Эту надпись на берегу реки Великой у подножия Псковского кремля (Крома) видно отовсюду
Псковский Кром
Сколько раз в истории пытались лишить Россию её драгоценности – Серебряного ожерелья! Украсть, похитить, завоевать. Тевтонцы, поляки, литовцы, шведы, Немецко-ливонский орден не оставляли попыток вклиниться на северо-запад нашей страны. Враг стоял в осаде у стен Пскова, Изборска, в Печорах. Тщетно!
Эти города-воины – звенья русского Серебряного ожерелья, в котором первая жемчужина – Псковский кремль (Кром).
Кром – это ядро Псковской крепости. Грандиозный, исторически достоверный, не раз разрушенный почти до основания, переживший 120 войн (!), он вновь и вновь возрождался из пепла. Стоял Псковский Кром – неприступно. Чтобы сделать его неодолимым, псковичи окружили его пятью поясами каменных стен. Площадь Крома немалая – 215 гектаров на скалистом берегу у слияния рек Великой и Псковы.
Жители Пскова по жизни выбрали себе сразу два топонимических имени. Они называют себя псковичами или псковитянами – кому как нравится.
Свято-Троицкий кафедральный собор
Вечевая площадь – просторная, раскинулась от крепостных стен до белоснежного Троицкого собора. Эта площадь – это, можно сказать, четвёртое издание Троицкого собора.
Здесь, в Троицком соборе Псковского Крома, крестились и получали русское княжение почти все псковские князья. Самая знаменитая княгиня древней Руси Ольга – родом из Пскова. По легенде, перед началом Ледового побоища именно в этом соборе молился князь Александр Невский. Для многих из нас – это легендарное имя в далёком эхе веков. Для псковичей – родич, близкий родственник: ходил по городу, осматривал крепость, молился в кремлёвском соборе…
В Троицком соборе слева от алтаря стоит Ольгинский крест (Голгофа). Как написано в табличке около креста, «устроенный в 1623 году взамен сгоревшего во время страшного пожара в г. Пскове в 1509 году. Святая Ольга водрузила сей крест на месте небесного видения ей Трёх Лучей... Более 400 лет псковичи поминали перед крестом своих родных и близких. За это время он ни разу не реставрировался. В 2012 году в плачевном состоянии Ольгинский крест поступил в реставрационную мастерскую института им. Репина Санкт-Петербурга. В феврале 2018 года Ольгинский крест вернулся в Псков».
На левой стене Троицкого собора среди других значимых икон находится икона святой равноапостольной княгини Ольги. В середине прошлого столетия эту икону написал наместник Псково-Печерской обители архимандрит Алипий.
Сегодня мы представляем княгиню Ольгу именно такой, какой изобразил её архимандрит Алипий. Это и иконопись, и парсуна, и портрет святой русской женщины. Икона как молитва и одновременно как произведение искусства. Неуловимо напоминает женские лики с картин православного русского художника М.В. Нестерова.
Икона свидетельствует
Вернёмся в Троицкий кафедральный собор кремля. Уникальность его в том, что почти каждая икона здесь – это достоверное свидетельство его многотрудной судьбы. Перед алтарём икона «Богородица Псково-Покровская», или «Видения Дорофея», написанная на рубеже XVI–XVII вв. Город тогда оборонялся от нашествия польского войска во время Ливонской войны. Икона как живое свидетельство стояния, вернее, устояния Псковского Крома. Вот у кремлёвской крепости в осаде расположилось вражеское войско, а за стенами видны и жители, и храмы, и крепостные валы, и городские постройки… В церкви псковичи молятся о ниспослании победы. Они готовы к отпору, но молят силы небесные о помощи.
И помощь пришла! Враг был отброшен, отринут защитниками. А вдохновила русских воинов на победу Божия Матерь, она словно парит над городом, осеняя его и жителей своим благодатным покровом. В этой иконе – вся история защиты, обороны и спасения древнего Пскова, охраняемого самой заступницей Матерью Божией.
Много страданий за свою историю претерпела эта икона.
В Великую Отечественную была похищена фашистскими оккупантами, увезена сначала в Ригу, потом в Германию. Там в 1970 г. икона обнаружилась в одном из частных собраний в Баварии. Её пытался вернуть на Родину известный историк искусства, реставратор Савва Ямщиков. Не удалось и ему, несмотря на то что в документе о потерях Псковского музея в ВОВ икона «Богородица Псково-Покровская» значилась под номером один.
И всё же в 2001 году она вернулась домой во Псков.
Служительница в храме, заметив, что я не могу оторвать взгляд от этой необыкновенной иконы, обратилась ко мне: «Приходите сюда ещё раз, после полудня, тогда лучи солнца падают на икону, и она как бы оживает». Я так и сделала. А когда пришла во второй раз, то увидела, что икона засветилась в солнечном сиянии, в котором отразился и белокаменный Кром, и его златоглавые храмы, и нимбы святых, и благодатный покров Богородицы. Незабываемо!
В церковной лавке я увидела маленькую иконку «Богородица Псково-Покровская», и теперь она украшает и согревает мой дом. Эта иконка выполнена на камне, который добывают именно здесь, на псковской земле. Иконка на таком камне – и оберег, и художественное произведение.
Кром в эпоху «Вольного стольного
господина Пскова»
Чтобы увидеть его воочию, стОит подняться на звонницу, где находится подробный макет крепости. Макет – не совсем подходящее слово для воспроизведённого всего древнего кремлёвского ансамбля – с соборами, часовнями, Вечевой площадью, Довмонтовым городом и гражданскими зданиями.
Это, скорее, объёмная реконструкция, хотя и в малой форме, Псковского Крома XV века, включающая в себя 500 сооружений. Её искусно создал великолепный мастер Геннадий Яковлевич Мокеев – академик архитектуры, видный специалист в области древнерусской архитектуры, первым озвучивший православную идею древнего строительства города Пскова как Дома Святой Троицы. Проект этого потрясающего макета пролежал невостребованным целых двадцать лет, пока в 1999 году по благословению Церкви не начались работы по воссозданию достоверного свидетельства «господарства» в лучшее время его расцвета. Теперь этой творческой работой псковских архитекторов, художников, дизайнеров можно полюбоваться, поднявшись на кремлёвскую звонницу.
Довмонтов город
Пора рассказать, что же представляет собой этот таинственный Довмонтов город. Поначалу население древнего Пскова вольготно размещалось внутри Крома. Но со временем гражданское строительство перетекло за его пределы и расположилось совсем поблизости, прямо у подножия крепостных стен. Сейчас Довмонтов город – эта каменная постройка XIII века – определяется только по восстановленным фундаментам церквей, жилых домов, хозяйственных построек. Известно, что в нём было 17 храмов! Глубоко верующими людьми были тогдашние псковичи… По уцелевшим архитектурным фрагментам можно угадать бывшие «улицы» этого древнего поселения. И пройтись по ним, представляя, какая жизнь была в этом городском посаде в стародавние времена. Вот остатки стен часовни, вот здесь, наверное, был вход в дом, а здесь в клетях хранились зерно, овёс и всякое другое имущество жителей…
Довмонт – это псковский князь (в крещении Тимофей), живший здесь в 1266–1299 гг. Личность настолько значимая в становлении древней Руси, что его изображение помещено на колоколе-памятнике в Великом Новгороде, изваянном в честь 1000-летия России, в разделе «Военные люди и герои».
Всего на памятнике изображены 129 фигур, и среди них князь Довмонт-Тимофей из Пскова занимает своё достойное место.
В музее звонницы с макетом Довмонтова города находится ценнейший экспонат – точная копия меча, который принадлежал князю. Подлинный меч хранится в Псковском историческом музее. По преданию, меч был освящён в Троицком храме в 1269 году перед битвой с немцами. Читаем: «Домонтъ… вниде въ церковъ святыа Троица и, положивъ мечъ свой пред олтаремъ господнимъ, пад, моляся…»
Меч интересный – его длина немногим более метра, а вес – два с половиной килограмма. Нужно быть воином богатырского сложения, чтобы владеть таким оружием. У него очень острый, как жало, длинный клинок, который легко мог проникнуть сквозь тонкие щели в доспехах закованных в броню немецких рыцарей.
Уже в наше время копия меча князя Довмонта-Тимофея в точности воссоздана оружейниками и ювелирами Санкт-Петербурга. Этот меч был освящён и в 2011 году передан в дар городу Пскову на вечное хранение в Троицкий кафедральный собор.
Имя Ольги – любимое
В истории Пскова – великое множество значимых исторических имён. Среди них св. княгиня Ольга особенная. Её имя – самое любимое для псковитян: сегодня каждая седьмая родившаяся здесь девочка носит имя Ольги.
Кажется, что в городе Пскове, в какую сторону ни пойди, везде увидишь название, связанное с ней, – Ольгинский берег, Ольгины сады, Ольгины погреба, Ольгин камень, Ольгины следы, деревня Ольженец…
Наверное, в нашей истории, или в литературе, или в изобразительном искусстве нет больше такой женщины, имя которой в народе не забывается столетиями и не теряет своей популярности с начала веков и до наших
дней.
Сегодня никто не скажет, как на самом деле в жизни выглядела княгиня. Но теперь, стоя у её иконы в Троицком соборе кремля, псковские девочки, может быть, захотят стать похожей на княгиню Ольгу, которая выросла здесь, возле их родного города. «Родися же Ольга в веси, нарицаемой Выбутской, иже и ныне есть близ града Пскова». Мудрая правительница, нежная мать, верная жена и христианка, смелая и безстрашная, очень красивая.
Хочется так думать! Ведь эти девочки – соотечественницы княгини. И пусть между ними века времени и жизни многих поколений, но ведь псковская земля одна и та же, значит – землячки…
***
Поднявшись на крепостные стены, можно обойти большую часть Крома через семь кремлёвских башен. Заглянуть в бойницы, откуда открывается роскошный вид на водное великолепие рек, сначала Псковы, потом Великой. Пройти
по Троицкому мосту, соединяющему кремль с городским районом Запсковье. С этого моста особенно хорошо видна надпись у подножия крепостной стены: «Россия начинается здесь».
Побывав в Псковском Кроме, в Троицком соборе с его святыми иконами, на Вечевой площади, в Довмонтове городе, увидев всё это и приняв в сердце, понимаешь, что смысл этой крылатой фразы по-настоящему непреложный и безспорный. Жители Пскова – псковичи и псковитяне – доказали это своей историей во все эпохи существования города-воина.
Надежда Валентиновна
ПАВЛОВА