Благословенно твоё имя, Мария

Архив: 

8 августа 1824 г. 200 лет СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ императрицы Марии Александровны РОМАНОВОЙ

Урождённая Гессен-Дармштадтская принцесса Мария появилась на свет в 1824 году. Девочка рано потеряла мать и росла вдали от отца, что наложило отпечаток на её тонкую, ранимую душу. В 16 лет принцесса Мария по взаимной любви вышла замуж за наследника российского престола, будущего императора Александра II. Вот что писала о ней сестра цесаревича Ольга Николаевна: «Мари завоевала сердца всех тех русских, которые могли познакомиться с ней. Саша с каждым днём привязывался к ней всё больше, чувствуя, что его выбор пал на Богом данную. Их взаимное доверие росло по мере того, как они узнавали друг друга. Папа [Николай I] всегда начинал свои письма к ней словами: ”Благословенно твоё имя, Мария”».
По обычаю, все иноверные принцессы перед венчанием совершали переход в Православие. Принцессе Мари этот шаг дался легко: обращаясь в Православие, она словно возвращалась домой. Будучи серьёзной, глубоко вдумчивой личностью, к этому дню она тщательно готовилась, стараясь перенять не только внешнюю форму своей новой веры, но вникнуть в самую её суть. В Православии принцессу нарекли великой княжной Марией Александровной. Её восприемницей стала игуменья Спасо-Бородинского монастыря Мария (Тучкова), вдова героя Отечественной войны 1812 года, почитаемая как святая ещё при жизни. Таинство миропомазания над невестой наследника совершил  митрополит Филарет (Дро8 августа 1824 г.
Царицу Марию Александровну Романову (1824–1880) ещё при жизни называли праведной здов), будущий Московский святитель.
Приняв причастие, Мария Александровна вся светилась радостью.
После принятия Православия великая княгиня не пропускала ни одного богослужения в Дворцовой церкви, с исключительной внимательностью читала Священное Писание, общалась с православными подвижниками, позже
прославленными в лике святых – Парфением Киевским, Филаретом Московским, Василием Павлово-Посадским.
Фрейлина цесаревны, дочь поэта Анна Тютчева, писала о ней так: «Душа великой княгини была из тех, которые принадлежат монастырю». Говорили, что это отдаляло её от мужа, который любил в Православии лишь лёгкие и радостные моменты. В её личном дневнике была молитва, составленная игуменьей Марией. «Высокой боголюбицей и смиренной христианкой» называл её архимандрит Антонин (Капустин). Архиепископ Ярославский Леонид (Краснопевков) отмечал: «…Вообще, эта Императрица более благочестива и церковна, нежели все прочие Императрицы». А святитель Филарет просто сказал: «Слава Богу, это истинно православная Царица».
Когда в семилетнем возрасте умерла от болезни старшая дочь Марии Александровны и Александра Николаевича, скорбящая мать излила своё горе в письме владыке Филарету (Дроздову).
В ответ он составил для неё молитву, которую все мы сегодня знаем: «Господи, не знаю, чего мне просить у Тебя, Ты Один всё ведаешь, что мне потребно…».
Императрица с семьёй часто совершала паломничества. Была она в Великом Новгороде, Саввино-Сторожевском монастыре, Ростове Великом, где поклонялась мощам особенно почитаемого ею  святителя Димитрия Ростовского. Царская семья неоднократно бывала в Троице-Сергиевой Лавре. Особенно значимым стало для них паломничество к преподобному Сергию Радонежскому после коронации. Мария Александровна была в положении, и первого порфирородного ребёнка назвали по обету – Сергием. Это был один из младших сыновей царской четы и самый набожный из детей благочестивой царицы – великий князь Сергей Александрович.
Именно с Марии Александровны началось в царской семье почитание не прославленного в ту пору Серафима Саровского. После прихода во дворец Анны Тютчевой, в семье которой почитался преподобный Серафим, будущая
государыня узнала о житии Саровского подвижника, а затем стала хранительницей его полумантии. В дневнике Анны Тютчевой записано: «1856 год… Я послала Императрице маленький образ Серафима… Я очень верю в молитву
этого святого и уверена, что он оказывает ей особое покровительство, ибо он предсказал о ней ещё прежде, чем она прибыла в Россию, что она будет ”благодатной” и матерью для России и для Православной Церкви».
Мария Александровна учредила в России Красный Крест, который быстро превратился в самую крупную общественно-государственную структуру, оперировавшую огромными суммами, переводимыми благотворителями со всей страны. Императрица являлась не только высочайшей покровительницей Красного Креста, но также патронировала 5 больниц, 12 богаделен, 36 приютов, 2 института, 38 гимназий, 156 низших училищ и 5 частных благотворительных обществ. Она положила начало новому периоду женского образования в России учреждением открытых всесословных женских учебных заведений.
«С понятием о призвании женщин к служению страждущему человечеству императрица Мария Александровна соединяла понятие о женственности, нравственной устойчивости, милосердии и христианской любви во имя Того,
Кто явил пример самой высшей Божественной любви», – писал о ней доктор Красного Креста И.В. Бертенсон.
Самым важным и существенным влияние этой жены и матери было на её царственного мужа и детей.

Кто б ни был ты, но, встретясь с ней,
Душою чистой иль греховной
Ты вдруг почувствуешь живей,
Что есть мир лучший, мир духовный.

Такой духовный портрет Марии Александровны оставил поэт Фёдор Иванович Тютчев.
Мария Александровна любила читать житие блаженной Моники и письма её сына, блаженного Августина. Муж блаженной Моники Патриций был язычником с необузданным нравом, человеком «чрезвычайной доброты и неистовой гневливости», как называл своего отца блаженный Августин. Патриций не раз открыто изменял супруге. Моника, невзирая на трудную жизнь, поддерживала мужа, помогая ему во всех его добрых начинаниях. Она создала в доме атмосферу любви, не противоречила ему ни делом, ни даже словом, продолжая вести себя по отношению к неверному мужу спокойно. Она лишь горячо молилась Господу, чтобы Он обратил Патриция к Себе, и старалась собственной жизнью являть мужу истинность Христова учения. Под конец жизни Патриций искренне уверовал во Христа и принял Святое Крещение. Он покаялся в прежних грехах, совершенно оставил блуд и старался умерять свой вспыльчивый нрав. Вскоре после своего обращения Патриций заболел и скончался.
Несомненно, в жизни этой святой жены императрица находила необходимый для себя пример и утешение. По человеческим меркам, Марии Александровне «повезло» меньше. Счастливый брак, в котором родилось 8 детей, стал
всё чаще омрачаться изменами супруга. Тяжёлым ударом для царственной матери стала смерть старшего сына и наследника престола Николая Александровича, с которым у неё была особенная духовная связь. После этой утраты императрица, не отличавшаяся крепким здоровьем, стала угасать. А император нашёл себе иное «утешение» и стал жить на две семьи, в итоге поселив фаворитку с незаконнорождёнными детьми над покоями законной супруги.
Дети императорской четы, среди которых были будущий император Александр III и великий князь Сергей Александрович, с трепетом относились к матери и были возмущены поведением отца. Она же никогда ни одним словом
не упрекнула супруга и никому, даже детям, не позволяла осуждать императора.
В браке с ним она прожила почти 40 лет, 14 из которых были омрачены предательством и унижениями. Но не только это подрывало силы и хрупкое здоровье императрицы. Она пережила шесть покушений на жизнь мужа, и каждый раз только чудо (или её молитвы?) спасало ему жизнь. Первое покушение было совершено в 1866 году – именно тогда, когда он начал свою двойную жизнь.
«Светлый облик императрицы тем более величествен, что она прошла свой путь как бы в безмолвии. Призванная прощать изо дня в день в течение многих лет, она ни разу не проронила ни жалобы, ни обвинения», – писала об императрице её фрейлина Александра Толстая. – Вообще, душа государыни, казалось, вырастала в то время, как физические силы угасали. Земное отступало, оставляя место Божественному, проникавшему в неё всё более и более <...> Мы считали её опорой России, её семьи и всех нас. Зная положение дел, мы видели в её смерти всеобщую беду и крах».
22 мая (4 июня н.ст.) 1880 года императрица Мария Александровна, долго и мучительно страдавшая от туберкулёза, тихо и мирно скончалась во сне. После её кончины нашли письмо, адресованное супругу, в котором она благодарила его за все годы, проведённые вместе, и за подаренную ей так давно, 28 апреля 1841 года (дата браковенчания царственной четы), «vita nuova» – новую жизнь.
Последнее, смертельное для императора покушение состоялось меньше чем через год после смерти императрицы, когда уже не было на земле той, которая могла отвратить от него небесную кару. Своими молитвами она словно выпросила ему мученическую кончину, омывающую человеческие грехи и неправды. При этом кончина его не была внезапной: перед уходом в вечность император успел причаститься Святых Христовых Таин. Как отмечал в своих воспоминаниях граф С.Д. Шереметев, «царь Александр II в последний раз был перед нами в венце своём новом, в венце мученичества, ниспосланного ему как искупление. Императрица Мария Александровна своей жизнью словно служила ему щитом».
Уже в следующем, 1882 году император Александр III в память о матери учредил Императорское Православное Палестинское Общество, первым председателем которого стал великий князь Сергей Александрович, а после его гибели – великая княгиня Елизавета Феодоровна. Мария Александровна в силу слабого здоровья так и не побывала на Святой Земле, о чём всегда мечтала, но всю жизнь оказывала поддержку православным на Востоке. Она заботилась о паломниках и о женском образовании для православных палестинцев, на её средства в Святой Земле была выстроена больница, именно она вступилась за Русскую духовную миссию в Палестине, когда её хотели закрыть.
В 1885 году император вместе с младшими братьями Сергеем и Павлом заложили в Гефсиманском саду Иерусалима храм Равноапостольной Марии Магдалины – небесной покровительницы Марии Александровны. Позже в этом храме упокоились мощи святой преподобномученицы Елисаветы, которой, как и царственной страстотерпице Александре, Мария Александровна приходилась двоюродной бабушкой.
Императрицу ещё при жизни многие называли святой. А после её кончины уверенность в этом выразил наследник, будущий император Александр III: «Если бы зашла речь о канонизации моей матери, я был бы счастлив, потому что знаю, что она была святая».

Ксения ГРИНЬКОВА