Александр Соколов - Гибель и возрождение

Стоит в рязанской губернии в селе Солотча небесной красоты храм. Судьба его удивительна и драматична, много раз возрождался он из небытия Промыслом Божиим и деянием рук человеческих...

Во времена татарского ига, когда великий князь Олег Иванович ушёл в монахи, основал он Солотчинский мужской монастырь. Супруга же его Ефросиния, по примеру мужа, тоже основала в конце XIV века недалеко от этого монастыря Зачатьевскую женскую обитель, приняла постриг с именем Евпраксия. Потомки князя покровительствовали монастырям.

В 1682 году, при рязанском митрополите Павле, старицы женской обители были переселены в Аграфенину пустынь, а монастырь упразднили. В XVII веке на том месте построили церковь, названную Зачатьевской.

В 1843 году на её месте начала строиться каменная церковь. Возводилась она из камней древнего Алексеевского храма Солотчинского монастыря, который пришёл в большую ветхость. Новую церковь в честь Казанской иконы Божией Матери строили всем миром пятнадцать лет.

Храм был прекрасен. Три иконостаса покрыты золотом, на стенах старинные иконы, роспись необыкновенного письма знаменитого иконописца Шумова. Снаружи были позолочены и расписаны кокошники храма.

Не один десяток лет крестили в храме детей, отпевали усопших, венчали, исповедывали, причащали.

Но обрушилась на страну Октябрьская революция, наступило лихолетье. В 1917 году Солот¬инский монастырь закрыли, там устроили колонию для безпризорников. Старожилы рассказывали, что подростки наводили страх на жителей села.

Храм в 20—30-е годы продолжал ещё действовать, закрыли его в 1937 году. Судьба последних священнослужителей его сложилась по-разному. Отец Николай поспешил уехать из села, спасая свою жизнь, а о. Феодор остался. Вскоре его арестовали и увезли на «воронке». Он был сослан на Север, там работал на лесоповале, вскоре умер.

Медленно погибал и храм. В Солотчу стали наезжать большевистские комиссары. Их раздражал колокольный звон — последнее напоминание о церковной жизни. Самая решительная комиссарша в чёрной кожанке повела безкомпромиссную борьбу с «опиумом для народа». Разбили колокола и сбросили их с колокольни. Потом взялись за саму колокольню. Разрушить её оказалось не так просто: мощной техники в ту пору не было. Пытались взорвать — устояла. Тогда основание колокольни подрубили топорами, обложили столбами, подвезли бочки с горючим и жгли её. Долго жгли. За две недели до Великой Отечественной войны она рухнула.

Потом началось разграбление остатков колокольни и храма. Растаскивали кирпичи, сдирали позолоту, но потом прекратили: было замечено, что на семьи взрывавших храм людей обрушивались несчастья. Многие свидетельствовали: один из подростков бросил камень в переносицу лика св. Иоанна Богослова, и из этого места долго текла кровь.

Дальнейшая судьба храма обычна для тех лет. В уцелевшей его части хранили рожь, потом в нём стояла дизельная установка, освещавшая посёлок, был пункт приёма стеклотары, макулатуры... Храм медленно разрушался, в трещинах вырастали берёзы. К концу 90-х годов прошлого века от него почти ничего не осталось. Даже архивные документы были уничтожены, лишь единственная фотография его сохранилась в семье старожила.

Но пришло время, и стали храмы возрождаться.

Владыка Симон рукоположил в настоятели его о. Димитрия. Всю тяжесть подвига священник принял на свои плечи. Он обратился за советом к архимандриту Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря Иоанну (Крестьянкину). Старец сказал:
— А знаете, храм строить тяжело. Ведь придётся побыть и в холоде, и в голоде. Закажите Казанской икону Божией Матери и молитесь, а мы здесь будем молиться.

И он благословил о. Димитрия и его матушку Валентину на тяжкий путь. Строили храм всем миром. На работы без принуждения ходили и стар и млад. Многие помнят бабу Дуню, которая с клюкой в руке и с двуручной корзиной через плечо целыми днями носила песок.

20 ноября 1990 года храм освятил владыка Симон. На освящение собралось множество народа из окрестных сёл и из Рязани.

Затем искали средства на строительство. Искали всюду: в Рязани, и в Москве. Потом нашлись меценаты, и храм стал возрождаться.

В сентябре 1999 года заложили фундамент колокольни. Этот день выдался солнечным, а в небе над храмом появилась радуга, сначала одна, потом другая, а затем и третья — Бог благословил всех трудников. Колокольню строили несколько лет. 17 августа 2004 года на неё подняли колокола. И храм в честь Казанской иконы Божией Матери возродился.

Стоит теперь этот удивительной красоты храм, радует глаз и сердце, и на ум приходят пророческие слова архиепископа Никона, написанные ещё в 1911 году: «А нам разве не видится... не грезится светлое будущее России? Ужели Господь создал такой многочисленный народ и вместе такое необъятное тело Церкви только для того, чтобы отдать его на съедение червям? Разве Россия развила свои силы и таланты, заложенные в её организм, и изжила их? Нет, по всем признакам она молодое историческое тело, возрастающее на смену стареющих организмов. Думать иначе было бы хулою на Промысл Божий».

Александр Георгиевич СОКОЛОВ,
г.Рязань