Совесть – категория этики, выражающая нерасторжимую связь морали и человеческой личности. Она помогает нам осуществлять моральный самоконтроль, формулировать для себя нравственные обязанности, оценивать совершаемые поступки.
Во многих европейских языках слово «совесть» означает «совместное знание». То есть, понятие «совесть» предполагает знание всем обществом законов Божиих для того, чтобы ими руководствоваться в жизни. Наказанием за невыполнение моральных норм являются эмоциональные переживания человека (угрызения совести).
Высоконравственную личность характеризует постоянное чувство неудовлетворённости собой, стремление к самосовершенствованию, ответственность за происходящее в мире. Наличие совести — критерий высокой духовности и нравственности личности. Совесть — это весть от Бога: душа болит, когда мы нарушаем заповеди блаженства Иисуса Христа.
Русский энциклопедист В. И. Даль толковал совесть как нравственное сознание добра и зла, нравственное чутьё в человеке. Чувство, побуждающее к истине и добру, отвращающее от лжи и зла.
Эти мысли он подтверждает русскими пословицами и поговорками: «Робка совесть, поколь не заглушишь её»; «От человека утаишь, от совести (от Бога) не утаишь»; «Добрая совесть — глас Божий»; «Богатый совесть не купит, а свою погубляет»; «В ком стыд, в том и совесть»; «Глаза — мера, душа — вера, совесть — порука».
Отсутствие у человека стыда свидетельствует об отсутствии у него совести.
Основой любой морали является понимание добра и зла. Добрым В. И. Даль справедливо считает поступок, способствующий жизни по законам высокой морали. Антипод добра — зло — всё то, что нарушает божественные заповеди.
О феномене совести философы думали с глубокой древности, понимая важнейшую её роль в жизни общества. Об этом первым заговорил Сократ, который считал источником нравственности суждений человека его самопознание. Чем выше духовность личности, её эмоциональность, социальная активность и сознательность, тем большую роль играет совесть в её жизни.
«Есть много видов образования и развития, и каждое из них важно само по себе, но всех важнее должно стоять образование нравственное», — писал В. Г. Белинский. Об отношении к воспитанию граждан в Царской России свидетельствует хотя бы то обстоятельство, что об образовании человека говорили не «он окончил или учился в университете, юнкерском училище и т.п.», а «он воспитывался там-то».
Даже русская Азбука содержала в себе поучительное нравственное наставление начинающему овладевать грамотой. Нравоучение, заключённое в ней, на современном русском языке звучит так: «Я знаю буквы. Письмо — это достояние. Трудитесь усердно, земляне, как подобает разумным людям! Постигайте мироздание! Будьте верны данному слову! Знание — дар Божий! Дерзайте, вникайте, чтобы сущего свет постичь!» Недаром Россию-матушку называли Святой Русью. Нравственное воспитание россиян, благодаря Православной Церкви, было не сопоставимо с католическим европейским. Русские купцы чаще всего не составляли договоров и не давали расписок. Верили данному партнёром слову! Ни один русский первопроходец не объявил себя королём или царём, а продолжал в открытой земле оставаться верным своему Государю.
Даже в советском обществе была своя система ценностей. В ней совесть каждого играла важную роль и удерживала большинство советских граждан от антиобщественных поступков. Наши граждане придерживались единых нравственных норм. В стране не было такого разгула преступности, проституции и наркомании, как сейчас. Всей мощью государства человек был надёжно защищён от информационного, физического, экономического и прочих видов насилия.
Фактами безнравственности современного российского общества переполнены СМИ. Приведём только наиболее кричащие и взывающие к совести. Начнём с семьи и женщины как первого учителя детей.
Сексуальная революция, пришедшая к нам вместе с рыночными отношениями с Запада, сделали женщину товаром, удовлетворяющим потребности мужчин. Товар для успешной реализации всегда требует рекламы. Рекламой стал вызывающий животные страсти у потребителя вид современной россиянки: накаченные силиконом обнажённые женские прелести, соблазнительный макияж, эротические татуировки и пр.
А ведь, по сути, это борьба с женской стыдливостью. Но стыд-то — это внешнее проявление совести. Думаю, понятно, какое нравственное воспитание могут получить дети у безсовестной, безнравственной матери.
Поощрение безстыдства и безсовестности русской женщины — одна из причин краха семейных отношений и демографического кризиса. Сегодня население России уменьшается почти на один миллион ежегодно!
Семья, по определению, — это основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью. Брак — исторически обусловленная, санкционированная и регулируемая обществом форма отношений между женщиной и мужчиной, устанавливающая их права и обязанности по отношению друг к другу и детям. Ясно, что от характера брачных отношений зависит рост населения, физическое и духовное состояние новых поколений. Ныне это понятие безсовестно девальвировано. Так, в 2002 году в гражданском браке (сожительстве) состояла каждая десятая пара. Сейчас вне брака появляется на свет свыше четверти всех детей. Увы, мужская половина российского общества столь же безсовестна, как и женская! И сказывается это не только на настоящем, но и на будущем страны — детях.
Гражданский брак основан на принципе: я тебе ничем не обязан. Давно известно: разрушь семью — разрушится государство. Не думаю, что нынешние власти не знают об этом. Видимо, крепкое государство российское не является целью их политики, иначе в интересах общества были бы ограничены некоторые вредные «свободы».
По опубликованным МВД данным, сегодня в России 730 тыс. безпризорных детей. Причём 80 % из них имеют живых родителей! Около 200 тыс. детей — участники преступлений, 96 тыс. — жертвы насилия со стороны взрослых. В стране 5,5 тыс. социальных учреждений для подростков и полсотни детских специальных воспитательных учреждений. Детская преступность приобрела угрожающие формы: появились детские банды. Люди уже опасаются ходить по улицам городов. Родители патрулируют здания школ, где учатся их дети. Подростки-бандиты подражают суперменам телепередач и реальным бандитам 90-х годов. В Казани банда из десяти подростков занималась разбоем и рэкетом. Пятнадцатилетний мальчик с приятелем убил всех членов семьи своей сердобольной тётки, желая овладеть деньгами, собранными для покупки квартиры. Страшно то, что у детей-бандитов нет раскаяния в содеянном, сострадания. Они абсолютно бездушны! Спокойно идут на преступление, зная, что по нынешним либеральным законам наказание только с 14 лет. Школьники убили своего учителя истории за плохие оценки. Подобной чернухи в СМИ великое множество, но авторы никогда не говорят об основной причине беды, постигшей нас, — воспитании безнравственного общества, безсовестности. Издатели заполнили прилавки книжных магазинов низкопробными кровавыми детективами, повествованиями о красивой жизни бандитов, спекулянтов и проституток. Стоит ли удивляться, что сегодня десятилетние дети спокойно рассуждают о сексе, импотенции и абортах; что среди школьниц трудно найти девственницу?
Скверна уже проникла во все поры российского общества, и никакой, даже сказочный экономический подъём не обеспечит духовной жизни в России! Да и вряд ли при утрате совести такой подъём возможен.
Более двух тысяч лет жизнь человеческого общества регулируется двумя видами законов: нравственными и юридическими. Причём нравственные законы более устойчивы, нежели юридические. Недаром существует пословица: «Закон, что дышло: куда повернул, туда и вышло». Русский человек всегда более руководствовался законами совести. Нравственность нашего общества разрушена. Вот и получили то, что имеем. Выбраться из всеобщего кризиса Россия может, вернув народу исторически сложившуюся высокую мораль, тогда только проснётся в его душе совесть.
Игорь Павлович СМИРНОВ