Монастырь Ксиропотам

22 марта по новому стилю -  память Сорока мучеников Севастийских. В афонском монастыре Ксиропотам - престольный праздник.

Монастырь Ксиропотам посвящен Сорока Мученикам Сивастийским и расположен на склоне лесистого горного хребта, в центральной части полуострова, на пути из Дафнии в Карею, в некотором удалении от морского берега. Монастырь окружен буйным густым лесом каштановых деревьев.

Ранние монастырские предания называют основательницей монастыря Императрицу Пульхерию (450-457), дочь Императора Аркадия. На берегу до сих пор стоит древняя постройка – «башня Пульхерии». Хотя на том месте, где сейчас стоит монастырь Ксиропотам, были и более ранние монашеские поселения. Монастырь получил свое название от имен святого Павла Ксиропотама, человека царского происхождения, жившего здесь отшельником. По его ходатайству Император Роман восстановил монастырь Императрицы Пульхерии. Над дверью здешнего храма и поныне сохранилась надпись на греческом языке: «Царевна Пульхерия, дочь Аркадия, первая построила этот святой монастырь; вторым строителем был Роман вместе с иноками из Симонопетра».

Имя святого Павла мы находим уже в первом типиконе Святой Горы (971 г.). Он был выдающимся духовным руководителем и не одобрял идею создания крупных монашеских общин, которую старался воплотить в жизнь преподобный Афанасий и прилагал все усилия в борьбе за идеал пустынножительства в маленьких изолированных скитах и отшельнических келиях. Он даже ездил с жалобой на реформы преподобного Афанасия к Императору в Константинополь, вместе с другими афонскими подвижниками. Но Император принял сторону святого Афанасия и святой Павел возвратился на Афон и продолжал подвизаться, ведя строго аскетический образ жизни.

Однако после его смерти его община стала общежительным братством по образцу общин преподобного Афанасия и к одиннадцатому веку превратилась в один из богатейших монастырей Афона, владеющим большими земельными участками. Во время латинской оккупации и в тяжелые годы пиратских набегов Ксиропотам начал приходить в упадок. В тринадцатом веке, после Флорентийского собора, монастырь принял унию с Римом по указанию Императора Михаила Палеолога. Однако когда представители римского духовенства и монахи Ксиропотама начали служить первую совместную литургию, произошло мощное землетрясение и уничтожило монастырь.

Присутствующему при этом Императору Михаилу Палеологу удалось спастись, а монахи погибли все до единого. Сын Михаила, Андроник, восстановил Ксиропотам как православный монастырь. В течение последующих нескольких столетий монастырь сильно страдал от турецких оккупантов и внутренних имущественных распрей. Интересно отметить, что турецкий султан Селим I (1512 – 1520 гг.) щедро жертвовал на афонские монастыри и предоставил им множество привилегий, причем особенно это касалось монастыря Ксиропотам. Помощи султана сопутствовали удивительные обстоятельства: по его собственным рассказам, ему явились во сне Сорок Мучеников Севастийских и повелели помогать монастырю.

Кроме собора в честь Сорока Мучеников Севастийских Ксиропотам имеет еще несколько небольших храмов и келий, расопложенных к востоку от самого монастыря и в Карее. Ксиропотам хранит множество святынь, крупнейшую из сохранившихся частиц древа Животворящего Креста Господня, на котором до сих пор видно одно из отверстий от гвоздей, которыми были прибиты руки и стопы Христа. Согласно одному из источников, эта частица была подарена монастырю Царицей Пульхерией, по другим сведениям, это дар Императора Романа. Среди других сокровищ – мощи святителя Поликарпа, Сорока Мучеников Севастийских, святителей Григория Богослова, Василия Великого и Иоанна Златоуста, святого Григория из Армении, частица одежды со следами крови святого Димитрия Солунского и миро от его мощей, а так же фрагменты даров волхвов.

Информация предоставлена сайтом: www.afon-oros.ru