ОСЕНЬ В ИСТОРИИ РОССИИ

Архив: 

Наверное, осень – самое очаровательное и таинственное, отмеченное особыми красками время года. У осени есть три месяца – ласковый, бархатный сентябрь, дождливый и ненастный октябрь и пронзительно холодный ноябрь.
Природа осенью готовится к длительному зимнему отдыху. Листья деревьев и кустов меняют окраску, а потом и вовсе падают на землю, оголяя ветки и покрывая землю разноцветным ковром.
В истории России осень отмечена двумя государственными переворотами. В 1917 и 1993 годах.

Ноябрь 1917 года

После отречения царя и объявления России республикой Временное правительство планировало в ноябре провести выборы и созыв Учредительного собрания. В этих условиях руководитель партии большевиков В.И. Ленин пришёл
к выводу, что наступил благоприятный момент для захвата власти. По его настоянию вооружённое восстание началось за день до открытия II съезда Советов, ночью 24 октября (6 ноября). С самого начала восставшим удалось изолировать правительство, не допустив подхода верных ему частей. В первую очередь были захвачены мосты, почта, телеграф, Государственный банк. К утру 25 октября (7 ноября) весь город, за исключением Зимнего дворца, оказался в руках восставших. Председатель Временного правительства А.Ф. Керенский бежал из города. После холостого выстрела крейсера «Аврора» в 21:40 начался захват Зимнего дворца. Временное правительство было низложено, его министры арестованы и препровождены в Петропавловскую крепость.
В России произошёл государственный переворот, который позднее стали называть Октябрьской революцией. В результате него коренным образом изменилось положение всех слоёв населения страны. Большевики стали правящей партией, возглавлявшей работу по созданию нового государственного и общественного строя.
7 ноября 1918 г. Страна Советов торжественно отмечала первую годовщину революции, которая знаменовала начало нового этапа российской истории.
По старому юлианскому календарю революция произошла 25 октября 1917 г. И хотя с февраля 1918 г. в России был введён григорианский календарь, а уже первая годовщина революции (как и все последующие) отмечалась в ноябре, революция по-прежнему ассоциировалась именно с октябрём, что и нашло отражение в её названии.
А в России началась Гражданская война. Она делится на много этапов, при этом несколько раз положение советской власти в центре страны было очень тяжёлым.
Поворотный момент Гражданской войны – это осень 1919 года. Именно в этот период белые войска достигли наибольших успехов, особенно на юге. Однако любое поражение грозило им катастрофой, без возможности полноценного продолжения войны.
Осенью же 1919 года три белых фронта вели наступление.
Главным направлением было южное, где Деникин издал известную «Московскую директиву». Его войска заняли обширные территории Донбасса, Малороссии, Кавказа, Дона и Кубани. Осенью 1919 года белогвардейцы Деникина взяли Курск, Воронеж и Орёл, до Москвы оставалось «всего ничего».
Одновременно последнюю «попытку наступать» совершили колчаковцы на Тоболе.
Ещё одна группировка белых наступала на Петроград. Речь идёт о Северо-Западной армии Юденича. Там тоже было «жарко», в октябре белогвардейцы заняли Царское Село, заставив большевиков принимать экстренные меры.
Короче говоря, в сентябре-октябре белые находились в ситуации «пан или пропал», это была их последняя и главная ставка. И большевикам удалось выдержать этот последний «настоящий натиск». Большевики, опираясь на масштабную агитационную работу, провели мобилизацию, подкреплённую террором всех, кто уклонялся или не «сочувствовал», включая взятие в заложники семьи офицеров.
В октябре-ноябре последовал крах белых армий. Интересно, что две из трёх основных белых группировок (Колчак и Юденич) были уничтожены... не без помощи самих интервентов и «национальных республик».
Антанта фактически сдала Колчака и отказалась помогать Юденичу. Чехословаки выдали «Адмирала» эсеро-меньшевикам Иркутска, сами же заняли железные дороги (тем самым обрекая русские белые войска на голод и холод, на пешее отступление). Эстонцы же на северо-западе загнали русских белогвардейцев в концентрационные лагеря. Какие-никакие плацдармы у белых остались только в Крыму и на Дальнем Востоке. Гражданская война закончилась победой советской власти.

«Чёрный октябрь» 1993 года

После развала СССР в Российской Федерации обострилось противостояние двух политических группировок, которые имели разные взгляды на проведение экономических реформ.
По умолчанию считается, что «прогрессивная» часть общества сплотилась вокруг Бориса Ельцина и последующих рыночных реформ: приватизации и «шоковой терапии», другие пытались остановить поворот России к современному капитализму и удержаться в рамках советской системы организации общества, производства, политической жизни.
Эскалация тлевшего с конца 1992 года конституционного кризиса пришлась на 21 сентября 1993 года, когда президент Борис Ельцин подписал Указ № 1400, прекращавший деятельность Верховного Совета и Съезда народных депутатов – высшего органа государственной власти в стране. По сути, советская власть прекращала своё существование. Председатель парламента Руслан Хасбулатов назвал происходящее антиконституционным переворотом.
3 октября 1993-го противостояние перешло в решающую фазу. Сторонники парламента взяли штурмом московскую мэрию (бывшее здание СЭВ на Новом Арбате), над которой подняли красный флаг, и гостиницу «Мир», где располагался штаб ГУВД по поддержанию порядка. В ответ Ельцин подписал Указ № 1575 «О введении чрезвычайного положения в Москве».
Несмотря на уверения социологов в том, что Ельцину лояльны 80 процентов населения, на призыв пресс-секретаря президента Вячеслава Костикова «поддержать законную власть» (вечером с таким же воззванием выступит Гайдар) откликнулись лишь около 15 тысяч человек. Сторонников парламента на улицах Москвы оказалось намного больше. Около 200 тысяч москвичей вышли на поддержку Верховного Совета.
Этих людей поддерживала значительная часть региональных руководителей. Армия колебалась.
Враждующие стороны боролись за симпатии людей и долго не решались сделать первый выстрел. К тому же Патриарх Алексий II обещал наложить анафему на того, кто прольёт кровь.
Сторонники Верховного Совета устроили у стен «Останкино» митинг, но руководство телецентра наотрез отказалось от переговоров. Генерал Макашов обратился к находившимся внутри военнослужащим через мегафон, потребовал
сложить оружие и покинуть здание. В ответ бойцы отряда специального назначения «Витязь» открыли по собравшимся у телецентра огонь из автоматов. Пули в основном поразили рядовых демонстрантов, зевак и журналистов.
4 октября в Москву были введены лояльные Ельцину войска, которых, по словам очевидцев, он задобрил деньгами и званиями. По распоряжению Ельцина начался штурм Белого дома, во время которого здание было обстреляно
танками.
Стрельбу танков по Белому дому транслировал в прямом эфире американский канал CNN и наше телевидение.
Официальные цифры о потерях в эти роковые дни сильно занижены, мол, Ельцин приказал обнародовать заведомо неточные данные. Одни считают, что погибло около тысячи человек, другие, что те октябрьские дни могли стоить
жизни 1200-1300 человек. При этом настоящих цифр, возможно, не знает никто. Тела вывозили и сжигали в разных крематориях, закапывали в тайных захоронениях.
Октябрьские события 1993 года до сих пор вызывают неоднозначную оценку. До сих пор, по утверждению социологов, более половины россиян затрудняются сказать, на чьей стороне была правда. При этом около 40  % уверены, что страна развивалась бы другим путём, но столько же – 43 % затрудняются сказать, по какому пути двинулась бы Россия в случае победы Верховного Совета.
Но вот что примечательно: всего 9 % соотечественников уверены в правоте Ельцина и в том, что тогдашние битвы в Москве были битвами за демократию. 15 % с определённостью заявляют, что главной целью противников в октябре 1993 года были советские предприятия, добывающие отрасли и финансы.
Борис Ельцин теряет год за годом в глазах россиян, его же современников и соотечественников, поскольку «лихие» 90-е связываются напрямую именно с событиями, которые последовали после подписания Указа №  1400 о фактическом роспуске Верховного Совета. Происходит понимание того, что беды сегодняшнего дня: коррупция, развал промышленности, тотальный кризис культуры и систем ценностей, критическое падение уровня жизни малых городов России – уходят корнями в эти события. Теперь уже и распад СССР рассматривается не как «ликующий» восторг от падения коммунистического режима, а как невосполнимая утрата, как неоправданная жертва, которая была бездумно принесена на алтарь чужих ценностей: либерального рынка и демократического мира западного образца.
Признаём ли мы открыто, что наши собственные действия, а не только коллективный Запад, привели к утрате государства-цивилизации СССР?

Соб. инф.