозеф Мацкевич принял Православие.
Восемьдесят три года пустует место, на котором стоял один из самых величественных православных храмов Европы, безжалостно разрушенный вандалами. Варшавяне не решились построить там новое здание. Только переименовали Соборную площадь в плац Пилсудского.
Но для Бога ничего невозможного нет, И радует наши православные сердца мысль о том, что когда-нибудь, спустя многие годы, встанет здесь величественный собор с пятиглавыми золотыми куполами.
Ксения Александровна АВДЕЕВА,
г. Варшава