На обложке этого номера журнала «Русский Дом» – фото храма Рождества Богородицы с сияющими синими куполами.
Очень символично: ведь храм – это, по сути, всегда Русский православный дом. И неважно, где он выбрал свою обитель: в городе ли, в сельской местности, в пустынном или, напротив, в людном месте. Монастырь, собор, церковь, колокольня, скит, часовня – это всё храм.
Вот такой храм с нашей обложки расположен в деревне Надовражино в Подмосковье. В деревне стоит – значит, деревенский. Так и задумывали его создатели – семья Крутовых, когда приобрели здесь земельный участок, Александр Николаевич и Ирина Владимировна, руководители нашего журнала.
Нынешняя церковь стоит точно на месте старой, которая была здесь в давние времена, когда Надовражино было немаленькой деревней с крепкими крестьянскими хозяйствами и своей церковью, как и положено было издавна на Руси. Надовражино – древнее поселение. Первое упоминание о нём относится ещё к началу XVII века. А уже в первой трети XVIII века здесь была построена деревянная церковь во имя Николая Чудотворца. Церковь дважды горела, и в конце XVIII века в селе была выстроена новая каменная церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы. И вот точно на месте этой старой церкви выросла новая. И тоже посвящённая Рождеству Богородицы с приделом Николая Чудотворца. Точно – это не фигура речи, потому что старая была разрушена большевиками до основания. А потом исчезло и основание: последние церковные кирпичи унесли себе на подворья надовражинские крестьяне. Что добру пропадать!
В этом году исполнилось 25 лет, как началось строительство нового храма в Надовражине. Храм сооружён здесь по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Место для храма выбрал архимандрит Тихон (Шевкунов), в ту пору наместник Сретенского монастыря в Москве, ныне митрополит Симферопольский и Крымский. Заложили первый камень, и сразу началось возведение стен. А буквально через несколько дней строители наткнулись на старую кладку: алтарём попали на фундамент прежней церкви. Вот и говорите после этого, что чудес на свете не бывает!
Первые службы в храме вёл сам отец Тихон. Потом Господь привёл сюда иерея Вадима Бащука из ближнего Борисоглебского монастыря в Аносино. Батюшка служил, а певчими была семья – матушка Любовь и дети-двойняшки: Василий и Танечка.
С этой семьёй связана трагичная страница в истории современной надовражинской церкви. Десять лет назад отец Вадим с семьёй попал в автокатастрофу, когда из Твери ехал на службу. Батюшка с дочкой погибли… Царствие небесное!
Матушка Любовь с сыном Василием остались живы. Часто приезжают в Надовражино на престольный праздник храма из Твери. Кстати, здесь считают, что надовражинская церковь взрастила священника. Речь о сыне погибшего отца Вадима – Василии. Он начинал алтарником и певчим, стал священнослужителем, теперь настоятель храма в Твери.
Сегодня службы в храме ведёт протоиерей Валентин Васечко, брат матушки Любови. А певчие, по традиции, его семья – матушка Иулия, сын Николай и дочка Татьяна.
Храм в Надовражине относится к московскому Сретенскому монастырю. Отец Валентин приезжает служить из Москвы. Помогает батюшке во время службы Александр Николаевич Крутов. В церкви он всегда в облачении, читает молитвы, знает тексты Священного Писания, выполняет обязанности алтарника.
Благоденствие храма во многом обеспечивается заботами всей семьи Крутовых. Вот недавно заменили крышу куполов на более прочную и долговечную с титановым покрытием.
Спилили засохшие старые деревья на ухоженной лужайке перед храмом, бережно сохранив отростки прежней ивы, которая росла на этом месте десятки лет. В храме и зимой, и осенью всегда тепло – нужно постоянно держать в порядке систему отопления, вовремя проводить другие хозяйственные работы.
Ирина Владимировна тщательно следит за подготовкой храма к службе, украшает его диковинными цветами. Вот и на свой престольный праздник в этом сентябре храм благоухал белыми розами и лилиями – для Пресвятой Богородицы.
Иконы в храме – намоленные, среди них икона местночтимой святой Татианы на почётном месте. История её такая. Среди первых прихожан вновь построенной церкви были такие, кто помнил и старый храм, и своих знаменитых односельчан. Одна из совсем древних старушек рассказала: здесь когда-то жила некая Татиана Фомичёва, которую почитали святой за праведную жизнь.
Крутовы навели справки, и оказалось, что действительно в Надовражине жила такая женщина, которая была причислена Русской Церковью к лику святых в 2010 году. Здесь в местной церкви она была крещена, а потом стала послушницей в Борисоглебском женском монастыре неподалёку отсюда. Готовилась принять монашеский постриг. Но грянувшая революция разрушила не только планы, но и саму её жизнь: монастырь был закрыт, Татиану вместе с другими монахинями арестовали, и не один раз. Аресты, лагерь, освобождение, потом опять аресты – так тянулось до 25 ноября 1937 года, когда Татиану вновь арестовали, снова лагерь, где она и приняла мученическую кончину от голода.
Сейчас лик святой мученицы Татианы из деревни Надовражино засиял в её любимой церкви. Сотворили икону те же мастера из Владимира, что расписали внутреннее убранство храма.
…Вот и встала теперешняя церковь ровнёхонько на месте прежней. Не поднялась высоко, а уверенно расположилась на земле прочно и основательно. Вместо высокой колокольни – звонница, по примеру новгородских церквей. Когда колокол звонит, его голос широко разливается по изумрудной, несмотря на сентябрь, лужайке перед храмом, устремляется в надовражинские улицы, обволакивает дома и угодья…
Но местные жители не слишком часто отзываются на его призыв. Александр Николаевич Крутов сетует:
– Уже нет первых прихожан, приходят другие. Их, правда, немного. Деревня растёт, сейчас рядом с храмом построены новые дома, но их хозяева в церковь даже не заглядывают… Удивительно!
На престольный праздник храма в этом году собралось около тридцати человек. Может быть, и немного, но это были не случайные «захожане», а люди, которые специально пришли, чтобы отметить вместе главный праздник храма. Пришли с детьми, помогая родителям, которым по возрасту трудно было отстоять на ногах хоть и праздничную, но длинную церковную службу. А сколько радости было, когда мы шли крестным ходом, благоговейно неся в руках святые храмовые иконы…
В прежние годы обычно на свой день рождения в сентябре храм умывался тёплыми дождиками, как будто Божия Матерь прихорашивала его к празднику чистыми струями. А в этом году осень выдалась по-летнему тёплой, и храм умывался не дождиком, а солнечными лучами, потоком льющимися с небес на купола и на нас, идущих крестным ходом. Свет был повсюду – разливался по зелёной травке вокруг храма, отражался в яркой синеве куполов, сверкал в каплях святой воды, которой щедрой рукой окроплял нас отец Валентин.
– Батюшка, как Вам служится в этом храме? – спросила я отца Валентина после службы.
– В ноги надо поклониться архитектору, который возводил этот храм, – ответил батюшка. – Сразу чувствуется, что это сделал воцерковлённый человек. Потому что так правильно выстроить церковное пространство, учесть все малейшие детали может только тот, кто хорошо изучил принципы храмовой архитектуры, правила и каноны православного зодчества. Всё увязано в одном устремлении – благодатной молитве ко Господу. Служить здесь свободно и легко, но и расслабляться нельзя: акустика в храме устроена так, что я слышу в алтаре каждое слово, произнесённое в приделах. А прихожане, в свою очередь, слышат мои переговоры с помощниками. Так что концентрация внимания – максимальная: только на молитву и исполнение необходимых церковных правил.
Угадал отец Валентин: храм строил Андрей Анисимов, известный архитектор, вместе с коллегами из созданной им «Гильдии храмоздателей». За основу взят пример новгородского храмового строительства. Расписывал внутреннее пространство православный художник из Владимира Андрей Орехов.
– А какая нежно-голубая окраска, – продолжает отец Валентин. – За 25 лет краска не выцвела, сохранила все оттенки.
Иконостас алтаря, купол с ликом Христа, стенная роспись приглушённого колорита, врата в алтарь как будто подёрнуты прозрачной дымкой, едва заметным флёром… Кажется, что сам воздух здесь напоён цветом божественной небесной палитры.
И голос в алтаре храма звучит по-особенному: распевно, ясно, слышно каждое слово молитвы, обращённой ко Господу…
Во время службы, когда в хор вступали молодые свежие голоса, звук слышался особенно напевно и трогательно. Это старались матушка Иулия и Коля с Танечкой. После службы, когда мы отправились на трапезу в гостеприимный дом Крутовых, Танечка быстро пришла на помощь, стала расставлять на столе тарелки, что-то напевая про себя. Таню поддержали матушка и Коля. И всё между делом, накрывая сообща на стол. Я прислушалась и узнала песню «Из-за острова на стрежень». Русская народная, старинная, но как же современно звучала она в устах детей отца Валентина! И главное – естественно, никакой театральности… Ребята поют как дышат. У Тани русая коса до пояса – наследство от мамы. В семье с шутками рассказывают, что в детстве маленькая Юля отбивалась от нападений мальчишек своей толстенной косой.
Птенцы Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, Таня учится в хоровом училище при университете, а Николай – студент исторического факультета.
Продолжатели дела не только отца, но и деда – протоиерея Николая (Васечко).
Старинная священническая семья, древний православный род…
* * *
Слева от входа в храм, приглядевшись, можно увидеть каменную строчку старинных кирпичей. Это нашлись-таки прежние камни старой кладки во дворах теперешних надовражинцев. Строители бережно вмуровали их в стену, чтобы не забывали и помнили: новая церковь возродилась на фундаменте старой.
Да, на службы в храм ходит пока ещё немного местных жителей. Но храм – стоит прочно, его колокол – благовестит, священник – возносит молитву к Небесам, церковный хор юными голосами – вторит ему. И крестный ход славит Богородицу…
Вот так сохраняется и живёт наша православная традиция.
Надежда Валентиновна ПАВЛОВА