В последнее время в католичестве произошли события, свидетельствующие о всё большем отступлении от Евангелия. Но это касается не только католиков.
13 сентября 2024 г. папа Франциск провёл в Сингапуре встречу с молодёжью, на которой присутствовали представители пяти различных религий.
На этой встрече он заявил, что «все религии – это путь к Богу». И возможно, ватиканские богословы нашли бы оправдание этой фразе, объяснили, что папа имел в виду вовсе не отречение от слов Христа: «…никто не приходит к Отцу, как только через Меня» (Ин. 14, 6), а то, например, что все религии ищут свой путь к Богу, или что-то подобное.
Но папа Франциск не оставил им такой возможности. Он сказал именно о том, что христианство – это вовсе не единственный путь к Богу и что истина содержится и в других религиях. Вот его слова: «Если вы начнёте бороться, что «моя религия важнее твоей, моя истинна, а твоя нет», куда это нас приведёт? – спросил папа и сам себе ответил: – Есть только один Бог, и у каждого из нас есть свой язык, чтобы прийти к Богу. Некоторые из нас – шейхи, мусульмане, индуисты, христиане, и это разные пути (к Богу. – Примеч. ред.)».
Второе событие – это увольнение директора католической школы в городе По (Франция) Кристиана Эспезо. Причиной увольнения стала… проповедь христианства. Газета Libération провела расследование и выявила «фундаменталистские злоупотребления» со стороны К. Эспезо. Таковыми были названы: исповедь во время мессы и в неурочное время; религиозные уроки, «похожие на уроки катехизиса» с вопросами о существовании Бога; разговоры со школьниками о том, «какая наука с уверенностью приходит к существованию Бога». Это кажется абсурдом, ведь что же ещё должна прививать своим воспитанникам католическая школа, если не христианское учение? Или хотя бы говорить о нём? И не этого ли должны желать родители, отдавая своих детей в католические школы. Но дело в том, что в эти школы сегодня приходят отнюдь не за воспитанием детей в духе христианской морали, а часто по другим причинам. Одна из них та, что в государственных школах многих европейских стран, и во Франции в том числе, большинство учеников – это дети мигрантов с Востока, Африки и других регионов.
И родители, желающие, чтобы их дети росли в коллективе французов, немцев и так далее, отдают их в католические школы. Также часто в таких школах уровень преподавания бывает выше, чем в обычных. И христианское воспитание – это часто вовсе не то, зачем идут в католические школы. Но должны ли католические школы идти на поводу у подобных настроений и ничего не говорить детям о Христе?
Кроме того, во многих странах католические школы финансируются из государственного бюджета, и государство требует от них соблюдения принципов секуляризма и безрелигиозности. И вроде бы всё это правильно и логично,
но приводит к абсурдным ситуациям – проповедь христианства становится наказуемой.
Оба этих события – и слова папы Франциска, и увольнение директора школы – вызвали довольно негативную реакцию в консервативных католических кругах. Сторонники Кристиана Эспезо собираются подавать апелляцию на решение о его увольнении, а некоторые епископы назвали высказывания понтифика ересью. Но по большому счёту дела это не меняет. Папа Франциск уже давно высказывается в либеральном стиле, и критика консерваторов ему особо не мешает. Чего только стоят его заигрывания с ЛГБТ. И далеко не только папы. Значительная часть католиков во многих странах требует изменения католического учения о семье и браке в угоду представителям ЛГБТ.
И дело не только в этих двух последних событиях, они лишь иллюстрация той глобальной тенденции, которая существует в католичестве и не только в нём одном. Это стремление отвечать запросам общества, желание понравиться своим слушателям, оправдать их ожидания. И если при таком подходе нужно замолчать или исказить учение Христа, то это признаётся допустимым, лишь бы не потерять паству, лишь бы люди не отвернулись окончательно от Католической церкви.
Люди ничто не слушают с таким удовольствием, как похвалу в свой адрес. И ничто так не режет слух, как обличение во грехах. Что, если бы папа Франциск в Сингапуре перед представителями пяти религий стал бы говорить о том, что только Христос приводит нас к Богу Отцу, что только в Нём спасение, только Он есть «путь и истина и жизнь» (Ин. 14, 6), это сочли бы невежливым и даже скандальным, ведь не затем пришли представители иных религий на встречу с понтификом, чтобы услышать от него, что их вера не ведёт к Богу. И поведение папы, в принципе, соответствует современным нормам о вежливости, толерантности, правилах поведения в нашем многокультурном и многорелигиозном обществе. Однако в Евангелии мы видим совершенно иной подход.
В Евангелии от Луки описан эпизод, когда Христос по нашим человеческим меркам проявил просто верх невежливости и неучтивости. Во время одной из проповедей Спасителя, обращённых к народу, «один фарисей просил Его к
себе обедать. Он пришел и возлег» (Лк. 11, 37–52). Скорее всего, в этом доме собрались многие люди, такие же фарисеи, как и пригласивший Христа человек, а также люди, которых евангелист Лука называет «законниками». То, что Христос принял приглашение и пришёл в чужой дом на трапезу, уже предполагало благожелательность и отсутствие обличительных речей в адрес гостеприимных хозяев. Но вышло всё по-другому. Перед обедом Господь не умыл рук, как это было принято, что вызвало естественное удивление фарисея, поскольку фарисеи очень скрупулёзно старались исполнить закон Моисеев. В ответ на это можно было бы объяснить, почему был опущен данный ритуал, но Христос сразу же начинает свою обличительную речь.
«Фарисей же удивился, увидев, что Он не умыл рук перед обедом. Но Господь сказал ему: ныне вы, фарисеи, внешность чаши и блюда очищаете, а внутренность ваша исполнена хищения и лукавства. Неразумные! не Тот же ли, Кто сотворил внешнее, сотворил и внутреннее?» (Лк. 11, 38–40). Слова справедливые, но неприятные для хозяина дома.
На них, вроде бы, тема с неумыванием рук должна быть исчерпана. Однако Господь продолжает обличение и переходит на другие заблуждения фарисеев.
«Подавайте лучше милостыню из того, что у вас есть, тогда всё будет у вас чисто. Но горе вам, фарисеям, что даете десятину с мяты, руты и всяких овощей, и нерадите о суде и любви Божией: сие надлежало делать, и того не оставлять. Горе вам, фарисеям, что любите председания в синагогах и приветствия в народных собраниях. Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что вы – как гробы скрытые, над которыми люди ходят и не знают того» (Лк. 11, 41–44). Это уже скандал: прийти в дом к пригласившему человеку и вместо благодарности обличать его в грехах, называть лицемером и сравнивать со скрытым гробом! Но Господь не останавливается на этом. Когда Ему делают замечание, что Он своими словами обижает и другую группу присутствующих, законников, Христос не только не оправдывается, но усиливает свои обличения.
«На это некто из законников сказал Ему: Учитель! говоря это, Ты и нас обижаешь. Но Он сказал: и вам, законникам, горе, что налагаете на людей бремена неудобоносимые, а сами и одним перстом своим не дотрагиваетесь до них. Горе вам, что строите гробницы пророкам, которых избили отцы ваши: сим вы свидетельствуете о делах отцов ваших и соглашаетесь с ними, ибо они избили пророков, а вы строите им гробницы» (Лк. 11, 45–48).
И наконец, дело доходит до того, что Господь обличает присутствующих в самых страшных грехах: убийстве пророков и апостолов Божиих и угрожает взыскать всю пролитую ими кровь.
Потому и премудрость Божия сказала: пошлю к ним пророков и Апостолов, и из них одних убьют, а других изгонят; да взыщется от рода сего кровь всех пророков, пролитая от создания мира, от крови Авеля до крови Захарии, убитого между жертвенником и храмом. Ей, говорю вам, взыщется от рода сего. Горе вам, законникам, что вы взяли ключ разумения: сами не вошли, и входящим воспрепятствовали» (Лк. 11, 49–52). Последние слова означают, что законники не только сами не пришли ко спасению, но и воспрепятствовали тем, кто имел к тому необходимое расположение. Предельно резко, предельно невежливо и предельно правдиво! Как резко это контрастирует с поведением папы Франциска!
Есть в Новом Завете место, где апостол Павел призывает проповедников Христовых делать то же самое, что сделал Господь в описанной выше ситуации.
«Итак, заклинаю тебя пред Богом и Господом нашим Иисусом Христом, Который будет судить живых и мертвых в явление Его и Царствие Его: проповедуй слово, настой во время и не во время, обличай, запрещай, увещевай со всяким долготерпением и назиданием.
Ибо будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху; и от истины отвратят слух и обратятся к басням. Но ты будь бдителен во всем, переноси скорби, совершай дело благовестника, исполняй служение твое» (2 Тим. 4, 1–5).
«Льстить слуху…» Это пророческие слова апостола Павла о сегодняшних учителях. Это именно то, чем занимаются многие сегодняшние проповедники христианства. Это то, на что сегодня направлены их слова и заявления. Понравиться своим слушателям, оправдать их ожидания, ни в коем случае не оскорбить их и не вызвать в них неудовольствие. А если кто-то посмеет, как директор католической школы Кристиан Эспезо,
говорить не то, что от него ожидают, то его нужно просто уволить и заменить тем, кто будет льстить слуху.
Приведённые выше примеры показывают, как в своём человекоугодничестве и стремлении отвечать на запросы общества можно дойти до отрицания одного из важнейших утверждений христианства: «Иисус сказал ему: Я есмь
путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня» (Ин. 14, 6), «Всякий, отвергающий Сына, не имеет и Отца; а исповедующий Сына имеет и Отца» (1 Ин. 2, 23). И если посмотреть через призму происходящего в католичестве на религиозную ситуацию на Украине, то мы увидим, что есть конфессии, которые не просто стремятся отвечать на запросы общества, но и делают это одним из принципов своей деятельности. А есть Церковь, которая говорит и поступает так, как учит Священное Писание, несмотря на ожидания, общественные настроения и даже несмотря на угрозы и насилие. Каждый может сравнить эти две позиции и каждый может сделать вывод, какая из них отвечает Евангелию.
Кирилл АЛЕКСАНДРОВ