13 ноября 1818 год 190 лет со дня рождения Михаила Никифоровича Каткова Русская общественная мысль и литературная деятельность чрезвычайно разнообразны и всегда отражают борьбу идей, государственных свершений и умонастроений в России. К ней не подходят закоренелые штампы, раз и навсегда выставленные «сверху» оценки.
Все, кто изучал по советским учебникам историю отечественной литературы, знают, что Михаил Катков — ретроград, борец с революционно-демократической журналистикой, т.е. едва ли не мракобес. Однако теперь, оглядываясь на годы торжества революционной демократии, точнее либеральной вседозволенности, начинаешь понимать, что без таких деятелей и охранителей, как Катков, Россией всегда могут ещё легче овладеть враждебные ей силы.
Характерно, что Михаил Никифорович был тоже разночинцем, как Белинский или Добролюбов, более того, он представлял собой как бы самые низшие слои нечистокровных русских. Катков родился в Москве 13 ноября 1818 года. Его отец — мелкий чиновник Московского губернского правления, мать — грузинка, главная надзирательница Московской пересыльной тюрьмы. Детство и юность его прошли в бедности. Катков учился в Преображенском сиротском училище 1-й Московской гимназии и в частном пансионе. Но в 1834—1838 гг. он столь успешно занимался на словесном отделении Московского университета, что слушать его ответы на экзаменах приходили студенты, а курс он окончил кандидатом с отличием.
Михаил был в передовых кружках Н. В. Станкевича и В. Г. Белинского, знаком с А. И. Герценом, близко сошёлся с анархистом М. А. Бакуниным, печатался в журнале «Отечественные записки» и «Московский наблюдатель». Живя уроками и не вылезая из долгов, он в 1839 году всё-таки поступил в Берлинский университет, где слушал лекции самого Шеллинга. В 1842 году Катков вернулся в Россию, но совершенно разошёлся во взглядах с былыми товарищами-демократами.
В 1845 году защитил диссертацию «Об элементах и формах славяно-русского языка». В 1850—1855 гг. заведовал редакцией газеты «Московские ведомости», затем стал издателем-редактором журнала «Русский вестник», где он выступал в защиту конституционно-монархи ческих принципов государственного устройства. Журнал пользовался большим успехом.
Катков выступил против Н. Г. Чернышевского и А. И. Герцена с их надеждами на революционное развитие событий в России. В 1863 возглавил газету «Московские ведомости».
Когда началось восстание в Польше, Катков заявил, что держать её «вооружённой рукой» — историческая необходимость. Для сохранения единства Империи считал допустимыми любые средства. Находясь вне правительства, но будучи влиятельным публицистом, пользующимся поддержкой большей части российского общества, Катков побуждал власти к решительным действиям. В 1866 году, не оставляя газеты, стал чиновником особых поручений при министре народного просвещения. Чем ощутимее была революционная атмосфера, тем более «правым» становился Катков.
Он много писал об экономических проблемах, пропагандируя усиленное промышленное развитие, полагая, что таким образом Россия сможет укрепить военную мощь, утвердиться на мировом рынке и сохранить целостность Империи. Большую роль он отводил образованию, полагая, что правильная воспитательная система сможет противодействовать развивающемуся «нигилизму». После убийства Александра II Катков стал сторонником жёсткого курса Александра III, сблизившись с К. П. Победоносцевым.
Ненависть Каткова к новым пореформенным порядкам и учреждениям (судам, земству и т.д.) была тем сильнее, чем больше когда-то он сам за них ратовал. Кто-то называет это парадоксом и шараханьем в крайности, но вспомните пережитое нами. Как жаждали люди перемен, как ратовали за перестройку, за социализм с «человеческим лицом», а потом вдруг ринулись в безбрежную демократию, в дикий капитализм со звериным оскалом, надеясь урвать что-то в свою очередь.
Демагог и пьяница Ельцин собирал стотысячные митинги и дважды избирался президентом под лозунгом: «Берите власти на местах и хапайте столько суверенитета, сколько проглотите». О, как не хватало тогда на общественно-государственном поприще людей типа Каткова и Победоносцева!
Все наши «успешные» литераторы стали ярыми либералами, поддержали сначала новое мышление Горбачёва, а потом реформы Ельцина. А теперь многие из них проклинают свою доверчивость: «Кто ж думал, что к власти придёт шпана!».
Михаил Катков многое переосмысливал в бурных общественных процессах ХIХ века и остался на имперских, монархических позициях. «Монархическое начало, — писал он, — росло одновременно с русским народом. Оно собирало землю, оно собирало власть, которая в первобытном состоянии бывает разлита повсюду, где только есть разница между слабым и сильным, большим и меньшим. В отобрании власти у всякого над всяким, в истреблении многовластия состоял весь труд и вся борьба русской истории. Борьба эта, которая в разных видах и при разных условиях совершалась в истории всех великих народов, была у нас тяжкая, но успешная, благодаря особенному характеру Православной Церкви, которая отреклась от земной власти и никогда не вступала в соперничество с государством. Тяжкий процесс совершился, всё покорилось одному верховному началу, и в русском народе не должно было оставаться никакой власти, от Монарха не зависящей. В его единовластии русской народ видит завет всей своей жизни, в нём полагает все свои чаяния». («Московские Ведомости», № 12, 1884 г.).
Михаил Катков умер в своей усадьбе в селе Знаменское Подольского уезда Московской губернии. Смерть известного публициста была воспринята властями как государственное событие, и в церквах всей России служили панихиды по усопшему. Русская литература и журналистика тогда ещё ценились государством.
Александр Александрович МОСКАЛЁВ