Давайте сядем и подумаем, почему же нам так тяжело жить? Почему всё идёт не так, как хочется? Ведь мы такие хорошие, так хотим, чтоб у всех всё было хорошо, но ничего не выходит. Хотим счастья, а постоянно переживаем несчастья, хотим спокойствия, а постоянно нервничаем.
Хотим быть здоровыми, а часто болеем. Любим бабушек и дедушек, родителей, а они вдруг умирают. А те, кого не любим, живут долго-долго и вытягивают из нас все жилы...
Жульё и ворьё купается в деньгах, а нам не на что детям обувь купить. Почему политики непрерывно врут? И почему в телевизоре такая пошлость, разврат и насилие? И детей страшно на улицу одних выпустить… И ещё, и ещё вопросы.
Где справедливость? И если есть Бог, если Он всё видит, почему нам не помогает? Конечно же, Он есть, иначе бы мы не задавали эти вопросы. Ведь мы видим, как дивно устроен мир: планеты и звёзды Вселенной движутся в удивительной гармонии, времена года сменяют друг друга, с каждой весной обновляется лицо земли, произрастают благоухающие цветы, плодоносят деревья, воздух полон симфониями певчих птиц. Но что же так редко открывается сердце навстречу красоте? Ведь она создана для нас. Для людей, сотворённых по образу и подобию Царя Небесного.
Уж теперь-то, в наше-то время ясно же всем, что не от шерстяных тварей — обезьян — мы ведём родословие, так почему Бог так жесток к Своим творениям?
Почему? Значит, что-то нарушено в гармонии мира. Значит, всемогущество Бога, Его всеведение — это только слова священников, слова, обещающие некое загробное вознаграждение за страдания земной жизни, — так? Так или не так?
А вот как: Бог всегда был, есть и будет всё тот же — долготерпеливый и многомилостивый, ожидающий нашего обращения к Нему. Душа наша рвётся к Богу, но мы сами глушим её порывы. А раз так, то, как говорится в народной пословице: «Живёте без Бога, так живите без солнышка». И многие-многие пробовали жить без Бога. Не только люди, но и народы, и государства. И где те люди, и где те государства? И разве не нам послана в назидание история мира? Можно ли забыть воды Всемирного потопа, однажды омывшие греховную землю? И надо помнить огонь Содома и Гоморры, выжигающий пороки и извращения. И что, снова будем ждать потопа или огня? Но теперь уже надо ждать Страшного суда. Ибо, послав Своего Единосущного Сына на Крест, Господь уже более чем ясно показал единственный путь спасения — освобождение от грехов, за что обещана жизнь вечная. А Слово Божие непреложно.
Понять это легко. У Бога все живы, у Него нет смерти. В попрании смерти («смертию смерть поправ») главный смысл Голгофской жертвы. День нашей земной кончины — это день рождения в новую жизнь. Какой она будет? Это не 70—80 наших земных лет, это навсегда. Душа будет жить, помнить, чувствовать, радоваться и каяться, но изменить что-либо уже не в состоянии. Но так как всё живое нуждается в питании, то значит и там душа будет алкать и будет питаться. Чем? Плодами с тех полей, которые засеял её хозяин при жизни. Чем засеял? Молитвами, добрыми делами, чистотой отношений с людьми, любовью, заботой о природе, о слабых? Или деяниями злыми: развратом, руганью, пьянством, леностью, обидами, раздражением, кражами, жадностью, клеветой, завистью, превозношением? Совесть — глас Божий в человеке — будет жечь сильнее огня. Вот это и есть ад. И поздно будет взывать к Богу.
Как же так? Господь ведь милосерд. Но кто ты есть, творение Его, чтобы усомниться в Творце? Ты кланялся при жизни таким же смертным, как и сам, забывал о Создателе, так чего же хочешь? На кого обижаешься?
Есть выстраданное веками правило: как бы низко ни пал человек, он может спастись. Путь спасения один — идти к Богу, прилепиться к Церкви. Все другие пути перепробованы до нас, и все оказались ложными.
Напишем не на бумаге, на сердце: кому Церковь не Мать, тому Бог не Отец. Она учит спасению, ведёт от скоропреходящей, суетной жизни к вечности, укрепляет надежду на Бога во всех случаях жизни, показывает смысл молитвы, объясняет новозаветные Заповеди, ведущие ко блаженству, поясняет, почему человек-христианин должен быть чист сердцем, сокрушающимся о грехах своих, терпеливо несущим Крест, каким бы тяжёлым он ни был (а Бог не по силам Креста не даёт), жаждущим правды Божией, готовым пострадать за неё. И знать, что для этого надо удаляться от суетности мира и земных привязанностей, чтить святых, благоговеть перед величием Божиим, беречь дар слова, никого не осуждать, никому не завидовать, быть довольным судьбой, ведь судьба — это Суд Божий, и тем исполнять свой земной жребий.
Да, тяжек первородный грех. И его следы во всём: в нестроениях мира, в войнах, убийствах, искалеченности природы, но страдаем мы, и это надо подчеркнуть, в первую очередь, из-за себя. Все первопричины наших страданий внутри нас. Не политика, не экономика, не социальные преобразования спасут, а очищение от грехов. Мы, смертные, хотим войти в Град Царя Небесного, но ничто нечистое в него не войдёт.
Да, живём в гибнущем мире, да, кругом мерзость запустения, особенно в душах людей, да, правильно сказано: «мир во зле лежит». Но что нам до того, если мы поняли преимущества богоугодной жизни? Будем молиться. Это иммунитет против зла, это закалка воли и характера для борьбы с искушениями. Это созидание души, укрепление её бронёй благочестия против стрел лукавого, против диавола, всегда голодного и всегда ищущего «кого поглотити».
Господь рядом, Господь — Отец наш. Каждый из нас — Его дитя, и каждый из нас — самый любимый.
Владимир Николаевич КРУПИН