Русский клуб МГУ - Имперская идеология: особенности и перспективы

31 марта в МГУ на факультете иностранных языков и регионоведения в рамках Русского клуба прошла встреча студентов с Михаилом Борисовичем Смолиным, публицистом и историком русской консервативной мысли, редактором «Роман-журнала XX века» и издательского отдела журнала «Москва». Тема встречи – «Имперская идеология: особенности и перспективы».

Что такое империя? Какое государство может считаться империей?  Есть ли у России возможность стать империей? Если да, то зачем и каким образом? Если на первые два вопроса может ответить почти каждый студент, для которого школьные годы не прошли даром, то последние вопросы не так просты, как кажется на первый взгляд. Для этого необходимо не просто прочесть много литературы, но и много наблюдать и размышлять.

Михаил Борисович Смолин поделился с нами своими мыслями об империи как особом государственном устройстве, наиболее всего подходящей России как многонациональной стране. Почему?

Во-первых, считает Михаил Борисович, имперское устройство,  подходит большим странам. Россия – большая страна. Конечно, можно припомнить много империй, существовавших в истории (Британская, Османская, империя Габсбургов, Арабский халифат и многие другие), но Михаил Борисович особо выделил три: Римскую, Византийскую и Российскую. Скорее всего, главным критерием для такого «набора» является религия.

Во-вторых, отличительной чертой империи является активная внешняя политика, стремящаяся к экспансии.  Михаил Борисович отметил, что экспансия не обязательно подразумевает захват силой. Тем не менее, такое «старое военное правило», по мнению Михаила Борисовича, всегда будет актуальным: нападать на слабого и вовремя демонстрировать силу, чтобы не пришлось применять её потом. Но не совсем «военным» оказывается это правило, здесь есть и доля дипломатии.

В-третьих, религия. Имперская идеология для России основана на православии, которое служит объединяющей основой для мирного общежития многочисленных народов.

У многих студентов сразу же возникли вопросы: каким образом православие может стать такой основой для страны, где живут мусульмане и буддисты? Дело в том, пояснил Михаил Борисович, что люди других религий могут прекрасно ужиться с православными, признавая верховенство общей гражданской власти, которая, подчиняя, не навязывает другим православие. Кроме того, число православных в России достаточно велико, и верховная власть представлена в основном носителями именно этой религии (т.е. русскими). Получается выгодное «сожительство», если можно так выразиться.

Но если православие – объединяющая, центростремительная сила, то не окажется ли светская власть под угрозой? По мнению Михаила Борисовича, нет. История России не знает конфликтов светской и духовной властей, результатом которых могли бы стать серьёзные изменения в устройстве государства, чего не скажешь о западных странах, правители которых нередко воевали с Папой.  

Наконец, необходима «персонифицированная верховная власть», т.к. правление одного коллективного органа окажется в конечном итоге неэффективным.

Но сможет ли Россия стать такой империей? Способны ли власть предержащие нашей страны идти таким путём? Михаил Борисович считает, что нельзя предугадать, в какую сторону эволюционирует политическая система нынешней России. Но сейчас, после распада СССР (империи, возврат к которой Михаил Борисович считает невозможным)  неспокойных 90х гг., есть все предпосылки для строительства империи.

Ничто не падает с неба. Строительство империи может быть долгим и сложным. Прежде всего, по его мнению, необходима активная внешняя политика, отстаивающая геополитические и экономические интересы России. Например, Путин, будучи в 2006 году на саммите в Бухаресте, прекрасно дал понять, что Россия не станет сидеть сложа руки, если Украина вступит в НАТО. Это не просто имперские амбиции, это желание обезопасить границы страны в случае образования потенциальных горячих точек. Вообще, как справедливо заметил Михаил Борисович, Украина в последнее время доставляет России немало проблем. Наш ответ на события августа 2008 года – также пример активной внешнеполитической позиции.

За любой политикой стоят люди, поэтому одна из главных задач современной России состоит в необходимости сформировать достойную политическую элиту, которая непосредственно выражала бы интересы определённых социальных групп, или «социальных профсоюзов», как выразился Михаил Борисович. Досадно видеть, как никому не известные люди, которые, как правило, не состоялись в своих профессиях, становятся сегодня депутатами. А ведь те, кто является опорой власти, должны представлять реальные группы (банкиров, например, что сегодня особенно актуально) и обладать соответствующим образованием.

Элита, таким образом, – это, прежде всего, умные люди. Но вот вопрос: возможна ли меритократия (правление «умных») в реальности? Здесь могут возникнуть небольшие сомнения и вспомниться, что в России самые образованные и порядочные люди часто оказываются в не очень-то выгодном положении.

Таким образом, несмотря на трудность задач (далеко не всех перечисленных), стоящих перед потенциальной империей, они должны стать тем, к чему нужно стремиться именно сегодня. Наверно, рядовым россиянам вряд ли удастся решить проблемы внешней политики, но зато есть ряд вполне реальных задач. Например,  для студентов это, в первую очередь, образование, активная гражданская позиция (хотя бы на выборы ходить, пусть даже ради пирожков с капустой или бесплатных шариковых ручек и блокнотиков) и просто активная жизненная позиция (хотя бы не мусорить).

Кстати, относительно современной российской молодёжи Михаил Борисович высказал такое мнение: зачастую её представитель – либо монархист, либо анархист, т.к. русскому характеру свойственна способность либо всё полностью разрушать, либо страстно созидать. Нужно стремиться  найти золотую середину. Но это задача не только власти, но и самих молодых людей. Это, безусловно, работа над самим собой, без которой высокие цели становятся совсем недосягаемыми.            

Анна Холкина, студентка МГУ