В1884 году выходит Указ о создании специальной «Комиссии по применению воздухоплавания, голубиной почты и сторожевых вышек к военным целям». Именно этот, ещё не виданный в русской армии род войск — военное воздухоплавание — и призван был создавать 28-летний Александр Матвеевич Кованько.
20 апреля - 90 лет со дня кончины генерала Александра Матвеевича Кованько
Александр Матвеевич Кованько родился 17 марта в 1856 году в Санкт-Петербурге, в Эртелевом переулке (ныне улица Чехова), в патриархальной православной семье горного инженера Матвея Ивановича Кованько. Семья рано осталась без отца. Однако все дети получили хорошее воспитание и образование.
Александр был вторым ребенком из девяти, потому заботы о семье легли и на его юные плечи. Он владел несколькими иностранными языками, сочинял стихи, играл на рояле, писал картины маслом и акварелью, резал по дереву. В Государственном Эрмитаже находится коллекция нескольких сотен колокольчиков, собранная Александром Матвеевичем. Сохранились его эскизы. Но подлинной страстью его было военное дело и изобретательство. Потому по окончании гимназии он поступил в Николаевское инженерное училище, которое окончил в 1878 году, затем — в Офицерский класс Технического гальванического училища. В мае 1878 года подпоручик Кованько в составе понтонного батальона служил в Турции, и в победе русских войск в освободительной Балканской войне есть вклад и молодого офицера Кованько.
Позже Александр Матвеевич заведовал Учебной гальванической командой Лейб-гвардии Сапёрного батальона, преподавал сапёрное дело. Несмотря на достижения России конца XIX века — и в науке, и в военных действиях, — в некоторых областях военного искусства мы ещё отставали от европейских, государств. Поэтому в 1884 году военный министр генерал П. С. Банковский издаёт Указ о создании специальной «Комиссии по применению воздухоплавания, голубиной почты и сторожевых вышек к военным целям».
Именно этот, ещё не виданный в русской армии род войск — военное воздухоплавание — и призван был создавать 28-летний Александр Матвеевич Кованько. Команда воздухоплавателей, возглавляемая им, разместилась на территории бывшего артиллерийского полигона, на Волковом Поле, окраине Санкт-Петербурга.
Команда проводила опыты по боевому применению аэростатов. 18 мая 1886 года Кованько впервые в России осуществил фотографирование Петербурга с воздуха. Его снимок Стрелки Васильевского острова напечатан во многих научных и популярных изданиях.
А. М. Кованько много летал. Были и аварии. Александр Матвеевич четыре раза тонул — в Ладожском озере и в Финском заливе. Его сподвижниками были маститые учёные и молодёжь. Например, известен полёт на воздушном шаре Д. И. Менделеева 8 августа 1886 года для наблюдения солнечного затмения. Это было рискованное путешествие, закончившееся благополучно. Именно Александр Матвеевич Кованько был учителем практического воздухоплавания для всемирно известного учёного.
В Русско-японской войне Кованько участвовал в должности командира 1-го Восточно-Сибирского воздухоплавательного батальона. Тогда у военного руководства было скептическое отношение к применению аэростатов на войне. Но, как показал ход военных действий, именно разведывательные аэростаты принесли большую пользу в сражениях под Мукденом и при обороне Порт-Артура.
После войны Кованько был произведён в генерал-майоры. По его проекту в 1910 году была создана Офицерская воздухоплавательная школа. Её выпускники — первые авиаторы России: Г.Г.Горшков, Е.В.Руднев, Н.Н.Данилевский, П.Н.Нестеров, Е.Н.Крутень, И.У.Павлов и другие. Все они стали гордостью русской авиации.
Но ещё раньше, в 1894 году, А. М. Кованько представил в Императорское Русское техническое общество свой проект аэроплана и оригинального винта (пропеллера) к нему. В 1906 году он поставил перед Главным инженерным управлением Военного ведомства вопрос о создании при Учебном Воздухоплавательном парке аэродинамической лаборатории, приобрел в лабораторию машину для испытания воздушных винтов. Он писал: «Нельзя нам идти в хвосте иностранцев, нельзя зависеть от иностранных заводов. Мы сами должны научиться строить аэропланы и моторы и уметь управлять ими. Воздушный флот нужен России не только как средство сообщения. Нам нужны опытные мастера, предприимчивость и верфи, где всё воздухоплавательное можно было бы делать дома, русскими руками, из русских материалов и по возможности русской системы».
В канун Первой Мировой войны генерал-лейтенант Кованько передал Государю-Императору Николаю II докладную записку с обоснованием необходимости комплексной реформы Воздушного флота. В годы этой войны он готовил артиллерийских разведчиков.
После Октябрьской революции здоровье генерала Кованько пошатнулось, и родственники увезли его подальше от Петрограда. Он скончался в день Воскресения Христова после Святого Причастия, 20 апреля 1919 года, в Одессе в военном госпитале. Похоронен Александр Матвеевич был с воинскими почестями.
В Санкт-Петербурге живёт немало неравнодушных людей, хорошо знающих историю Воздухоплавательного парка и чтящих память своего земляка — благочестивого и смелого генерала Кованько. Но пока усилий краеведов-энтузиастов явно не хватает, чтобы достучаться до властей и сохранить мемориальную территорию на Волковом поле, откуда впервые русский военный человек — Александр Кованько — поднялся на воздушном шаре: без страха, во благо Отечества. Во славу Божию.
Марина Константиновна КРОТОВА
г. Санкт-Петербург