Нашим денежным властям пора очнуться от долларового гипноза и выполнить, наконец, президентские решения в отношении перевода рубля в разряд мировых валют. Обвал мирового финансового рынка не был неожиданностью для специалистов.
О неизбежном крахе глобальной финансовой пирамиды, построенной на безудержной эмиссии долговых обязательств США, много и давно писали известные экономисты и политики.
Но, как известно, нет пророка в своём Отечестве. Российские денежные власти упорно вкладывали национальные резервы в поддержку обречённого доллара. На многочисленные предупреждения экспертов о чрезмерном риске накопления национальных сбережений в долговых обязательствах США руководители Банка России меланхолично отвечали: «Весь мир держит резервы в долларах. Мы что, умнее других?».
К сожалению, из-за упорного нежелания наших денежных властей быть умнее других Россия потеряла около 30 млрд долл. только на падении курса национальной валюты. Если бы руководители Центрального банка и правительства обратили внимание на рекомендации парламентских слушаний, которые мы проводили 7 лет назад, этих потерь можно было бы избежать. Более того, можно было бы неплохо заработать, своевременно переведя активы из долларов в евро, как мы тогда советовали. Но безответственные чиновники отмахнулись от рекомендаций российских учёных, привычно следуя наставлениям МВФ и американского казначейства. Перевод части валютных резервов из доллара в евро и фунт начался слишком поздно, когда доллар обесценился в полтора раза, а рост других валют прекратился.
Механизм эмиссии долговых обязательств США мало чем отличается от российского в период сооружения пирамиды ГКО. Обеспеченность золотовалютными резервами долларовой массы не превышает сегодня 4%.
Федеральная резервная система печатает деньги под долги американского правительства, а оно занимает их для обслуживания и погашения ранее взятых долговых обязательств, поскольку государственные расходы США растут быстрее доходов, и бюджет страдает от хронического дефицита, объём долга возрастает, как и денежная эмиссия. Этот процесс идёт с ускорением, напоминающим движение снежной лавины. Он начался в 1971 году, после того как руководство США отказало Франции в обмене долларов на золото и тем самым разрушило действовавшую мировую систему валютно-финансовых отношений, основанную на золотом стандарте, ограничивавшем денежную эмиссию свободно конвертируемых валют ведущих капиталистических стран. С тех пор США навязали своим союзникам по НАТО использование доллара вместо золота в качестве резервной валюты и начали печатать деньги, исходя из своих нужд по финансированию государственных расходов. Тем самым, они сделали все другие страны своими бесплатными кредиторами и живут в долг у всей планеты.
Маховик эмиссии долларов раскручивается всё быстрее под давлением нарастающего национального долга США. Для его обслуживания, по имеющимся данным, приходится печатать более 2 млрд долл. ежедневно.
Разрыв между нарастающим предложением их и ограниченным спросом на них всё время нарастает. Соответственно падает курс американской валюты.
Американские власти надеются на то, что девальвация доллара стимулирует подъём промышленного производства, но в постиндустриальной Америке доля промышленности в ВВП не превышает четверти, при этом значительная её часть сосредоточена в высокотехнологических отраслях, потенциал расширения которых невелик, а чтобы связать лавинообразно нарастающую эмиссию долларов в росте предложения американских товаров, их производство, по экспертным оценкам, должно увеличиваться не менее чем на 20—30 % в год, — это нереально.
Стабилизирующую роль в американской экономике может сыграть приток иностранных инвестиций, т.е. скупка дешевеющих американских активов. Экономика США всё ещё привлекательна для инвесторов. Но им выгодно дождаться максимального падения доллара, глубины которого они ещё не знают и поэтому выжидают. Именно так поступали американские компании в ситуациях финансового кризиса в развивающихся странах, провоцируя обвал национальных финансовых рынков и скупая затем многократно подешевевшие активы.
К примеру, в России в результате финансового краха 1998 года активы подешевели в 30 раз. Едва ли иностранные инвесторы будут проводить срочные операции по спасению доллара. Все глобальные финансовые спекулянты уже приступили к сбрасыванию долларовых активов, все независимые от США страны снижают долю доллара в структуре своих валютных резервов. Крупные нефтедобывающие страны (Иран, Венесуэла) заявили о намерении отказаться от номинирования контрактов в долларах и перейти на расчёты в других валютах.
Разумеется, страны-ядра мировой экономической системы, будут стремиться стабилизировать валютно-финансовую систему, поддерживая доллар всеми доступными средствами. Европейский Союз и Япония жёстко привязаны к нему своими валютными резервами и торгово-экономическими отношениями. Неконтролируемая девальвация доллара несёт для них значительные экономические потери и тянет вниз их национальные валюты. В сложном положении находится Китай, вынужденно выполняющий функции главного кредитора США в обмен на импорт ими китайских товаров. Как Япония и ЕС, Китай не заинтересован в обвальном падении доллара и будет продолжать вкладывать свои экспортные доходы на его поддержку до тех пор, пока растёт китайский экспорт в США.
Удерживая контроль за валютно-денежной политикой России, арабских стран-экспортеров нефти, навязывая использование доллара в качестве резервной валюты своим союзникам по НАТО, а также Китаю и другим государствам Юго-Восточной Азии, США имеют возможность наращивать долларовую эмиссию. Но эта возможность не безгранична. Если бы не распад СССР и обусловленная «шоковой терапией» долларизация постсоветского пространства с вывозом более триллиона долларов нашего национального дохода за рубеж, то эта финансовая пирамида едва бы просуществовала до конца прошлого столетия.
Ныне возможности политического шантажа в отношении России исчерпаны. После американских военных авантюр в Югославии, Афганистане и Ираке исчерпан и потенциал силового давления на держателей долларовых активов. Рост антиамериканских настроений в развивающихся странах помогает осознать их элитам свои национальные интересы и влечёт дедолларизацию экономик. Иран бросил вызов долларовой гегемонии в торговле нефтью, заявив о намерении перейти на торговлю ею в других валютах. Венесуэла и другие государства Латинской Америки открыто декларирует освобождение от диктатуры Вашингтона в экономической политике. Формируются зоны регионального сотрудничества крупнейших латиноамериканских государств (Меркосур), постсоветских государств (ЕвразЭС), государств Юго-Восточной Азии, элементом которых становится использование национальных валют во взаимных расчётах, и в перспективе создание региональных валютно-финансовых систем. Важнейшую роль в этом процессе играет ЕС, успешно реализовавший введение своей единой валюты, несмотря на попытки США дестабилизировать европейскую экономико-политическую систему войной против Югославии.
По своей экономической сути использование американской валюты какой-либо страной эквивалентно налогу в пользу США. К примеру, для России величина такого налога составляет от 15 до 30 млрд долл. в год.
По наблюдаемым сегодня признакам, долларовая финансовая пирамида уже вошла в фазу саморазрушения, остановить которое невозможно. В этой фазе экономические агенты теряют тем больше денег, чем дольше они используют долларовые инструменты. Меньше проигрывает тот, кто быстрее выходит из падающей пирамиды. Частные игроки это уже поняли и бегут от доллара. Способные принимать самостоятельные решения денежные власти большинства стран быстро снижают долю долларов в своих валютных резервах. В долларовой зависимости пребывают пока ещё загипнотизированные американским казначейством денежные власти зависимых от США стран. По какой-то причине среди них остаётся и Россия, поддерживающая валютной выручкой от экспорта своих углеводородов в Европу падающий доллар и, тем самым, взяв на себя изрядную долю финансирования американских военных расходов.
Позиция российских денежных властей, упорно продолжающих инвестировать доходы от экспорта нефти и газа в обесценивающиеся долговые обязательства США и других стран НАТО, вызывает недоумение. Помимо прямых экономических потерь вследствие девальвации доллара, эта политика замораживает национальные сбережения, которые могли бы инвестироваться в развитие российской экономики, остро нуждающейся в обновлении более чем наполовину изношенной материально-технической базы. По имеющимся оценкам, российская экономика теряет также более половины инвестиционного потенциала из-за вывоза капитала за рубеж, и главную роль здесь играют денежные власти.
Политика привязки эмиссии рублей к приобретению долларов и связанных с ним евро и фунта, упорно продолжаемая российскими денежными властями, исключает создание полноценной национальной денежной системы и, тем более, превращение российского финансового рынка в один из ведущих центров глобальной финансовой системы. Поэтому более половины российской денежной массы сегодня формируется под приток иностранных кредитов и инвестиций. Иностранные игроки доминируют на российском рынке ценных бумаг. Крупнейшие российские предприятия кредитуются за рубежом. В результате развитие российской экономики подчинено внешним интересам — развивается лишь то, в чём заинтересованы зарубежные инвесторы и импортёры. Тем самым Россия обрекается на роль сырьевой периферии ЕС и финансового донора США.
А ведь наша страна, в отличие от государств НАТО и Японии, политически независима от США. Мы не зависим от США и экономически — удельный вес торгово-экономического оборота с ними не превышает 10 %. Но почему-то наши денежные власти ведут себя как филиал американского казначейства, поддерживая доллар всей мощью российской экономики в ущерб национальным интересам.
Они настолько прониклись этой миссией, что даже не обращают внимания на многократные заявления главы государства о необходимости перехода на внешнеторговые расчёты в рублях и придания рублю функций международной валюты. Между тем именно сейчас открылась уникальная возможность это сделать.
Разрушение долларовой финансовой пирамиды повышает спрос на другие валюты, среди которых рубль является одной из наиболее конкурентоспособных. Вместе с китайским юанем и индийской рупией рубль мог бы взять на себя обслуживание значительной части евразийского финансового и торгового пространства, стать одной из резервных валют. Россия могла бы инициировать создание евразийской валютной системы, в основе которой лежало бы согласованное использование национальных валют ведущих евразийских стран —евро, юаня, йены, рупии и рубля со своими региональными зонами доминирования.
К сожалению, мы упустили многие возможности для перехода к новой мировой валютно-финансовой системе. В период войны Вашингтона с Югославией Россия могла бы, квалифицировав эти действия как агрессию, отказаться от использования долларов в расчётах с ЕС и перейти на оплату импорта российских энергоносителей за национальные валюты, включая и рубли. В период американской агрессии против Ирака мы могли бы сделать то же самое, призвав арабские страны вывести свои активы из долларовых инструментов и перейти на расчёты за нефть в других валютах. Сейчас у нас снова есть шанс инициировать формирование новой архитектуры мировой валютно-финансовой системы, исключающей приватизацию функций мировой валюты в национальных интересах США.
Для превращения России в самостоятельный финансовый центр необходимо предпринять следующее: прекратить привязку денежного предложения к приобретению долларов и связанных с ним евро и фунта. Эмиссию рублей следует вести не под покупку иностранной валюты, а под спрос на рубли со стороны российских хозяйствующих субъектов; необходимо производить оплату экспорта нефти, газа, других сырьевых товаров, а также военной техники за рубли. Последнее крайне важно для обеспечения национальной безопасности, так как все долларовые операция проходят через американские банки и легко контролируются спецслужбами США. Необходимо заменить инвалютные займы государственных компаний рублевыми кредитами через государственные коммерческие банки; выделить кредитные линии государствам СНГ на формирование рублёвых валютных резервов; создать все необходимые условия для ведения рублёвых счетов иностранными лицами, включая открытие корсчетов в рублях иностранными банками в российских коммерческих банках; сделать использование рублей более предпочтительным в инвалютных операциях, повысив резервные требования к российским банкам по инвалютным активам, — они должны быть выше, чем по рублёвым; активизировать работу государственных институтов развития по кредитованию долгосрочных инвестиций в перспективных направлениях экономического роста; расширить число рублёвых инструментов, принимаемых в залог под рефинансирование коммерческих банков, включив в них векселя платёжеспособных предприятий, работающих в приоритетных направлениях развития новых технологий; форсировать завершение формирования таможенного платёжного союза Союза ЕвразЭС; использовать в торговле с государствами СНГ, ЕС, Китаем, Индией, арабскими странами национальные валюты.
Сергей Юрьевич ГЛАЗЬЕВ,
академик РАН