Полина Шабанова - Китеж, Китеж! Слава где твоя?

После 16-летнего перерыва афиша Большого театра известила москвичей о премьере: на сцену возвращается опера Римского-Корсакова о невидимом граде Китеже. Российские СМИ сообщили,что опера прошла с ошеломляющим успехом в Италии. .. Постановщики оперы — литовская семья Някрошюсов.

Большой театр — национальный, в нём творили лучшие композиторы, режиссёры, балетмейстеры, художники — впустил в «святая святых» тех, кто решил рассказать «со знанием дела» русским о самой прекрасной русской легенде! Но как колокола на верёвках из папье-маше, храмы-«ульи» на четырёх ножках, какие-то лодки с фресками внутри... Возникало ощущение, что это откровенное издевательство над тем, что дорого русскому сердцу. Издевались и над древним преданием, и над музыкой великого композитора!

Оперное искусство, как известно, объединяет разные области и жанры, в нём музыка и пение, застывший фон и живое действие. Ясно, отчего итальянцы были в восторге: их традиционные суждения о далёкой холодной России воплотились и оправдали себя на сцене в постановке Някрошюса — это сувенирная матрёшка, «потеха» с медведем, бражничество в огромном ковше...

Кощунство — говорить о сокровенном на языке вульгарном, говорить, что белое — это чёрное, и при этом претендовать на гениальность!

Только русский человек, тот, кем движет любовь к русской земле, благоговение перед её традициями, стремление постичь и осмыслить её великую историю, способен быть постановщиком такой русской оперы.

Над постановкой её работали художники: Константин Коровин, Аполлинарий Васнецов... Многие помнят грандиозный успех премьерной постановки 1983 года при участии режиссёра Романа Тихомирова. Авторами эскизов декораций и костюмов были тогда Илья Сергеевич Глазунов и Нина Александровна Виноградова-Бенуа.

От нынешней постановки веяло какой-то небрежностью и неуважением к народному преданию. Кстати, спустя некоторое время после того, как опера загадочного русского гения была исключена из репертуара Большого, многие костюмы были «за ненадобностью» списаны, распроданы, сотни из них пропали... Новая постановка оперы стёрла понятие историчности и, будто насаждая идеи глобализма, превратила персонажей в «толпу русских», скорее в «толпу татар» на фоне деревянных ящиков, ладей, просто огромной тряпки, где монголы разместились на ночлег в загоне для скота...

Костюмы главных действующих лиц отличались подчёркнутым примитивизмом: бесформенные однотонные мешковины, надетые на Февронию, чёрное платье в паутине, красная рубаха с прожжёнными коленями... Княжич на протяжении всего «действа» смахивал на оборванца в своём поношенном свитере до колен, в финальной сцене добавился грязный фартук не то мясника, не то дворника, а в знак своей безграничной любви Феврония торжественно возложила на шею жениха белый вязаный шарфик...
 
Когда искусство национально, оно имеет общечеловеческое значение. Нет и не может быть «художественного эсперанто». Истинный художник-творец должен, как Антей, верить в живородящие силы родной земли, должен искать вдохновение в светлых родниках народного творчества. Эта вера в немеркнущие идеалы всегда объединяла русских художников. Огромный труд бьи положен ими для воссоздания сурового и поэтичного мира Святой Руси, о которой мы узнаём из произведений П.И.Мелъникова-Печерского и живописных полотен М.В.Нестерова.

Декорации должны точно отражать замысел композитора, а художник — чувствовать себя творцом, потрясающим человеческую душу. В современном театрально-декорационном искусстве, как мы видим, постановщики выдают за великий изыск скупые, примитивные разработки сценического пространства, заменяя образное решение спектакля омертвелым его «оформлением».

Мы живём во времена, когда произвол «самовыражения», согласно диктату моды, выдаётся за свободу индивидуальности. Но почему приверженцы такого рода формотворчества не оставят в покое классику? Пусть «творят» своё сами. Зачем нам их бездарные экранизации «Тихого Дона», «Войны и мира», «Преступления и наказания», постановка оперы «Сказание о граде Китеже»? Делать из классики полигон для рукоприкладства мошенников, которые за неимением собственного таланта творчески бесплодны, — преступление!

Полина Александровна ШАБАНОВА