Протоиерей Александр Шаргунов - Праздник жизни

19 апреля - Светлое Христово Воскресение
ПАСХА
Христос Воскресе!

2000 лет назад в саду у врат Иерусалима произошло  самое главное событие истории. Оно прошло ^почти незамеченным историками того времени. Поистине то, что зрелищно, не является решающим для судеб м!ра: Бог действует в тишине. Три подробности обращают на себя внимание в евангельских повествованиях о Воскресении Христовом.

Прежде всего, Воскресший Христос является только тем, кто любит Его. Каиафа и Пилат не сподобятся увидеть Его Воскресение. Он явился «не всему народу, но свидетелям, предызбранным от Бога», как говорит апостол Петр (Деян. 10,41).

Во-вторых, Его не узнают сразу. Воскресение Христово — утверждение нового Его присутствия среди Своих, начатки нового творения. Св. Мария Магдалина принимает его вначале за садовника, апостолы, закрывшиеся в доме на все засовы «страха ради иудейска», — за призрак, ученики на Эммаусской дороге — за припозднившегося путника.

И, наконец, Его узнают по сокровенному личному знаку. Подлинность того, что это воскресший Господь, открывается не какими-то общими чертами, явными для всех, но особенной сокровенной чертой, оживляющей в каждом из них память о прежней встрече с Ним.

Наша встреча с воскресшим Христом отмечена этими же чертами. Надо чтобы мы любили Его, даже при нашей неверности Ему и наших поражениях, — только тогда Он откроется нам. И, может быть, нам не будет дано узнать Его сразу — столь сокровенно Его присутствие в нашей жизни. Наконец, мы тоже узнаем Его не принудительными доказательствами, а по сокровенному личному знаку — будем свободны принять или отвергнуть Его.

Если мы будем внимательны, Он позовет нас по имени, как Марию Магдалину. Или отправит на какую-нибудь чудесную рыбную ловлю, во время которой мы увидим Его таинственное присутствие. Или присоединится к нам на пути, останется обедать с нами, и, как у путников Эммауса, у нас откроются глаза, и мы узнаем Его в преломлении Хлеба.

В мiре, который больше не поёт

Еще одна Пасха на земле, еще раз мы погрузились в смерть Христову и обновились вечной жизнью Царства. Новая жизнь, которую Он хочет разделить с нами, не в отдаленном будущем, а здесь и сейчас. Мы стоим на заре первого дня нового творения, перед Богом Живым, перед Словом, Которое было вначале. Христос живой, воскресший телом и душой, совершенный Человек, Победитель смерти говорит потрясённой душе каждого христианина: «Не бойся ничего. Это Я! Живой! Я был мёртв, и вот Я живой во веки веков и держу ключи смерти и ада».

Что бы в мiре ни происходило, не бойтесь ничего. Мы живём там, где воскресший Христос. В мiре ночь, и сугубая ночь над нашей страной. Но мы уже призваны из тьмы в чудный Божественный Свет. Мы уже воскресли со Христом. Кто во Христе — новая тварь. Эта новизна не есть что-то чисто духовное, не есть просто наше, пусть самое потрясающее, ни с чем не сравнимое переживание. Эта новизна делает другим всё в этом мiре. Жизнь Христа, как говорит апостол Павел, явилась в смертной плоти нашей. И мы празднуем в пасхальную ночь возможность преображения всей нашей жизни. Только бы мы не расслабились, не сложили оружие после победы. Да, пасхальные свечи, когда мы идем крестным ходом, еще борются с окружающей нас тьмой. Свет пасхальный не уменьшает реальности тьмы, а наоборот, до конца выявляет ее.

Велика наша Пасха! Мы уже пришли, но нам ещё надо идти. Мы уже победили, но нам предстоит еще продолжить битву со злом. Пасха не избавит нас от страдания и смерти, ведь и послепасхальный мiр — во власти не боящихся Бога людей. Сатана получил смертельный удар, но он все еще опасен, как раненый зверь, который ходит вокруг, ища кого поглотить. Эта новая Божественная жизнь сокровенна и действенна, как та соль, без которой всё в мiре теряет вкус и смысл, и без которой мы мертвее и несчастнее всех человеков.

Сколько раз в течение Поста утешал нас Господь непостижимым, незаслуженным даром Своей любви. Но если Бог принимает нас такими, какие мы есть, Он не оставляет нас такими, какие мы есть. Его любовь, сила Его Воскресения способна сделать нас несравненно большими. Все, кто вкусил сегодня пасхальной благодати, призываются стать не меньше, чем святыми — теми, кто в радости Пасхи пребывают вечно. Эта радость не покупается дёшево, и она действительно бесконечно сокровенна. Но сейчас мы не можем удержать её.

В мiре, который больше не поёт, мы собираемся, чтобы ликующе петь среди страданий и смерти. Пусть враги Христовы, которые расточаются при свете Христова Воскресения, снова окружают нас, — Христос действительно победил. В этом страшном мiре мы стоим лицом к лицу с самим адом, зная, что Господь разорил его, что Свет во тьме светит, и никакая тьма не может объять его, что врата адовы никогда не сокрушат Церкви Христовой, и никогда никто не отнимет от нас Царства Жизни, Царства Любви.

ПАСХА — высшее приглашение любви

Мы понимаем причину радости, которая заполняет Церковь, — этой радости, которая упраздняет печаль и скорбь, устраняет в нашем существе язвы греха и смерти. Христос Воскресе, и наша вера не тщетна, и мы уже не в грехе. И смерть впереди — только Пасха, только переход к совершенной радости. Никто не может измерить глубину этой радости: ни Ангелы, ни святые. Одни за другими уходят они в её бездны и не возвращаются. Возвращаются, чтобы вместе со всею Церковью возвестить эту радость, которая будет всему мiру: «Христос Воскресе!»

Завеса разорвана от верхнего края до нижнего, ад разорен, доступ во Святое Святых предлагается каждому грешнику. Ни у кого нет привилегий, они у всех. Нет никаких особенных дней — все особенные. В каждом дне — «сей день, егоже сотвори Господь». Решётки того Божественного сада не затворятся больше никогда. Никогда — слышите вы или нет? — никогда. Херувимы, которые поставлены быть стражами у входа, приглашают тебя, сопровождают тебя, воздают честь тебе, грешнику, ведут тебя на Господень пир веры. Трапеза должна остаться открытой из-за великого множества людей, которые там находятся. Кто эти люди? Грешники, которые ранами Его исцелились. Пасха — высшее приглашение любви: прийти ко Господу и следовать за Ним. Это первый день нашей любви, первая любовь, о которой говорит Откровение, чтобы мы не забыли этой любви никогда.Чья, какая там власть сегодня в России, в мiре? Сатана в последней агонии хочет, чтобы грех был у людей нормальным состоянием, тем, какое свойственно ему. Чтобы даже Воскресением Христовым люди не могли воспринять благодать покаяния. Но нет ничего, что было бы неподвластно Тому, Кто умер и воскрес.

И мы обещаем в Пасхальную ночь быть служителями Господа неба и земли, Которому принадлежит вся власть на небе и на земле. Для того, кто однажды встретил Воскресшего Христа, невозможно ходить другими путями. Невозможно не устремляться всегда к радости Его присутствия, от которого никто и ничто нас не разлучит.

И, по обычаю нашему, прежде чем подойти ко кресту и приветствовать друг друга пасхальной радостью, мы приветствуем из наших храмов этой радостью не только всех воздержников и ленивых, постившихся и не постившихся, как говорит святой Иоанн Златоуст, но и всех, кто слушает нас, веря и не веря. Будем приветствовать их в эту пасхальную ночь и во все пасхальные дни таким сильным от радости криком, чтобы рухнули Иерихонские стены.

Эта Пасха нам не принадлежит — мы ей принадлежим. Она принадлежит Господу и постольку, поскольку нам — всем людям.
Христос Воскресе!

Протоиерей Александр ШАРГУНОВ