1945 лет со дня мученической кончины апостола Иакова, брата Господня по плоти.Истина разделяет. Рождество Христово разделило мир и время на «до» и «после». Причина этому – выбор, который теперь обязаны сделать люди. «На суд Я пришел в мир сей, чтобы невидящие видели, а видящие стали слепы» (Ин. 9, 39).
Господь Иисус Христос многих людей исцелил от неизлечимых болезней, воскресил умерших, простил смертные грехи кающимся. Однако, большее число людей погибло под развалинами Иерусалима, и для христианина не может быть простым совпадением исторический факт разрушения Святого Города вскоре после Распятия Христа (70 г.). Слова апостола Иакова об Иисусе Христе, обращённые к вождям иудейского народа, оказались пророчеством о собственной участи брата Господня: «Вы роскошествовали на земле и наслаждались; напитали сердца ваши, как бы на день заклания. Вы осудили, убили Праведника; Он не противился вам» (Иак. 5, 5-6)
Праведники никого не осуждают. Но сама их жизнь в мире является для него судом, а уход заканчивается Божиим приговором. Пока праведный Ной строил ковчег, у развращённого народа была возможность покаяться, но после того, как двери ковчега затворились, «отверзлись все источники великой бездны, и окна небесные отворились» (Быт. 7, 11). Как только Лот с семьёй покинули Содом, Господь «ниспроверг города сии» (Быт. 19, 25). Исход евреев из Египта сопровождался страшными «казнями» и гибелью войска фараона. Гибель Иерусалима, по свидетельству иудейского историка Иосифа Флавия, явилась Божиим наказанием за казнь Иакова Праведного: «всё сие приключалось иудеям в отмщение за Иакова Праведного, который был брат Иисуса, называемого Христом, как скоро они убили этого праведнейшего мужа».
Апостола Иакова называли Праведником даже ненавидевшие христиан иудеи. Талмуд говорит о нём как о чудотворце и указывает на мызу Шеханию, из которой будто бы происходил он: «Раввина Елеазара, сына Дамагова, ужалила змея; и пришел Иаков, муж родом из мызы Шехании, исцелить его во имя Плотника; Приступил Иаков, из мызы Шехании, исцелить его воимя учителя своего Иисуса».
По свидетельству христианского историка Егезиппа, святой Иаков был назорей от чрева матери своей: «не пил вина и сикера, не употреблял в пищу никакого животного, не стриг волос, не умащался елеем и не мылся в бане». Но именно в силу особенной преданности Иакова и братьев его закону, они во всё время земной жизни Господа Иисуса Христа оставались неверующими, и лишь в начале книги Деяний апостолов мы находим первое упоминание о братьях Господа в числе верующих, вместе с 11-ю апостолами и Матерью Господа. Переход Иакова от неверия к вере совершился благодаря Воскресению Господа Иисуса Христа и явлению Его Иакову. Обращение Иакова, старшего из братьев, ко Христу повлекло за собой и обращение других братьев.
Относясь с великим уважением к закону Моисееву в целом и соблюдая его обрядовые предписания, даже советуя апостолу Павлу исполнить обряд очищения ради умиротворения синедриона, Иаков, однако, на Апостольском соборе первым говорит об освобождении уверовавших во Христа язычников от ига Моисеева закона (Де ян. 15, 13—21). Христианство для святого Иакова не есть только преобразованное иудейство, но новый путь спасения во Христе, начинающийся возрождением посредством Евангелия (Иак. 1, 18). Ни в каком антагонизме со святым апостолом Павлом — великим благовестником христианской свободы — святой Иаков (вопреки мнению западных исследователей) не был, и лишь враги великого апостола языков — иудаисты и евиониты — пользовались именем и авторитетом первого Иерусалимского епископа для прикрытия своих иудаистических тенденций и замыслов. Назорейство Иакова, будучи по форме иудейским, по духу являлось христианским: его не без основания можно считать прототипом христианского аскетизма и монашества.
«Если святой Павел есть апостол веры, святой Пётр — апостол надежды, святой Иоанн — апостол любви, то святой Иаков Праведный и в своём писании является апостолом правды. Восстановление на началах евангельского закона нарушенной правды в отношениях богатых к бедным составляет, можно сказать, главную цель Послания, проникающую его от начала до конца» (проф. Богдашевский).
Иаков Праведный был кротким и смиренным человеком, но в Соборном Послании мы слышим голос епископа Иерусалимской Церкви: «Послушайте вы, богатые: плачьте и рыдайте о бедствиях ваших, находящих на вас. Богатство ваше сгнило, и одежды ваши изъедены молью. Золото ваше и серебро изоржавело, и ржавчина их будет свидетельством против вас и съест плоть вашу, как огонь: вы собрали себе сокровище на последние дни. Вот плата, удержанная вами у работников, пожавших поля ваши, вопиет, и вопли жнецов дошли до слуха Господа Саваофа» (Иак. 4, 1—4).
По тону, силе и аскетической строгости в раскрытии требований правды, по прямоте и силе обличения богатых насильников Послание Иакова родственно книге пророка Амоса. Но ещё ближе и по духу, и по букве — Нагорной проповеди Господа. Вот что апостол говорит о христианах, и слова его актуальны доселе: «Ибо если в собрание ваше войдет человек с золотым перстнем, в богатой одежде, войдет же и бедный в скудной одежде, и вы, смотря на одетого в богатую одежду, скажете ему: тебе хорошо сесть здесь, а бедному скажете: ты стань там, или садись здесь, у ног моих, то не пересуживаете ли вы в себе и не становитесь ли судьями с худыми мыслями?» (Иак. 2, 2—4). Есть в его Послании и слова, которые относятся к духовным вождям и правителям. Это ответ Праведного Иакова тем, кто пытался использовать его авторитет для решения своих политических задач. Апостол Иаков был казнён именно потому, что не разделял методов и целей иудейских «патриотов»: «Откуда у вас вражды и распри? не отсюда ли, от вожделений ваших, воюющих в членах ваших? Желаете — и не имеете; убиваете и завидуете — и не можете достигнуть; препираетесь и враждуете — и не имеете, потому что не просите. Просите, и не получаете, потому что просите не на добро, а чтобы употребить для ваших вожделений» (Иак. 4; 1—3).
Вместо бесплодной политической борьбы, которая привела к одной из самых ужасных в истории войн, Иаков призывал народ уверовать во Христа.
Олег Валерьевич БАЙДА