С Корсунским крестом от Херсонеса до Москвы

Архив: 

Путешественник-паломник из Подмосковья Сергей Викторович Забурниягин с группой единомышленников-энтузиастов прошёл пешим ходом с Корсунским крестом-мощевиком (копия) от Херсонеса в Крыму до Москвы и далее до Переславля-Залесского.
7 апреля 2024 года крестоходцы вышли из Крыма, 3 августа вошли в Москву, а 14 августа 2024 года, в первый день Успенского поста, когда Православная Церковь отмечает Происхождение (изнесение) Честных Древ Животворящего Креста Господня, принесли Корсунский крест в Свято-Никольский монастырь в Переславле-Залесском. Подвижники шли более четырёх месяцев. Прошли за это время около 3,6 тыс. километров.
Точная уменьшенная копия Корсунского крестамощевика для совершения паломничества была изготовлена в Свято-Никольском монастыре по просьбе Московского областного отделения Императорского Православного Палестинского Общества (ИППО), которое являлось основным организатором похода.
По завершении паломничества крестоходцы вернули копию Корсунского креста-мощевика в вышеупомянутую обитель.
Корсунский крест – великая святыня православного мира. Хранится в упомянутом монастыре с XVII века. В X веке он был привезён из Византии по просьбе равноапостольного великого князя Владимира «для хождения на иордань», то есть на источники и водоёмы для массового крещения оглашенных.
Помимо Сергея Забурниягина, который является заместителем руководителя Московского областного отделения ИППО, в паломничестве участвовали кругосветный путешественник и кинорежиссёр Валерий Шанин, администратор проекта Алла Фатахова, заслуженный путешественник России, мастер спорта по спортивному туризму, активный участник создания и продвижения троп в нашей стране, тропостроитель Александр Советов, предприниматель Игорь Горюшин и другие.
В 2021 году Сергей Забурниягин с группой единомышленников уже осуществил часть проекта под названием «Великий Северный Русский путь», когда паломники прошли пешком от Москвы до Соловков. И вот в 2024 году реализована вторая часть проекта – от Херсонеса до Москвы. О первом паломничестве наш журнал уже рассказывал на своих страницах (РД, №10, 2021 г.).

О нынешнем крестном ходе с Сергеем Викторовичем Забурниягиным беседует корреспондент журнала «Русский Дом» Владимир Борисович ПАНКОВ.


– Сергей Викторович, в 2021 г. вы совершили путешествие от Москвы до Соловков, прошли так называемый Великий Северный путь, и вот только что у вас закончился крестный ход от Херсонеса до Москвы. Почему вы решили совершить такой поход?

– Великий Русский путь, как это сейчас называется, – это историко-культурная, туристическо-паломническая тропа, маршрут от Херсонеса в Москву и далее до Соловков протяжённостью более 5,5 тыс. километров. Уникальность этого маршрута заключается в том, что он включает в себя основные культурные, исторические и духовные центры нашей страны.
Известный кругосветный путешественник Валерий Шанин предложил строить такую национальную туристическую паломническую тропу, которая пролегала бы через всю страну – от Чёрного до Белого морей, от Херсонеса до Соловков через Москву. Эта идея созревала в течение нескольких лет и вот наконец была реализована. Если на Соловки мы шли с иконой «Кийский крест с предстоящими», то здесь решили идти с копией Корсунского креста, ведь Херсонес в древности назывался Корсунь. Предварительно мы встретились с игуменьей Евстолией – настоятельницей Свято-Никольского монастыря в Переславле-Залесском, где хранится Корсунский крест, и испросили её
благословения на прохождение и построение паломнического маршрута от Херсонеса до Москвы и на изготовление точной малой копии Корсунского креста.
У Свято-Никольского монастыря есть две великие святыни: Годеновский крест, о котором все знают, и Корсунский крест, о котором известно лишь немногим.
И вот перед поездкой в Херсонес матушка Евстолия вручила мне крест (малая копия) с частицами мощей святых и охранную грамоту, что крест принадлежит женскому Никольскому монастырю, а ответственное лицо за сохранение креста – Забурниягин Сергей Викторович, который должен вернуть данную святыню 19 августа в монастырь. Мы вернули крест 14 августа, в день, когда особо почитается Животворящий Крест Господень, и это, несомненно, было чудесным знамением.

– Частицы каких святых помещены в кресте?

– Крест-мощевик, с которым совершалось паломничество, – уменьшенная копия Корсунского креста с мощами: в центре – частица Животворящего Креста Господня, сверху вниз и по сторонам – святой Иоанн Предтеча, святитель Николай, прп. Сергий Радонежский, прп. Серафим Саровский, прп. Иосиф Исихаст, благоверные князья Андрей Смоленский, Андрей Боголюбский, Александр Невский, Борис и Глеб, великомученики Георгий Победоносец и Димитрий Солунский, великомученицы Варвара, Екатерина и Ирина, прп. Алексий, человек Божий, священномученик Климент, папа Римский, прп. Корнилий Переяславский, равноапостольные Владимир и Ольга и праведная Анна, мать Пресвятой Богородицы. На кресте-мощевике – 22 святыни: частица Животворящего Креста Господня и 21 святой. На нём представлена полнота Православия: пророческий чин, преподобные, страстотерпцы, великомученики, благоверные.
Было полное ощущение, что все святые, которые собраны в кресте, шли перед нами или впереди нас. Такое моё религиозное переживание.

– Как совершалось паломничество и какие вы ставили перед собой цели, задачи?

– 7 апреля, в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, после Божественной литургии мы вышли из Свято-Владимирского собора Херсонеса – колыбели русского Православия, испросили благословение митрополита Симферопольского и Крымского Тихона (Шевкунова) и отправились в путь. 5 мая на Пасху были в Керчи, переехали на машине Крымский мост и далее пешком направились в Тамань, затем от Азова – в сторону Ростова-на-Дону и далее, соответственно, прошли Воронеж, Куликово поле, Тулу, Оптину пустынь, место Стояния на Угре, село Молодь в Московской области. То есть прошли по так называемой засечной стороне, образно говоря, через всю историю Древней Руси по полям славы и 3 августа вошли в Москву. По возвращении в Москву побывали в Новодевичьем монастыре, потому что прохождение крестного хода было изначально запланировано в рамках празднования 500-летия этой обители.
На следующий день посетили Донской монастырь (значительная часть маршрута проходила именно по реке Дон), затем зашли в Данилов монастырь поклониться святому благоверному князю Даниилу Московскому и обошли крестным ходом Красную площадь и Московский Кремль. Последний этап паломничества проходил от Софрино-1 через Троице-Сергиеву Лавру и до Свято-Никольского монастыря в Переславле-Залесском.
7 августа мы пришли в Софрино-1, в храм в честь святых благоверных великого князя Димитрия Донского и великой княгини Евдокии Московской, ктитором которого я являюсь, а вечером 13 августа вошли в Свято-Никольский монастырь Переславля-Залесского как раз к вечерней службе. На Происхождение (изнесение) Честных Древ Животворящего Креста Господня внесли в обитель копию Корсунского креста, с которым совершали паломничество, и поставили его рядом с оригиналом. То есть святыня пришла к святыне. Настоятельница монастыря игуменья Евстолия предложила в этот день установить празднование и в честь Корсунского креста.
Раньше такого празднования не было.
Есть у нас национальные тропы, такие, например, как Байкальская тропа, Большая Крымская тропа, Волжская… Но эти тропы ориентированы больше на природу и какие-то туристические места. Великий Русский путь вобрал в
себя всю историю становления Руси как с исторической, так и с духовной точки зрения. Проходя через поля боевой славы, особенно через Куликово поле, испытываешь переживания невероятные. Было такое ощущение, что всё воинство куликовское встало. К нам присоединились на Куликовом поле мужи-богатыри из общественной организации «Тульская богатырская застава». Несли крест и хоругвь с изображением последнего нашего царя-мученика. Помню, всё тело пробирало дрожь и текли слёзы. Когда я спросил, что переживают в это время мои друзья, они сказали: «Идём сквозь полки». Проходили 25-35 км в день. Вставали в 3 утра. Днём в жару проходить такие расстояния было бы невозможно. Помечали места ночёвок, чтобы в будущем там можно было поставить гостевые дома. Хотим создать аналог пути «Сантьяго» или апостола Иакова, по которому в Европе проходит ежегодно около полумиллиона человек.
Как капиллярная система оживляет организм человека, так и здесь должна сработать экономическая составляющая и возродить деградирующие сельские территории. Деревни у нас вымирают, людям нечем заняться. Будут туристы и паломники, и эти территории оживут. Так должно быть и по всей стране.

– Как вы считаете, всё это можно осуществить на практике?

– Возрождение пешего паломничества по Руси – задача как духовная, так и государственная. Пешеходные трассы должны быть построены и оформлены как историко-культурные тропы, которые нельзя перекраивать. К сожалению, нынче стало так: поле выкупили какие-то бизнесмены, забор поставили, шлагбаум воткнули и написали: частная собственность, ходить и дышать тут нельзя. Вот эти пешеходные тропы – инструмент воспитания нашего народа. Ведь если человек не знает своей страны, то как сможет её любить? А если он не сможет любить Отечество своё, то о каком патриотизме можно говорить? Поэтому формирование пеших троп – государственная задача!
Надеюсь, что будет принят соответствующий закон. На сегодняшний день наш маршрут построен таким образом, чтобы посетить как можно больше духовных историко-культурных центров, духовно соединить Херсонес и Соловки. Чем Херсонес и Соловки близки: Херсонес – купель Крещения, а Соловки – Голгофа русского народа, где произошло исповедничество веры нашим народом. Но вообще-то Крым и Соловки удивительно похожи. Крым – это мощевик, который был собран Богом в первые пять веков. Ведь сюда, на окраину Римской, а потом Ромейской империи – в Абхазию и Крым, – ссылали исповедников, мучеников.
ХХ век исповедничества – это Соловки. Поэтому Крым и Соловки – два мощевика: один – на Чёрном море, другой – на Белом. Во время крестного шествия приходит понимание, что «Великий Русский путь» соединяет два мощевика – Крым и Соловки. А Москва, как духовный центр, играет в этом свою важную роль.
Что такое прохождение Креста? Это освящение и просвещение территорий. Во время крестного ходя у нас сложилась традиция осенять крестным знаменьем четыре стороны света, небо и землю на каждой остановке с пением тропаря Кресту.
Когда мы зашли в Москву, обошли в том числе Кремль и Храм Христа Спасителя крестным ходом и благословили Красную площадь с Лобного места.

– С какими проблемами вы столкнулись во время крестного хода? Может быть, что-то вас удивило, вдохновило, восхитило или, наоборот, огорчило?

– После пройденных 3,6 тыс. километров первое моё удивление было, что я всё это прошёл. В это трудно было поверить. За два месяца до начала крестного хода предо мной остро встал вопрос: оперировать ли мне мениски или нет. Они у меня не в очень хорошем состоянии. Решил не оперировать, но с медицинской точки зрения сделал всё необходимое для их укрепления. Конечно, без благословения Господня проходить ежедневно 25-35 км в течение четырёх с лишним месяцев вряд ли было бы возможно. То есть помощь Божия была очевидной. Нам очень, если так можно сказать, повезло с погодой.
За всё время прохождения не было дождей. И вот 2 августа, в день Ильи пророка, обещали, наконец, сильный дождь. И тогда мы решили с моим постоянным коллегой Валерием Шаниным помолиться, чтобы на нашем пути дождя всё-таки не было, поскольку нужно было снять несколько сюжетов на кинокамеру.
И в этот день ни одна капля на нас не упала. А когда приходили в населённые пункты, нам говорили, что дождь лил как из ведра и только что закончился. Вот такое было чудо! Москву в это время тоже заливало. Кстати, на всём маршруте следования по совету моего опытного попутчика-путешественника мы пользовались для определения погоды норвежским сайтом. И были поражены, как они умудряются так точно предсказывать погоду в любой точке. За 3,5 месяца пути мы не выявили ни одной ошибки в прогнозе за исключением трёх дней, когда мы помолились пророку Божию Илье.
Трудности были такого порядка. За нами шла машина, которая везла вещи. Сойти с маршрута и добраться до машины было порой очень трудно. Одно дело – графически проложить тропу на компьютере, другое – реально двигаться на местности, где и овраги, и болота, и вообще порой непроходимые места. Поэтому приходилось постоянно вносить коррективы в график движения. Попадали иногда, казалось, в совершенно безвыходные ситуации, но каким-то непонятным чудесным образом всегда находились люди, местные жители, которые нас выручали и, случалось, ехали на своём транспорте в объезд за 150 км в один конец, чтобы помочь нам перегнать машину и привезти вещи, поскольку другой дороги просто не было. Вот такая Божия милость! И так было не единожды.
Шли очень красивыми местами, особенно вдоль Дона, когда одни цветущие поля сменялись другими. Цвели и лён, и подсолнухи, и рожь, и гречиха, и полевые цветы, особенно в тех местах, которые недоступны или труднодоступны для сельхозобработки. Вдыхали воздух полной грудью и восхищались красотой и богатством нашей земли. Передать это невозможно, можно только пройти… Это было наше открытие России с той глубиной, которую не понять, если ты там не прошёл.
Хочу несколько перефразировать слова Н. Гоголя, который говорил: чтобы Россию узнать, нужно проездиться по ней. Добавлю к этому. Чтобы Россию понять, познать и полюбить, по ней надо походить. Сейчас я, кажется, растворён в России. Это нечто мистическое. Пройдя от Чёрного до Белого моря, я ощутил себя частью великой страны, и она стала частью меня. И крест, который я нёс, тоже стал как бы частью меня, а я частью его. Вот такие мои ощущения, переживания.
Сейчас без Корсунского креста после четырёх с лишним месяцев хождения с ним чувствую себя немного не в своей тарелке. Но в то же время понимаю, что такие прохождения с учётом моего возраста и немощей могут быть только один раз в жизни, и от этого немного грустно.
В настоящее время крест-мощевик (копия) по благословению игуменьи Евстолии перенесён с крестным ходом на подворье Переславского Свято-Никольского монастыря в храм святителя Иоанна Златоуста и будет храниться возле нашей великой святыни – Годеновского креста.

– С кем из священноначалия РПЦ и других ответственных общественных лиц вы встречались и обсуждали проблемы современного паломничества?

– В Оптиной пустыни мы встречались с наместником монастыря владыкой Иосифом и обсуждали, каким образом восстановить традицию паломничества из Калуги в Оптину.
Это отдельный большой разговор. У нас сейчас восстановлено хождение из Москвы в Троице-Сергиеву Лавру. Вот уже 7 лет существует крестный ход «От Государя к Преподобному».
Встречались также с представителями Русского географического общества в Туле и решали, как воссоздать тропу воинской славы через Куликово поле, Ясную поляну, Оптину и далее до Тихоновой пустыни и поля Стояния на Угре. Это очень важные вехи в истории нашего Отечества.
Я считаю, что когда у нас люди начнут ходить по Руси, а не летать, не ездить, то и отношение к нашей стране будет другое. Как сокодвижение начинает оживлять дерево – появляются листья, плоды, так и здесь… У России есть очень высокое предназначение – через стремление к святости стать новым Ковчегом человечества, где все государственные, общественные силы должны быть направлены на духовное, нравственное, интеллектуальное, физическое возрастание человека. В конечном итоге мы должны построить русское православное царство. Иначе – апокалипсис. Другого спасительного пути нет.

P.S. В военном городке Софрино-1 Сергей Викторович построил храм в честь святых благоверных великого князя Димитрия Донского и великой княгини Евдокии Московской, который передан Русской Православной Церкви, и там регулярно совершаются богослужения.