17 сентября 1809 г. 215 лет назад ПРОИЗОШЛО присоединение ФИНЛЯНДИИ К РОССИИ
В 1809 г. Финляндия была присоединена к Российской империи. В её составе она имела определённую автономию – свой парламент, законодательство, денежную единицу. Местное население не призывалось в армию. За время нахождения в составе Российской империи население Финляндии увеличилось в 3,5 раза. После свержения самодержавия Финляндия объявила свою независимость, что было признано Временным правительством. До начала Зимней войны в конце ноября 1939 года Финляндия имела нейтральный статус, но вряд ли её можно было назвать дружественным государством.
Война с Финляндией продолжалась 105 дней. Она, как говорил Сталин, имела чисто географическую причину. Ввиду очевидного приближения войны с Германией советское правительство было обезпокоено близостью Ленинграда к
финской границе (32 км). В Ленинграде, кстати говоря, располагалось около трети мощностей нашей оборонной промышленности. Со второй половины 30-х годов шли интенсивные переговоры, в процессе которых условия, которые выдвигались с советской стороны, неоднократно корректировались.
Финнам предлагали в два раза больше территорию в Карелии, они на это не пошли. С нашей стороны предлагалась даже денежная компенсация. Нужно сказать, что сами финны ещё до обретения независимости в 1917 г. мечтали о Великой Финляндии вплоть до Уральских гор.
Начиная войну, думали, что финны дрогнут, однако уже к концу января стало абсолютно ясно, что добиться победы будет очень непросто. Наши войска прорвали мощнейшие укрепления на линии Маннергейма. Кстати, мне приходилось там бывать, в Карелии, и видеть остатки укреплений этой линии, доты, дзоты. Это была мощная линия укреплений, которые начали строить финны ещё в 20-е годы. После прорыва линии Маннергейма финны запросили переговоры. СССР пошёл навстречу, опасаясь эскалации конфликта и убедившись, что финны не хотят советской власти. СССР был исключён из Лиги Наций (в это время там доминировали Британия и Франция). К СССР отошёл Выборг (он был передан Финляндскому княжеству в XIX веке). Была обеспечена безопасность для Ленинграда и Мурманска (на отдельных участках граница была отодвинута до 150 км). Называют разные цифры потерь, например, 130 тысяч убитых у нас и 27 тысяч у финнов. Пленных с нашей стороны было более 6 тысяч, у финнов около 700 человек. Для наших войск был ценен опыт этой войны, были сделаны определённые выводы. Однако почти пятикратное превышение потерь с нашей стороны сделало своё дело – возникло представление о слабости нашей армии (Гитлер называл СССР «колоссом на глиняных ногах»).
Примерно 430 тысяч граждан Финляндии (это 10 %) переселились вглубь Финляндии – был обмен населением. Они уходили с территории, которая отошла к Советскому Союзу.
Финны сдали в аренду остров Ханко. Заключён был мирный договор.
Когда началась война с Германией, финны выступили на её стороне, они оккупировали часть Карелии, включая Петрозаводск, Кольский полуостров. Там были лагеря, гибли люди.
Участвовали в блокаде Ленинграда. Когда памятную доску Маннергейму установили в Питере, то её вскоре сорвали – в памяти людей остаётся эта трагедия. Нужно сказать ещё, что, предчувствуя разгром Германии в 1944 г., Финляндия вышла из союза с Германией, даже объявила ей войну, были стычки с немецкими войсками, находящимися в Финляндии. Интересно, что после Второй мировой войны президент Финляндии У. Кекконен поднимал вопрос о возвращении территорий, но неофициально.
Анализируя Зимнюю войну, трудно отрешиться от параллелей, которые возникают при её сравнении с СВО. Об этой войне в советское время мало говорили (хотя я чётко помнил о её основных событиях из урока истории в школьные годы).
Немного осталось памятников павшим нашим воинам во время этой войны. Теперь, когда Финляндия вошла в состав стран НАТО и с её стороны всё громче слышны территориальные претензии, актуальность знания об этой войне возрастает, как и память о её жертвах. Несколько десятилетий до последнего времени, до того, как Финляндия вошла в состав НАТО, у нас были нейтральные, добрососедские отношения. Сталин не стал доводить дело с Маннергеймом до Нюрнберга. Он как бы сделал такое изъятие, имея в виду геополитическую выгоду для Союза, что лучше иметь нейтральные отношения. Но, увы, нейтралитет нарушен, сейчас финны предоставили около 15 площадок для устройства баз НАТО. Так что ситуация осложнилась, мы вынуждены наращивать там группировку.
В Финляндии первые семена Православия были посеяны ещё во времена князя Владимира. Просвещение шло с Новгорода, особенно с XII века. Когда финны стали лютеранами, то они стали притеснять православных (в основном это были карелы). И карелы были вынуждены переезжать в Россию, отсюда – Тверская Карелия. Несколько волн переселенцев, начиная ещё с эпохи Иоанна Грозного.
Проповедь Православия усиливается – в конце XIX века была учреждена Финляндская епархия. Митрополит Сергий, который впоследствии стал Патриархом, был митрополитом Финляндским. Вслед за отделением Финляндии от Российской империи последовало отчуждение и в церковном плане.
Патриарх Тихон предоставил широкую автономию, но несмотря на это в 1923 году Финляндская Православная Церковь самочинно перешла под омофор Константинопольского Патриархата и перешла на Пасхалию по новому стилю. В
связи с этим Русская Православная Церковь разорвала с ней каноническое общение, которое было восстановлено только в 1957 году.
В молодой Финской Республике Православие, хотя это было только 2% населения, стало второй государственной религией. Единственная Православная Церковь (она сейчас имеет автономный статус в составе Константинополя), которая празднует Пасху по новому календарю. Видимо это было обусловлено тем, что православные, их примерно 60 тысяч в Финляндии, оказались среди лютеранского большинства.
Конечно, и власти оказали определённое давление. Кстати, недавно этот вопрос вновь рассматривался на Соборе Финской Церкви – из 35 епископов этой Церкви 31 высказался за то, чтобы по-прежнему отмечать Пасху по новому календарю.
После войны шли переговоры Патриарха Алексия I с руководителем Финской Церкви, архиепископом Германом, эстонцем по национальности. Была надежда, что финны вернутся под юрисдикцию Москвы. К сожалению, ничего не получилось из этих попыток объединения, несмотря даже на то, что вопрос о новом стиле особо не акцентировали. В 1957 г.
финны всё-таки ушли окончательно под юрисдикцию Константинополя. Когда в 1940 году закончилась война, то монахи Валаамского монастыря перебрались по льду Ладожского озера в Финляндию, был образован Ново-Валаамский монастырь. После начала войны с Германией на оккупированной территории финны открыли примерно 20 храмов.
Большинство прихожан Финской Церкви не захотели переходить в Московский Патриархат и даже говорили: «Лучше лютеранство, чем Московский Патриархат». Попутно надо сказать, что Патриарх Афинагор, при котором произошло
взаимное снятие анафем с католиками, пришёл к власти в результате переворота – отправили в отставку пророссийского Максима, и он стал Патриархом. До этого Афинагор возглавлял греческую митрополию в США. Прибыл он в Константинополь на личном самолёте президента Трумэна, с американским флагом, будучи подданным США. Так что архиепископ Герман опирался на Запад и на Америку. Одно время был проект автокефалии Финской Церкви, но до этого не дошло, греки тоже не в восторге от того, чтобы кто-то от них отделялся. Когда отношения нормализовались, то братия двух знаменитых монастырей, а именно Коневского и Ново-Валаамского, перешли в ведение Финской Церкви. Есть у них женский монастырь в Лентуле.
Финская Церковь проводит активную просветительскую и социальную работу. Для этой Церкви характерен модернизм и более либеральное отношение к ряду вопросов нравственного характера. Несколько лет назад я видел финского архиепископа Лео (Льва), он приезжал в Тверскую область на праздник карельской культуры. Очевидно, что у финнов есть виды на Тверскую Карелию, они там активно курганы копали в 90-е годы, стремясь доказать, что там есть признаки финской культуры. Мне рассказывали, что на одной трапезе с районным руководством вдруг один из финских гостей говорит: «Хорошо бы вам войти в состав Финляндии». И по словам моего рассказчика, никто из присутствующих никак не возразил на это.
У нас осталось там благочиние. Было два прихода вначале, которые оставались в ведении Московского Патриархата, они служили по старому стилю, потом прибавилось ещё несколько приходов. В это благочиние влились новые прихожане из числа эмигрировавших в Финляндию жителей России. Я недавно просмотрел видеоматериал совершения литургии в кафедральном Успенском соборе в Хельсинки в связи с приездом Епифания – главы ПЦУ (Православной Церкви Украины), который не служил, как и финский архиепископ. Видно, что не было часов, Апостол (впервые я это увидел) читался лицом к народу, как и Евангелие. Не было ектеньи об оглашенных.
Возглавлял литургию священник без бороды. Вот такие моменты, говорящие о том, что модернизм глубоко проник в жизнь этой Церкви.
Игумен Кирилл (САХАРОВ)