Когда шли гонения на Церковь, от решения властей на местах часто зависела судьба храма. В памяти жителей Самарской области сохранились имена четырёх председателей сельских советов, которые своей властью по-разному решили судьбу храмов.
Вместо храма – клуб
Старинное волжское село Августовка в старину называли «городок в степи». Оно было образовано в 1836 году и населяли его русские, башкиры, татары.
В 1904 году на средства прихожан в селе была построена церковь во имя Святой Троицы. Строили храм три года, был он деревянный, однопрестольный. Закрыли его в конце двадцатых годов. Местные власти долгие годы использовали его под зернохранилище, а потом забросили.
В 1958 году произошло укрупнение колхозов, и вновь образованный колхоз имени Ленина возглавил Попов Николай Петрович. Это был энергичный, толковый коммунист-руководитель. За короткое время он вывел колхоз в передовые сначала в Куйбышевской области, а затем в Советском Союзе. Его грудь украсили два ордена Ленина и Звезда Героя социалистического труда.
Более ста колхозников были награждены государственными наградами.
В Августовке много строили, и люди из землянок, домиков-мазанок переселялись в каменные дома. Появились новые рабочие места – были построены административное здание под контору колхоза, комбикормовый завод и сразу несколько небольших асфальтобетонных заводов. В селе открылась больница на сто коек, появились современные детские садики, школьники стали учиться в новом здании.
Когда встал вопрос о строительстве современного Дома культуры, чиновники из Самары показали Николаю Попову на храм: «Сноси церковь и на этом месте возводи учреждение культуры».
Николай Попов уступил давлению.
К храму подогнали трактор. Собрался народ. Большинство сельчан молча наблюдали за происходящим. И только богомольные старухи твердили сквозь слёзы:
– Николай, что ты делаешь, ведь порушишь всю свою семью!
Попов только отмахнулся. Но тракторист услышал слова старух и отказался сносить церковь. Попов нахмурился и вызвал другого тракториста.
Но и тот отказался. Тогда Попов сам сел за рычаги трактора и начал валить тросами деревянный сруб.
Рёв трактора заглушал рыдание пожилых людей. Храм рухнул, брёвна рассыпались – страничка из истории села была вырвана с корнем.
Эти брёвна потом пошли на строительство детского садика, которого сейчас уже нет.
Вскоре на месте старинной церкви был возведён Дом культуры. А перед ним установили поющий фонтан.
Чтобы подчеркнуть роль Попова в преобразовании Августовки, с высоких трибун приводили такие цифры: в 1959 году в селе был один телевизор (в средней школе), 4 стиральных машины, 18 радиоприёмников и 17 мотоциклов. А в 1988 году у жителей имелось 139 мотоциклов, 217 автомобилей, на вкладах населения – 4 миллиона рублей.
Старики надеялись, что председатель колхоза позаботится и о них – откроет в селе если не церковь, то хотя бы молитвенный дом. Но для коммуниста Попова религия являлась «опиумом для народа».
А потом случилось то, о чём Николая Попова предупреждали старухи.
Внезапно заболел сын Попова – Сергей. Он учился в Казани в Суворовском училище, мечтал стать офицером. Попов повёз сына к лучшим докторам – в Киев, Ленинград, Москву. Помочь ему не смогли. Юноша умер. От горя сошла с ума жена Николая Попова – Вера. Её отправили в психиатрическую больницу в Оренбургскую область. Остались сын Михаил и дочь Галина.
Николай Петрович души не чаял в сыне Михаиле. У парня было всё, о чём он мог мечтать. Отец даже построил для сына отдельный домик, где он проводил время с друзьями. Купил сыну автомобиль «Жигули». На этой машине
Михаил с другом и двумя девушками поехали в 4-е отделение колхоза. Навстречу им ехал электрик с семьёй и соседом. Машины столкнулись «лоб в лоб». Все погибли.
На похоронах Миши люди не узнавали Попова – он почернел от горя.
Люди, как могли, утешали председателя.
Через какое-то время он вместе с главным агрономом Юртаевым поехал в Уральск. После того, как они решили свои производственные дела, Юртаев предложил зайти к корейцу, известному в Казахстане провидцу. Юртаев надеялся, что кореец предскажет Попову последующие благополучные годы в личной жизни. Однако произошло наоборот. Кореец долго вглядывался в лицо председателя, а потом сказал, что Попов умрёт через год, а дочь погибнет в авиакатастрофе.
Юртаев попытался было обратить всё в шутку, но Попов только горестно махнул рукой.
Ровно через год он приехал в областную клиническую больницу – забарахлила печень. Его положили на обследование, а через десять дней он скончался. Ему был 61 год.
В память о председателе августовцы назвали свой историко-краеведческий музей именем Н.П. Попова.
Примерно в те же годы верующие стали думать о возрождении православного прихода. За зданием Дома культуры был установлен поклонный крест. После этого поющий фонтан перед зданием Дома культуры перестал петь и много лет являл собой разруху и запустение.
В июле 2021 года в селе был открыт каменный храм во имя Троицы Живоначальной. Церковь построили на пожертвования фермеров. Местные жители вернули церкви старинные иконы «Воскресение Христово» и «Святая великомученица Варвара».
«Один крест сбросишь…»
В 1939 году местные власти приняли решение разрушить церковь в селе Екатериновка Безенчукского района.
Председатель сельсовета Степан Горелов предложил жителям села за деньги сбросить с храма кресты. Но никто не захотел участвовать в святотатстве. И тогда Горелов сам взобрался на купол и начал раскачивать крест. В это время народ упал на колени, кто-то из крестьян выкрикнул: «Один крест сбросишь – два поставишь!».
Вскоре в семье Горелова произошло первое несчастье. Его сын случайно застрелил из отцовского ружья сестру, после чего сам повесился. Так Степан поставил два креста.
Вскоре в дождь сгорело его подворье. А затем парализовало жену Горелова. Степан приходил к ней в больницу, плакал и говорил: «Женщины, верьте в Бога!»
Молитва и агротехника
Село Верхнее Санчелеево расположено в 30 километрах от Тольятти. До революции здесь проживали более 4 тысяч человек, сегодня – полторы тысячи на 700 дворов. Население православное – русские и мордва, но есть и татары.
На юбилей – столетие храма – приехали богомольцы со всей области.
После праздничного богослужения председатель колхоза Яков Дмитриевич Лысенков рассказал мне такую историю.
В период хрущёвских гонений на Церковь председатель местного колхоза «Правда» Николай Макаров получил из Куйбышевского обкома партии распоряжение: «Церковь разобрать до основания. Кирпич передать сельсовету, плитку – Тольяттинскому горкому партии. Об исполнении доложить…».
Макаров ответил: «Не я строил, не мне разрушать».
Люди знали, их председатель боится только Бога, поскольку был верующим. Обком ещё несколько раз попытался «дожать» строптивца, но Макаров не уступил. По тем временам это был открытый вызов системе. Многие ждали, что председателя снимут с должности. Но дрогнули в обкоме – побоялись, видно, народного бунта. К тому же Макаров считался одним из лучших хозяйственников области.
Эта необыкновенная история закончилась тем, что Николай Михайлович Макаров вскоре стал Героем социалистического труда – за высочайшие достижения в области сельского хозяйства. В должности председателя он пробыл 30 лет – до самой пенсии. А про храм власти как-то забыли.
– Методы хозяйствования Макарова – молитву и современную агротехнику, и я успешно применяю, – рассказывал Яков Лысенков. – Дважды в год священник Алексей Ким освящает наши поля. Недавно освятили хлебопекарню, маслобойню, а ещё раньше – правление колхоза, воскресную школу. Я с семьёй часто бываю в храме, в молитве прошу Бога дать обильный урожай нашим нивам. Исповедуюсь в грехах. Стараюсь жить благочестиво…
Над набожностью Лысенкова соседние руководители хозяйств поначалу подсмеивались. Но хорошие урожаи «правдинцев» заставили их задуматься. Поля рядом – а колос разный. Вот и в тот год: зарядили обложные дожди,
уборка подсолнечника остановилась во всём районе, и только у Лысенкова комбайны шли по сухому полю.
«Как так?» – спросили его.
Ответил кратко: «Батюшка служил молебен о прекращении дождя, а люди усердно молились…»
Сохранил святыни
Строительство храма в честь Казанской иконы Божией Матери села Нероновка было начато в 1908 году и завершено в 1911 году. Место постройки выбрано не случайно – местные жители неоднократно видели на месте будущего храма огни – как от горящих свечей. По одному из местных преданий на месте будущего храма ночью увидели Царицу Небесную с ангелами.
После этого был созван сход села, на котором решили построить в Нероновке свою церковь. Сельчане не жалели сил и средств на строительство и украшение церкви. Деревянный храм был построен на каменном фундаменте, обшит войлоком. Его воздвигли в русском стиле, в форме креста. На прекрасный резной иконостас ушло около 2,5 килограммов сусального золота.
– В 1939 году председатель сельского совета Нероновки Иван Александрович получил распоряжение закрыть храм, – рассказывал настоятель храма протоиерей Роман Державин.
– Как человек верующий, он постарался сделать всё, чтобы сохранить святыни храма. Все храмовые иконы были внесены в алтарь, вход в который председатель собственноручно забил досками. Он также забил иконостас.
Председатель наотрез отказался спиливать кресты, сбрасывать купола с храма, сославшись на свою старость.
А через четыре года – 23 октября 1944 года – он открыл храм…
Благодаря этому христианину-патриоту сегодня люди молятся перед иконами, которым более ста лет.
Одной строкой
…Когда в селе Виловатое люди начали восстанавливать храм во имя Архистратига Божия Михаила, бывший председатель колхоза Виктор М. начал вести агитацию против настоятеля игумена Алексия (Медведева). Вскоре
председатель колхоза заболел. Перед смертью он призвал батюшку, раскаялся, попросил у него прощения «за клевету и за всю безбожную жизнь».
Подготовил Олег Иванович
БЕДУЛА