Ответы протоиерея
Александра ШАРГУНОВА
В мире, теряющем представление о святости и чистоте, Церковь твёрдо хранит понятие о материнстве и девстве, как том, что свято. По-настоящему это может понимать только верующий человек. Так же, как всё, что связано
с Крестом Христовым. Мы знаем, что у Креста Христова стояли Божия Матерь, Приснодева, и возлюбленный ученик Господа, девственник апостол Иоанн Богослов. Их присутствие имело столь исключительное значение, что
Церковь навсегда запечатлела его в Распятии «с предстоящими». Но Евангелие от Иоанна упоминает ещё имена Марии Магдалины и Марии Клеоповой. Известно ли Церкви, за что сподобились они такой милости и чести стоять у Креста Христова?
Д.А. Борисюк, г. Волгоград
Чтобы мы не унывали, чтобы мы имели мужество противостоять всякой нечистоте, Церковь предлагает нам задуматься о том, что совершилось у Креста Христова. Над теми словами, которые говорит Господь, видя Матерь Свою, стоящую у Креста, и ученика, которого Он любит: «Жено, се сын Твой». Господь обращается к Своей Матери в самый скорбный, самый горький для Неё час.
Почему самый горький? Потому что Она предаёт Богу Отцу Сына Своего, рождённого от Её плоти. И то пророчество, которое некогда было сказано Симеоном Богоприимцем о том, что Ей Самой душу пройдёт оружие, исполняется сейчас. Она предаёт Богу Отцу Своего Сына, и что остаётся Ей на земле?
Вместо Него Она получает другого человека. Может ли такая замена, если можно так выразиться, утешить Её? Господь даёт Ей, уходя из этой земной жизни, того, кого Он любит. В лице апостола Иоанна Богослова, как мы знаем, Церковь видит всех христиан и, в конце концов, весь род человеческий.
В лице апостола Иоанна Богослова Бог отдаёт Пречистой Своей Матери вместо Себя – Её Сына – всё человечество. Её девственное материнство в рождении Сына Божия становится у Креста материнством для всего рода человеческого. Вот тайна жизни – благодатью Креста на место Сына Единородного становится всё человечество. Весь человеческий род, как говорит святой Ириней Лионский, призван стать единородным сыном Божиим по дару Христа. Это страшные, непостижимые слова, но на Кресте Господь воистину совершает наше спасение. И благодать Его искупления, изливаясь на Божию Матерь и на всех людей, делает всех людей в новом рождении, в самом глубочайшем реальнейшем смысле братьями и сестрами, чадами Божией Матери.
В этом новом рождении раскрывается тайна девства. Всякое человеческое материнство имеет ограниченное число детей, которые рождаются по плоти. А благодать Приснодевства Божией Матери совершает непостижимое. Благодатью Приснодевства Её материнство охватывает всех людей. У Божией Матери девственное материнство. Оно девственное, потому что связано с Её Божественным Сыном. И оно охватывает всех людей по этой же причине.
Будем размышлять сегодня и во все дни жизни нашей о тайне материнства и девства, которые подвергаются небывалому осмеянию и поруганию в сегодняшнем мире. Нет выше добродетели, говорит преподобный Серафим Саровский, чем подвиг девства. Тем более это верно во времена всеобщего растления.
Однако всякое девство несёт на себе печать Божественного, того, что превосходит всякое человеческое естество. Только тогда оно плодоносно, когда является выражением любви ко Господу и отдачей Ему всей своей жизни. Девство, которое на этом не основано, даже если оно по видимости имеет любовь к чистоте, остаётся просто безплодием. Точно так же всякое подлинное христианское материнство – девственно, если оно не человеку, а Богу приносит свой высший дар, не ограничиваясь лишь человеческими отношениями, но прежде всего отдавая себя радостно своему Творцу.
Не забудем никогда, что слово, которым Господь вверяет Своего ученика Своей Матери, произнесено с высоты Креста.
И будем помнить слова, сказанные Господом на Кресте возлюбленному ученику: «Се, Мати твоя». Господь отдаёт Свою возлюбленную Матерь Своему возлюбленному ученику. Это действие совершенной любви, и оно простирается не только до смерти, до Её исхода отсюда и до его кончины. Это действие совершенной любви, которое не будет иметь конца. Точно так же действие этой любви, этого усыновления нашего Божией Матери у Креста Господня – навеки.
И у Креста раскрывается также тайна девства. Девство – тайна будущего века, говорят нам святые отцы. Здесь, на земле, когда кто-то совершает подвиг девства, мы видим только воздержание, лишение. Но даже здесь оно – участие в избыточествующей жизни будущего века, если совершается ради Христа. В приобщении той чистоте и той любви, которая у Самого Господа. Девство во Христе всегда связано с послушанием Господу, то есть с любовью к Нему. По мере возрастания нашего в послушании всем заповедям Божиим мы научаемся целомудрию и чистоте. И наоборот, непослушание хотя бы одной заповеди растлевает человека. А разврат телесный – это
уже поражение всего человека, и души, и тела, всей личности его. Поэтому так страшен этот грех, и потому сатана, прежде чем придёт антихрист, прежде чем наступит Второе Пришествие Христово, являет самое гнусное зло в высочайшей степени.
Девство – и в этом суть – не заключается только в умерщвлении плоти, но в обретении способности стать любящим человеком, в научении этому у Господа, у Божией Матери, у возлюбленного ученика Христова. Девство – это не есть жизнь, которая превозносится над браком, которая презирает плоть.
Напротив, перед лицом Крестной жертвы Христовой, где Господь всего Себя приносит для спасения всех, в своей любви ко Господу человек сознаёт незначительность своего приношения, исполняется подлинным смирением. Христианское девство имеет своим началом Крест. На Кресте Господь раскрывает самым близким Своим ученикам сокровенные тайны жизни до скончания века. Поэтому откровение Божие говорит о ста сорока четырёх тысячах девственников, избранных Господом, которым вверяются все тайны жизни. Они являются любимыми во веки веков друзьями Господа.
Но мы видим, что у Креста Христова стоят не только Божия Матерь и не только возлюбленный ученик, девственник Иоанн Богослов, но ещё две Марии. Мария Магдалина и Мария Клеопова. Мария Магдалина – это грешница, из которой Господь изгнал семь бесов, то есть полноту грехов. А полнота грехов, как мы видим, заключается в растлении и души, и тела.
Эта грешница – одна из тех, ради кого Господь совершил весь Свой путь до Креста. Ради которой Он пришёл на землю, чтобы обратить её и подобных ей на Свой путь. Чтобы она тоже стала девственницей, как мы в Великую Среду поём: «Господи, иже во многие грехи впадшая жена, Твое ощутившая Божество, мироносицы вземше чин, с рыданием миро Тебе на погребение приносит». И блудница растленная, исповедует Церковь, становится непорочной девственницей – по дару Божию, силой Духа Святого.
И стоит там также Мария Клеопова. Тоже избранная Господом стоять у подножия Креста. Мы ничего не знаем о ней. Она не отличается какой-то особенной чистотой, какой-то особенной святостью, и грехов особенных страшных у неё тоже нет.
Она представляет собою как бы всех Марий, всех женщин и всех людей. Каждую душу человеческую – среднюю, так сказать, – которая совершенно неприметно живёт скромной жизнью, старается по мере сил своих что-то исполнять. И взор Господа всегда обращён не только к Пречистой Его Матери, не только к возлюбленному ученику, девственнику Иоанну Богослову, не только к великой грешнице, которую Он очистил от самого страшного греха. Господь видит также и Марию Клеопову.
Если Крестные Страдания Господа – страдания за всех, то всякий человек, самые безвестные скромные люди могут стоять, и призваны все стоять у подножия Его Креста. Потому что Церковь Божию составляют не только те, кто от юности Христа возлюбил и сохранил чистоту, или те, кто от исключительных своих страшных грехов, как Мария Магдалина, как преподобная Мария Египетская, приведён Христом к покаянию, но также неизвестные, незаметные по видимости люди. Но надо, чтобы каждый из нас увидел в себе всю нечистоту, ради которой Господь воплотился и принял страдания, всё множество грехов, за которыми стоят семь бесов.
Совершенная чистота, говорит святитель Игнатий (Брянчанинов), даруется тому, кто видит свою нечистоту и всем сердцем оплакивает её, обращаясь ко Господу о даровании чистоты. И к Божией Матери. Надо, чтобы каждый из нас приобщился той чистоте, которая у Неё и которая у возлюбленного ученика Христова. Благодатью Креста Господь вверяет всех людей Божией Матери, чтобы Она как Мать участвовала в приведении всех людей к Его Кресту и в уподоблении Ему через Его Крест и через собственный наш крест. Через соединение всей нашей жизни и смерти с Его жизнью и смертью.
Безконечный свет Божества исходит от Креста Христова и наполняет собой девство и материнство Божией Матери, тайну Её Успения, жизнь и смерть каждого человека, любящего Христа, то есть ищущего Его через исполнение святых Его заповедей. Потому что в них заключена жизнь вечная (Ин. 12, 50) Воскресения Христова и Богородичной Пасхи.
В чём особенность наступающего Рождественского поста?
В. Тихомиров, г. Тверь
Этот пост не отличается такой строгостью, как Великий пост.
Но смысл его близок к содержанию Великого поста. В течение него мы призваны благодатно, если сподобит Господь, узнать, что Спаситель Иисус пришёл к нам. И наше причастие в конце поста должно быть таким узнаванием.
Вифлеем называется домом Хлеба. Когда мы причащаемся Христовых Таин, нам даётся узнать значение этого слова. Как во времена пришествия Спасителя мир до предельной глубины испытывал голод и жажду истинной пищи, так и теперь. В то время как Сам Господь предлагает Себя в пищу всем людям.
Будем благоговейно всматриваться в Промысл Божий, совершающийся в человеческой истории. Пророк Михей называл Христа Царём, Который встанет и напитает хлебом все народы. С самого начала Христос приобщается горькому хлебу, которым питается род человеческий, изгнанный из рая за предательство Господа. Испивает до конца чашу, которую пьём мы, люди, здесь на земле, чтобы сделать нас причастниками истинной Божественной жизни.
Мы исповедуем Его как Еммануила, Того, Кто с нами Бог. Потому что, если Бог не пришёл в мир, нет и не может быть никакого спасения для мира – ни для какого отечества, ни для всего человечества. Нет и не может быть никакого исцеления для нас, людей, если нет с нами Бога. С нами Бог, а не идея, самая великая, какая только может быть. Не мечта, самая прекрасная, какую только может знать человечество. Он с нами – так, как
с нами душа, которая нам принадлежит, как с нами наше тело, которое нам дано, как с нами наши беды и скорби, которые нам всегда сопутствуют. Как то, что абсолютно отличает нас от Него, – наша смерть, которая есть у нас и которой Он не должен быть никак причастен. Он рождается в наш мир греха и смерти, чтобы спасти нас, чтобы быть с нами. И это не только питает наш ум во время поста премудростью Божией, всё превосходящей.
Но и наполняет наши сердца радостью, так что, пройдя путь поста, мы делаемся способными вместе с ангелами Рождественской ночи воспеть: «Слава в вышних Богу и на земле мир, в человецех благоволение». Слава Единородному Сыну Божию на небесах, на Престоле херувимском и на земле, на соломе в яслях Вифлеемских почивающему – со Безначальным Его Отцем и Пресвятым и Благим и Животворящим Его Духом, Троице Единосущней и Нераздельней.