Павел Анохин - Дорога к Храму

В 20 километрах от Свято-Троицкой Сергиевой Лавры в живописном месте на окраине деревни Топорково находится созданная по благословению покойного Патриарха Московского и всея Руси Алексия II решением духовного собора Лавры в ноябре 2000 года школа-интернат им. преподобного Сергия. Располагается она на территории бывшего пионерского лагеря.

Здесь получают православное воспитание и образование мальчики-сироты и оставшиеся без попечения родителей. А воплотил в жизнь эту богоугодную идею министр путей сообщения России, ныне почивший, Николай Емелъяпович Аксененко.

Мы ехали в школу, полагая увидеть в ней богобоязненных мальчишек чуть ли не с одинаковым выражением глаз. Ибо ведали, что жизнь здесь определяется строгим распорядком дня: подъём в 6 часов 15 минут, зарядка, утренние молитвы, в 8 часов 15 минут — начало уроков. В 13 часов обед и снова учёба до 16 часов. После полдника дети на послушаниях: убирают спальные корпуса, школьные классы, трапезную, школьную территорию. Затем прогулка на свежем воздухе. Ужин в 19 часов, после него до 20 часов 30 минут свободное время, потом вечерние молитвы и в 21 час — отбой.

Но первое, что мы увидели в школе — это штурм снежной крепости. Заметив снимающего их на камеру человека, ребята «войну» прекратили и с детской непосредственностью стали интересоваться «маркой фотоаппарата».
—Хотите сфотографироваться для журнала «Русский Дом»? —спросили мы.
—Для «Русского Дома» надо у храма, — сказала воспитательница-инокиня.

Храм в честь святителя Алексия, митрополита Московского, с пределами святителя Николая Чудотворца и преподобного Сергия Храм в честь святителя Алексия, митрополита Московскогопостроен был всего за девять месяцев и освящён Патриархом Московским и всея Руси Алексием II в Пасхальные дни 2002 года. Он является центром духовной жизни школы. Все дети регулярно участвуют в Богослужениях. Дошкольники причащаются каждую неделю. Дети старше семи лет исповедуются и причащаются два раза в месяц. Вечером перед сном читают главу из Евангелия.

В воскресных и праздничных богослужениях участвуют все воспитанники. Многие любят петь на клиросе. Школьники постарше убираются в алтаре. Первую и Страстную седмицу Великого поста дети—на всех Богослужениях, в эти дни они не учатся. Не учатся и в двунадесятые, престольные праздники.
—Наши дети живут так, как и подобает жить в православной семье, — говорит директор школы-интерната Елена Валентиновна Кораблёва. — В школе они получают православное воспитание, что способствует преображению и просветлению их с детства надломленных душ, приобщаются к Русской Православной Церкви.
—Не нарушается ли тем самым Закон о свободе совести? —поинтересовались мы.
—У нас были случаи, когда некоторые воспитанники выражали недовольство частым посещением церкви, но большинство
детей с радостью участвуют в Богослужениях, а те, кто не захотел ходить в храм, переходили в другие   школы-интернаты.  Закон о свободе совести мы не нарушаем, но у нас православное духовное окормление ребят, чтобы они росли гармонично развитыми. Мы не готовим из них ни клириков, ни монахов, но воспитываем души. Ведь смысл христианской жизни — стяжание Духа Святого.

Как признаётся Елена Валентиновна, это самая трудная для учителей и воспитателей школы задача. У некоторых воспитанников раннее детство было настолько неблагополучным, что их души зачерствели. Отогреть и развить их может только неподдельная любовь окружающих, домашняя атмосфера добра и заботы. Именно это Директор Елена Валентиновна Кораблевапостарались принести в школу-интернат имени прп. Сергия воспитатели и учредители. Здесь воспитатели и преподаватели начальной школы — монахини и инокини Свято-Троицкого Ново-Голутвина монастыря, имеющие педагогическое образование, а учителя — православные и благочестивые. Занятия по предмету «Основы православной культуры» ведутся в рамках базовой программы во всех классах по два часа в неделю отцом Андреем.

—В нашей школе, — рассказывает он, — все предметы преподают с позиций православного мировоззрения. Так, на уроках литературы учитель анализирует произведение с позиций заповедей Божиих, осмысливает вместе с детьми добродетели и пороки литературных героев. Занятия организованы таким образом, что все самостоятельные работы выполняются в классе, домашние задания только по литературе.

В такой школе «реализуется два крыла: православное воспитание и образование», — отметил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, он пожертвовал интернату миллион рублей из своей государственной премии. При этом подчеркнул, что для детей-сирот очень важно в рамках школы-интерната получить не только среднее образование, но и профессиональное, получить трудовые навыки, научиться послушанию.

—Этому способствуют наши мастерские, в которых стоит не учебное, а настоящее профессиональное оборудование, — отметил управляющий хозяйством школы-интерната Максим Александрович Викленко. — В цехе металлообработки установлены два универсальных токарных станка: фрезерный и сверлильный. В цехе деревообработки отлажено оборудование, позволяющее выполнять все операции по обработке дерева, вплоть до резьбы. Всё это даёт нам возможность не только обучать ребят, но и решать хозяйственные проблемы школы.

Кроме того, у интерната есть подсобное хозяйство в Переславском районе Ярославской области, где выращивают картофель, овощи, пшеницу, ячмень, рожь. Есть клубника, ягодные кустарники. Собираются завести коров, птиц.

—Работают на полях в основном наши ребята, — продолжает свой рассказ «завхоз». — Нас консультирует профессор Тимирязевской академии Владимир Григорьевич Ушаков, который помог наладить севооборот. Сегодня из школы-интерната в Тимирязевке учатся 12 человек.

Классы школы рассчитаны на 15 учеников, комнаты большие, светлые. При каждом кабинете есть лабораторная комната, в кото¬рой хранятся учебные пособия. В каждом классе предусмотрено использование аудио- и видеотехники, компьютеров, современного лабораторного оборудования и наглядных пособий. В интернате есть библиотека, актовый зал с костюмерными комнатами, редакционно-издательский отдел, фото-, радио- и видео-студии.

Кроме того, в школе есть театральный и танцевальный кружки, швейная и керамическая мастерская, где мальчишки постигают секреты гончарных работ, росписи. Очень любят занятия в изостудии. Юный художник Алексей Малышев сказал нам:
—Я отдыхал на Чёрном море и был потрясён буйством его волн, хотя обычно рисовать люблю русскую зиму.
В этом году Алексей заканчивает 11 класс и собирается поступать в технический вуз — учиться на инженера-атомщика. Финансовую помощь ему будет оказывать Росатом — один из спонсоров школы-интерната.

В момент зарождения этого детского комплекса подобные цели ставил перед собой и Николай Емельянович Аксененко. По его замыслу, беспризорные дети, кочующие по железным дорогам и вокзалам, должны были отправляться в специальное отделение, созданное при детской ведомственной больнице. Здесь медики обследовали их здоровье, а юристы определяли социальный статус. Сирот ждала школа-интернат им. прп. Сергия. Её выпускники, как планировалось, должны были осваивать железнодорожные профессии в учебных заведениях МПС и работать в железнодорожной системе. Его усердием был возведён храм, реконструированы старые здания, построены новые корпуса.

Сегодня весь комплекс интерната включает в себя храм и 16 корпусов. Полностью воплотить задуманное Николай Емельянович Аксененко не успел — 20 июля 2005 года его не стало, и МПС сразу забьшо об уникальном проекте своего бывшего шефа.

Школа-интернат им. прп. Сергия Радонежского вскоре отметит своё первое десятилетие. Сегодня здесь около 60 воспитанников, она готова принять ещё 200 ребят. Её полное укомплектование, считает Елена Валентиновна Кораблёва, одна из проблем, в решении которой должно быть заинтересовано государство, но чиновникам видимо недосуг.

На праздник Рождества Христова школу навестил Президент России Дмитрий Анатольевич Медведев, и светлые лица детей произвели на него большое впечатление. Достоянием всей страны стал видеосюжет, в котором один из малышей сказал высокому гостю, что хочет стать врачом. «Хороший малыш, и доктор хороший», — добродушно пошутил Дмитрий Анатольевич и поинтересовался судьбой этого мальчика. Выяснилось, что зовут семилетнего малыша Серёжа Топорков, и нашли его в электричке. Имя и фамилию ребенок обрёл уже в интернате, фамилия Топорков дана по названию села Топорково.

Ребята спели главе государства в храме «Многая лета», а он пообещал помочь их школе как «базовому центру, который имеет хорошую перспективу». Как водится в России, после него здесь уже побывали губернатор, министры и прочие начальники Подмосковья — все содействуют. Но главное чудо произошло ещё при подготовке президентского визита: к школе моментально построили нормальную дорогу, поставили указательные столбики, чего преподаватели и воспитатели не могли добиться годами. Дорога к детскому храму стала просторная, ясная, если попадёшь на неё — не заблудишься.
 

Павел Васильевич АНОХИН