Александр Сегень - Лестница в небо

 Когда я говорю, что родился 12 апреля, люди всегда с улыбкой откликаются: «О! День космонавтики! Легко запомнить». И почему-то никто никогда не скажет: «О! День памяти св. Иоанна Лествичника!»

12 апреля - 1360 лет со дня кончины Иоанна Лествичника

А ведь это не случайное совпадение, что в 1961 году наша страна воздвигла лестницу в небо именно в тот день, когда Русская Православная Церковь отмечает день памяти этого выдающегося христианского писателя, написавшего «Лествицу» - книгу о духовном совершенствовании человека, о духовном пути к небесам.

В Русской истории много таких не случайных совпадений. Великая Отечественная война началась в день Всех святых,  а завершилась к Пасхе в день памяти святого Георгия Победоносца. Именного 6 мая капитулировали фашисты. Первое одоление в той войне произошло под Москвой в день святого Александра Невского, громившего германских завоевателей.

Со св. Иоанном Лествичником связана одна из самых причудливых русских икон. На ней изображена лестница, ведущая в рай светлый, по которой поднимаются праведники, сопровождаемые ангелами, а рядом, словно навозные мухи, вьются демоны, улавливают души праведников даже перед вхождением в рай, стаскивают с лестницы и низвергают во ад. Эта лестница в небо — последнее испытание души. Возгордится она: «О, какой я праведный человек! Вон, меня уже в раю встречают! Не то, что многих других, грешных и беспутных...» — и бесы тут как тут, стаскивают её вниз.

Икона-предупреждение, поучительная, назидательная икона, ибо грех гордыни один из наистрашнейших.

Был у меня друг, увы, подверженный известному недугу: пил горькую. Потом образумился и бросил. Хорошо это, но он возгордился, стал нестерпимо презирать тех, кто не может избавиться от этой пагубной привычки. Ходил среди людей, как живой памятник. И один священник очень хорошо сказал о нём: «Когда он пил, при нём состоял бес пьянства в чине лейтенанта, а теперь этого лейтенанта — в отставку, зато приставили другого беса, и этот бес гордыни уже в чине полковника». Вот такие «полковники» с чёрными крыльями и изображены на иконе «Лествица».

Однажды мне посчастливилось побывать в пещере, служившей кельей преподобного Иоанна Лествичника. Мы жили в монастыре святой Екатерины на Синае. Там же в то время был русский монах Георгий, который вызвался отвести нас к пещере св. Иоанна Лествичника.

От монастыря святой Екатерины туда часа полтора ходу. Небольшой храм, посвящённый св. Иоанну, расположен внизу под горой, а пещера — на горе, нужно было подняться.

Незабываемый поход! Пещера довольно просторная, потолок в одном конце высокий, а к другому концу снижается до половины человеческого роста.
—Просторное у него было жильё! — вырвалось у кого-то из нас.
—Не забывайте, что здесь же у св. Иоанна находилась библиотека, одна из самых больших во всей округе, — поспешил заметить брат Георгий.
Мы благоговейно приложились к камням пещеры, спустились обратно к храму, где прочитали акафист и счастливые отправились в обратный путь, в монастырь. Жажду утоляли свежевыжатым соком сахарного тростника.

На гору Синай христиане стекались в III веке, в эпоху гонений от язычников. Когда гонения прекратились, слава об этих уединённых местах, великолепно приспособленных для отшельничества, осталась.

Святой Иоанн с детства известен был своей тягой к знаниям, и уже в 16-летнем возрасте его считали образованнейшим человеком. Образование его было настолько глубоким, что он познал и постиг духом Слово Божие. Познал — и взалкал праведной жизни монаха-отшельника.

В житии, написанном иноком Даниилом, сказаны прекрасные слова: «Сей блаженный Иоанн, когда ему минуло шестнадцать лет возраста телесного, совершенством ума и тогда уже уподоблялся тысячелетнему и предал себя Великому Архиерею-Богу как непорочную и добровольную жертву. Тело свое вознёс он на Синайскую гору, а душу — на гору небесную; видимо, восшед на гору, он приблизился к небесной высоте, умом созерцая Бога невидимого. Устранившись мiра, он с самого начала возлюбил украшенную смирением кротость, как начальницу "мысленных отроковиц", как учительницу добродетелей. Он отсек вольность и гордыню и, восприяв на себя благолепное смиренномудрие, при самом вступлении в иноческую жизнь внимательным рассмотрением отогнал от себя сего обманщика — самоугодие и самоуверенность».

Наставником Иоанна был авва Мартирий, который и постриг своего ученика в монашество, когда тому исполнилось 20 лет. Через 15 лет старец Мартирий отошёл ко Господу, а Иоанн тогда дал обет молчания и удалился жить в пещеру, в уединённое место, именуемое «Фола». 40 лет он жил там, лишь по праздникам являясь на богослужения в храм. В 80-летнем возрасте он преставился.

В последние годы жизни преподобный Иоанн являлся настоятелем обители горы Синай и именно в это время по просьбе другого Иоанна, настоятеля Раифского монастыря, расположенного также на Синайском полуострове, им был написана главная его книга «Лествица». «Зная твое о Господе во всем беспрекословное и всеми добродетелями украшенное послушание, мы, маломощные, обращаясь к тебе, как к общему всех отцу, как к старейшему пред всеми подвижничеством и силою ума, и как к превосходному учителю, сим нашим посланием умоляем высоту добродетелей твоих... не откажись неленостно о Господе в наше спасение явственно начертать, что потребно и прилично монашескому житию, как истинно великий вождь всех избравших тоже ангельское житие», — писал Иоанн Раифский. Он же и дал название книге, прося у мудрого старца дать «лествицу утверждену, которая желающих возводить до небесных врат целыми и невредимыми, так что невозбранно минуют они и духов злобы, и миродержителей тьмы, и князей воздушных».

Прп.Иоанн Лествичник.1622 год

«Лествица» состоит из 30-ти глав, которые называются «Словами». Они же суть ступени этой духовной лестницы.

Первая ступень — отречение от мiра. Это — закладной камень монашества. Св. Иоанн особо подчёркивает, какова должна быть главная причина избрания монашеского пути: «Отрекшийся от мiра из страха подобен фимиаму, который сперва благоухает, а после оканчивается дымом. Оставивший мiр ради воздаяния подобен мельничному жернову, который всегда одинаково движется. А исшедший из мiра по любви к Богу в самом начале приобретает огонь, который, быв ввержен в вещество, вскоре возжет сильный пожар». Почти каждое слово книги завершается неким коротким призывом. Например: «Первая степень. Вступивший на неё не обращайся вспять!», — пишет Иоанн в конце первой главы «Лествицы».

Мало уйти из мiра, надобно научиться не печалиться о нём: «Ибо как не опечалиться, лишившись любимой вещи?» Иной, став монахом, не может забыть всего, что было любезно его сердцу до ухода в монастырь. Порой это приводит к печальным последствиям. «Жалкое зрелище, когда спасшиеся в пучине претерпевают потопление в самом пристанище», — сетует игумен Синайской горы, вспоминая о том, как горевала об оставляемом родном городе жена Лота и была за то обращена в соляной столп: «Степень вторая. Текущий да бежит, подражая Лоту, а не жене его».

Слово третье — о странничестве, под которым подразумевается умение жить на свете как бы иностранцем — «иноязычным среди иноязычного народа». «Невозможно одним глазом смотреть на небо, а другим на землю». Здесь же поучение о том, что не нужно верить никаким снам, ибо и они посылаются для искушения человека греховным мiром: «Сия третья степень, равночисленная святой Троице. Вступивший на неё да не озирается ни на десно, ни на лево».

Далее следует обширная глава «О блаженном и приснопамятном послушании». По сути дела это уже сама монашеская жизнь, построенная на повиновении отцам и старцам: «Усердно пей поругание, как воду жизни». «Впрочем, не радуйся и не хвались, когда ты мужественно терпишь досады и бесчестия».

«Покаяние есть возобновление крещения». «На пятую степень восшел ты, покаявшийся; покаянием пять чувств очистил, и произвольным томлением и мучением ты избежал невольного».

Шестая ступень настолько важна, что св. Иоанн пишет: «Кто взошёл на неё, тот вовеки не согрешит». Это глава о смерти. Помнить о своём жизненном исходе надобно постоянно: «Внезапно Судия придет и коегождо деяния обнажатся», — говорится в Троичных тропарях, которые мы читаем каждое утро на молитвах.

В седьмой главе Иоанн пишет о «радостотворном плаче», о том, что глубокая вера приводит к восторгам, сопровождаемым очистительными слезами: «Степень седьмая. Сподобившийся достигнуть ея, и мне да поможет: ибо сам он уже получил уже помощь, омывшись на сей седьмой степени от скверн века сего».

Далее следуют главы «О безгневии и кротости», «О памятозлобии», «О злословии и клевете», «О многоглаголании и молчании», «О лжи», «Об унынии и лености», «О любезном для всех и лукавом владыке чреве», «О нетленной чистоте и целомудрии, которое тленные приобретают трудами и потами», «О сребролюбии», «О нестяжании», «О нечувствии, то есть об омертвении души и о смерти ума, предваряющей смерть тела», «О сне, о молитве и псалмопении в соборе братии», «О бдении телесном: как мы чрез него достигаем духовного, и как должно оное проходить», «О малодушной боязливости», «О многообразном тщеславии», «О безумной гордости», «О неизъяснимых хульных помыслах»...

Шаг за шагом в своих поучениях Иоанн ведёт тех, кто их принимает беспрекословно и послушно, всё выше и выше.

На 24-й ступени обретается кротость, простота и незлобие. Как пишет Лествичник: «Кто на сей степени одержал победу, да дерзает: ибо он, сделавшись подражателем Христу, обрёл спасение».

Следующие ступени могут быть по-настоящему понятны лишь тем, кто поднялся на них: «Об искоренении страстей, высочайшем смиренномудрии, бывающем в невидимом чувстве», «О рассуждении помыслов и страстей, и добродетелей», «О священном безмолвии тела и души», «О матери добродетелей, священной и блаженной молитве», «О земном небе, или о богоподражательном бесстрастии и совершенстве, и воскресении души прежде общего воскресения».

Вершина «Лествицы» — 30-я ступень. На ней христианский подвижник обретает союз трёх добродетелей — веры, надежды и любви. С этой ступени перешагивают во врата рая. «Восходите, братия, восходите усердно, полагая восхождения в сердце своем, и внимая пророку, который говорит: придите, взыдем на гору Господню и в дом Бога нашего (Ис.2, 3), совершающего нозе наши яко елени, и на высоких поставляющего (Пс.17,34), чтобы нам соделаться победителями на пути Его».

Ранее считалось, что «Лествица» написана для иноков, живущих в общежительных монастырях, но со временем отцы Церкви стали советовать читать книгу прп. Иоанна Лествичника всем христианам, не только монахам.

На рассуждениях игумена Синайской горы строил своё учение великий богослов XIV столетия свт. Григорий Палама, к творениям которого весьма трепетно относился вдохновитель создания Православного Русского государства свт. Алексий, наставник, св. Димитрия Донского.

Тогда же родился обычай в день Иоанна Лествичника выпекать из теста лесенки. Количество ступенек могло быть от трёх до тридцати. Или же выпекали хлебцы в виде птичек, у которых на спинках изображались ступеньки.

Особую любовь сочинения Иоанна Лествичника получили в Отечестве нашем в XV веке, в эпоху Ивана Великого. В Кремле над храмом св. Иоанна Лествичника была возведена колокольня, которой затем предстояло вырасти ещё выше и при Царе Борисе Годунове взметнуться в небеса, получив гордое наименование: «Колокольня Ивана Великого». И невозможно избавиться от мысли о сходстве этой колокольни с многоступенчатой ракетой космического корабля!

Храм прп. Иоанна Лествичника оказался внутри колокольни, служившей своим звоном и Успенскому, и Архангельскому, и Благовещенскому соборам. На многие века она стала символом державности царства Российского. Не случайно, уходя из Кремля, наполеоновские разбойники взорвали звонницу, но столп Ивана Великого устоял. В 1917 году другие безбожники с особым усердием стреляли по Кремлю, стремясь снести величественную колокольню. Один из снарядов, попав в Ивана Великого, не разорвался, а так и торчал из треснувшей стены некоторое время.

И промыслительным образом директором всех музеев Кремля является Елена Юрьевна Гагарина — любимая дочь нашего первого космонавта, кабинет которой находится в колокольне Иоанна Великого, посвящённой прп. Иоанну Лествичнику, память которого приходится на 12 апреля.

С падением советской власти в России вновь стали издаваться труды преподобного игумена Синайской горы. Теперь «Лествицу», слава Богу, можно купить почти в каждой церковной лавке.

Александр Юрьевич СЕГЕНЬ