26 июня 1884 года вышел Высочайший указ императора Александра III об учреждении церковно-приходских школ. Этот указ фактически можно считать одним из первых уверенных шагов в сторону всеобщего образования.
Церковно-приходские школы в России существовали и прежде. Например, в Москве они были известны с XVII века.
Более ста лет леворадикальная революционно-демократическая шайка прикормленных фальсификаторов и пачкунов от исторического материализма (а ныне подхватившие их заунывную шарманку золотушные поклонники СССР 2.0) безпардонно врали и шельмовали дореволюционную Россию, формируя в маргинальном сознании советского и постсоветского человека устойчивое представление о варварской и об отсталой стране, которую в 1917 году осчастливили большевики. Между тем введённое ещё в 1803 году безсословное и безплатное обучение на основе церковноприходских и уездных училищ, гимназий и университетов по факту сделало Россию самой передовой страной Европы в области народного образования.
К началу 60-х годов XIX века и старту либеральных реформ императора Александра II Православная Церковь основала уже свыше 18 тысяч начальных училищ, тех самых, которые мы знаем сегодня под именем церковно-приходских школ. К моменту издания Высочайшего указа императора Александра III, де-факто юридически оформлявшего существование церковно-приходских школ, в них уже учились свыше полумиллиона человек и подчинялись они Министерству народного просвещения. И здесь с точки зрения гражданских свобод Российская империя шла впереди всей Европы. Дело в том, что в XIX веке практически во всех европейских странах, кроме ультрареволюционной Франции, начальное образование было церковным. Таким образом, это Россия с её развитыми светскими начальными школами являлась едва ли не единственным исключением.
Система имперского просвещения в эпоху Александра II отличалась продуманностью и разнообразием. Одновременно имелись и государственные, и ведомственные, и церковные школы. Государственные школы финансировались
из казённого бюджета, т. е. Министерства просвещения, земские субсидировались за счёт местных налогов, а церковные школы в полном объёме на добровольной основе содержались приходами, что называется, по принципу «с
мира по нитке» или кто сколько сможет.
Отныне Высочайшим указом церковно-приходские школы были препоручены Синоду. Так же утверждались школы двухгодичные и четырёхгодичные. В двухгодичных, помимо чтения и письма, дети обучались основам истории, математики и вероучения. В четырёхгодичных (так называемых двухклассных) объём преподаваемых знаний был уже существенно шире, включая изучение развивающего человека церковнославянского языка.
Илья РЯБЦЕВ