о.Анатолий Коваленко - Традиции православной семьи

Опыт духовной жизни приобретается по мере взросления и преодоления трудностей, он передаётся от поколения к поколению. А этой преемственности мы, современные люди, почти лишены.

Разорвалась связь поколений, мало осталось семей, которые, пережив почти вековые гонения в России, выжили, сохранив и передав детям Православную веру. Нынешним семьям приходится практически всё начинать с нуля. Большинство родителей пришли к Православию, уже будучи взрослыми людьми.

У нас нет детского опыта переживания веры, мы едва-едва угадываем, что происходит в душах наших детей, растущих в Церкви с младенчества. Оттого духовная помощь им и руководство часто бывает неуклюжим или вообще ошибочным.

Как выжить современной семье в современном мiре?

Очень популярны сейчас разнообразные «школы выживания». Действительно, жизнь предлагает нам сюрприз за сюрпризом. Но не решить нам проблемы без Бога! Прячась от совести, от Бога, мы лишаем себя Источника сил, мудрости, любви, защиты. Мiр меняется в худшую сторону, но Бог-то неизменен и всё так же близок к сердцам призывающих Его.

Православная вера доказала, что она — наилучшая школа выживания! Христос победил саму смерть! А Церковь Христова, по словам Христа, пребудет на земле до скончания мiра. У нас есть Источник опыта и надёжная Пристань, где мы найдём защиту во время любой бури. Нужно только суметь приобщиться к этому опыту, ко всей полноте Церковной жизни, её Таинствам, и найдёшь именно в Боге защиту и утешение. А если мы сами приобретём эти умения, то сможем передать их детям и внукам. А если не будем стремиться к личному приобретению духовного опыта, не научимся находить радость в общении со Христом, в Литургической жизни, в крестоношении, то будем учить детей, руководствуясь только книжными познаниями, совершим страшную ошибку израильских книжников и фарисеев.

В церковном месяцеслове мы обнаружим очень мало людей, прославленных именно как семейные святые. Святые, семейный период жизни которых особенно отмечен Церковью — это Евстафий Плакида, мученицы Вера, Надежда, Любовь и мать их София, князь Пётр и княгиня Феврония Муромские, святые Царственные страстотерпцы Российские (Император Николай II и его семья).

Есть такие хорошие слова: «Если семья — школа жизни, то монастырь — университет». Если не окончил школу, в университет не поступишь. Опыт святых, оставивших нам рукописные труды, — это опыт всей их жизни, и семейной, и монастырской. Нужно, читая их книги, видеть в них то, что поможет нам правильно решить наши семейные проблемы. А они, следуя за Христом, учили крестоношению, терпению и любви.

Да, нам нужны эти книги. Они помогут супругам правильно построить взаимные отношения в браке — понять, например, разницу между влюбленностью и любовью, ответственность мужа и жены в семейной жизни. Влюблённость горяча, но имеет греховные примеси, это не крестоношение.

Влюблённость жениха и невесты должна со временем, по мере несения креста семейной жизни, перерасти во взаимную любовь во Христе. Тогда семья поистине станет малой Церковью, неиссякаемым источником живой воды, способным насытить всех жаждущих.

Творения святых помогут родителям научиться по-христиански любить своих детей, не баловать их, не гневаться, не раздражаться, наказывать, но с любовью. Понимаете разницу? Баловство — это откуп от ребёнка за невнимание к нему. Гнев и примешанная к нему раздражительность демонстрируют лишь слабость родителей, приводящую к банальной ссоре. «Наказание» и «указание» — однокоренные слова. Наказание — не кара, а указание, в чём-то неприятное и тяжкое для ребёнка, но соответственное его проступку. Наказание призвано научить ребёнка, т.е. воспитать.

Присмотритесь повниматель¬нее к своей жизни, и вы убедитесь, что Господь всегда поступает с нами, как любящий Отец: не балует, не раздражается, наказывает, не карая. Если мы будем стараться поступать со своими детьми так же, то поможем им видеть в своей жизни Бога, научим их быть Его детьми. Это главная цель воспитания.

Нам крайне необходимо научиться самим и научить своих детей подходить к информации осторожно и избирательно. К счастью, сейчас уже возможно купить книги, аудио- и видеокассеты, которые очищают, или, по крайней мере, не сквернят душу. Они интересны и увлекательны для современных подростков.

Чтение хороших книг всегда было традиционным в православных семьях на Руси. А для воспитания малышей бесценны минуты, когда мать или отец читают им Евангелие, Жития святых или добрую сказку перед сном.

Воспитание детей в вере не ограничивается духовными наставлениями. Ребёнок не должен быть лишён полноты детской жизни. Ему необходимы занятия спортом, музыкой, рукоделием.
Православная семья, как правило, многодетна. В такой семье старшие дети учатся играть, кормить, укладывать спать малышей, готовясь к материнству и отцовству. Среда многодетной семьи несравненно более полезна для воспитания детей, чем детский сад. В многодетной семье детям приходится привыкать трудиться с самых малых лет.

Православная семья невозможна без совместной молитвы. Опыт личной, сокровенной молитвы приходит к кому-то раньше, к кому-то позже. Это зависит от склада души, от жизненного опыта. Но общесемейная утренняя и вечерняя молитва, пусть коротенькая (чтобы не рассредоточилось внимание самых маленьких) — необходима. Это сплачивает семью, дети привыкают к тому, что невозможно жить, не разговаривая с Богом.

Необходимы и совместные паломнические поездки, даже просто выходы на природу, но обязательно всей семьей. При этом родители должны быть вместе с детьми, а не замыкаться во взрослом коллективе (если в мероприятии участвует большое количество человек). Тогда у детей останутся светлые воспоминания, а ведь детские впечатления очень сильны, они — на всю жизнь.

В заключение хочу заметить, что родители должны быть примером для своих детей всю свою жизнь до самой смерти. Велика и даже страшна ответственность их, но велика и награда от Бога за земной жизненный путь, если этот путь был устроением малой Христовой Церкви — православной семьи.

Священник Антоний Коваленко,
настоятель храма Казанской иконы Божией Матери
с.Богослово, Щелковское благочиние

 

Комментарии

Храм

http://antoniy-k.ru/

У каждой страны, народа на земном шаре есть свои национальные особенности, традиции. Когда произносишь слово "Русь", сразу хочется прибавить - Православная. Но Православная вера в России - это не традиция. Это нечто значительно большее и важное. Это - печать богоизбранности Руси, результат ее призвания Богом к выполнению особой миссии. Эта миссия - хранить Православную веру. Ради того, чтобы любой человек, поставивший целью своей жизни обрести Истину и Бога, смог найти ее неискаженной, такой, какую хранит с апостольских времен Православная Церковь.

Это особое призвание России объясняет многие исторические события, которые пережила наша страна. Войны и смуты начинались в те времена, когда люди забывали о своей вере либо начинали относиться к ней как к национальной традиции, а не как к Богом дарованному сокровищу. А возрождение веры укрепляло дух Россиян, помогало справиться с врагами, причем подчас такими, которые наводили ужас на весь мир (победа над татарами, война 1812 года, Великая Отечественная война).

В 1917 году началось самое страшное в истории гонение на Церковь. Когда вера поддерживается государством, назваться верующим просто, а для иных - и выгодно. Но верить во Христа и любить Его ради выгоды кощунственно. А именно так и было накануне революции в России. Но вот меняется власть - и что же? Малая часть истинно верующих Россиян мученически умирает за Православие от рук тех, кто до недавнего времени верующим себя лишь именовал. Основная же масса народа молчала, предавая Христа, отдавая на поругание свои святыни.

Враги России знали, чем крепка наша страна и с чего нужно начинать ее разрушать. Мы сейчас пожинаем плоды содеянного. И, задумываясь о прошлом, важно понимать, с чего нужно начинать восстанавливать Русь. С веры.

Разрушено многое: и внешнее - храмы, промышленность, экономика, и внутреннее - люди не могут обрести покоя в своей душе. Но Бог чудом сохранил нам тех немногих, которые, горя верой, выжили в лихую годину. И есть сонм новомучеников - тех, кто погиб за веру в революционные годы и молитвами которых возрождается Церковь и Россия сейчас.

Церковь - это не церковное здание. Церковь - это питаемое и хранимое Духом Святым общество людей, которых объединяет вера и любовь. А Православный храм - это частичка Неба на земле, место совершения величайшего Таинства Церкви - Евхаристии, через которое даруются христианам силы нести жизненный крест, верить и любить. Поэтому так важно восстанавливать наши разрушенные святыни и относится к ним не как к памятникам прошлого, а как к месту встречи и соединения с Богом - ради спасения души, ради вечной жизни.

Нынешние храмы - это образы наших порушенных и опустошенных душ. Если будет возрождение веры в сердцах людей, то восстанут из руин и храмы, восстанет и наша страна.

Иерей Антоний Коваленко

http://antoniy-k.ru/