В конце 2023 года в США и Западной Европе началось обсуждение возможностей Украины вести в следующем году полномасштабную войну с Россией. Как сигнал тревоги стало в этом обсуждении признание: «У ВСУ огромная проблема. У них всё меньше и меньше солдат, способных идти вперёд».
Действительно, положение на фронте не даёт оснований для оптимизма ни политикам, ни военным экспертам на Украине.
У критической черты
Ключевой вопрос любой войны – человеческий ресурс: соотношение безвозвратных людских потерь и тех, кто ещё может воевать. Для Украины это соотношение приблизилось к критической черте.
Кандидат в президенты США Роберт Кеннеди выдал «украинскую тайну», заявив, что к июню 2023 года ВСУ в боях потеряли 350 тысяч убитыми. К концу года эта цифра превысила 450 тысяч человек. Статистическое соотношение убитых и раненых солдат и офицеров – один к трём – выводит на цифру более чем 1 миллион 300 тысяч безвозвратных потерь.
К этому нужно прибавить 45 тысяч убитых и более 100 тысяч раненых солдат ВСУ с апреля 2014 года по февраль 2022 года в ходе боёв в Донбассе.
Но это не все потери.
Десятки тысяч погибших не попадают в статистику, поскольку о них нет подтверждённых сведений. К ним относятся военнослужащие ВСУ, находившиеся в момент нашего удара на арсеналах и полевых складах с боеприпасами и западным вооружением, в районе хранилищ топлива для военной техники, базах подготовки ДРГ и террористов РДК.
В украинской армии, пограничной службе, МВД, СБУ, нацгвардии постоянно растет число суицидов – общее число за два года войны превысило три тысячи человек.
Эти цифры также не входят в статистику. Как и число «самострелов». А ещё у ВСУ есть так называемый дружественный огонь – когда свои стреляют в своих, о чём украинские командиры не любят говорить.
Есть украинские бойцы, расстрелянные за дезертирство, трусость, невыполнение приказов. Немало отправляют на тот свет заградительные отряды.
Экс-аналитик ЦРУ Ларри Джонсон сделал вывод: «Потери в живой силе и технике просто не позволят Киеву продолжать военные действия после декабря».
«Он неправильно воюет»
С самого начала спецоперации украинский президент сделал из боевых действий шоу. Все планы наступления ВСУ заранее становились известны, публично обсуждались.
За месяц до весеннего «контрнаступа» Пентагон со ссылкой на украинское военное командование и Зеленского сообщил американцам, что главный удар ВСУ нанесут в южной части Запорожской области. Подробно было рассказано и о составе группировки ВСУ, и о сроках начала проведения операции.
Как говорится, предупреждён – значит вооружён. Наша разведка подтвердила эти планы. В итоге российская армия выстроила глубоко эшелонированную оборону на юге и разгромила больше 12 бригад, подготовленных на натовских полигонах.
Американский военный эксперт Скотт Риттер подвёл итоги: «Русские сломали хребет украинской армии, от понесённых потерь украинская армия уже никогда не оправится…»
После этого начался поиск виновных в провале наступления.
«Вы не понимаете…»
Всю вину американцы, как и ожидалось, сразу возложили на Украину. Пентагон прямо заявил, что главнокомандующий ВСУ Валерий Залужный обманул США и НАТО, пообещав продвинуться к Азовскому морю и Мелитополю.
По мнению британского полковника в отставке, военного эксперта Глена Гранта, ВСУ совершают множество ошибок, которые приведут к их краху в СВО.
«ВСУ не хватает современной военной культуры. В рядах армии главенствует правило: “Я начальник, ты дурак”. У военного руководства нет чётко выраженных зон ответственности, что приводит к плачевным последствиям», – считает британский эксперт.
Подготовку бойцов ВСУ полковник и вовсе назвал «хаотичной смесью из советской практики, натовской системы и импровизаций».
Но на Украине считают по-другому.
Командующий спецназом ВСУ генерал Виктор Хоренко в сентябре заявил: «Если бы я делал только то, чему меня учили западные инструкторы, я был бы мёртв».
А Валерий Залужный в ходе одной из дискуссий с вашингтонскими советниками резко бросил: «Вы не понимаете природу этого конфликта. Это не борьба с повстанцами.
Это Курск», – сказал он, имея в виду одну из крупнейших битв Второй мировой войны.
Но с Залужным не согласны украинские военные эксперты. Вот мнение одного из них: «По всем канонам военной науки украинское контрнаступление не надо было и начинать.
Для подобной инициативы нам нужно располагать силами, в три раза превышающими противника, иметь преимущество в артиллерии и контроль в воздухе. Ничего из этого не было соблюдено».
Антиреклама НАТО
Но Запад волнует не столько гибель украинских бригад, сколько массовое уничтожение техники и оружия производства США, Великобритании, Польши, Германии, Франции.
Уничтожение десятков Leopard, АМХ, Challenger, американских БМП Bradly, польских САУ Krab и других – это огромные денежные потери и крах престижа.
Немецкие СМИ, например, сообщили, что поражения украинской армии на фронте нанесли удар по репутации немецкого концерна Rheinmetall, который производит танки Leopard2. В результате концерн потерял свой статус производителя «чудо-оружия».
Кадры горящих бронетранспортёров Stryker уже облетели весь мир. Это гигантский удар по США и конкретно по компании General Dynamics Land Systems, которая собиралась продавать Stryker Болгарии, Чили и Аргентине.
Позорный бенефис «Patriot» состоялся в Киеве, когда гиперзвуковой «Кинжал» уничтожил две батареи этого зенитно-ракетного комплекса. На Западе это назвали провалом США.
Такая же ситуация постигла французскую САУ Caezar, немецкий ЗРПК Gepard, британский бронетранспортёр Stormer HVM, немецкую гаубицу PzH-2000, испанский зенитный комплекс Skyguard, турецкий бронетранспортёр Kirpi,
польскую САУ Кrаb и другие.
Поэтому, когда Зеленский в очередной раз потребовал у США и ЕС «дать Украине самое современное оружие», посол Великобритании на Украине Меланда Симмонс сказала: «У Запада нет такого оружия, которое гарантировало бы Украине победу».
Неприятные сюрпризы
Полной неожиданностью для ВСУ и их западных спонсоров оказалась мощь и сила оружия, которое российская армия бросила в бой.
Это, прежде всего, вертолёты Ка-52, гиперзвуковой комплекс «Кинжал», комплексы С-300В4, «Бастион» и «Искандер», зенитно-пушечный комплекс «Панцирь-С», а ещё – ПТУР «Корнет», дрон-камикадзе «Ланцет», боеприпасы
«Вихрь», авиабомбы ФАБ 250/500 с модулями планирования и коррекции, система дистанционного минирования «Земледелие»…
Западные военные эксперты вынужденно признали, что российские танки оказались гораздо боеспособнее на полях сражений, нежели немецкая, британская и американская бронетехника.
Но больше всего США и их союзников обеспокоил тот факт, что за время боевых действий Россия сумела модернизировать известные образцы военной техники и создать новейшие типы оружия и боеприпасов. Это, в
частности, касается авиационной и вертолётной техники, артиллерийских систем, различных типов высокоточных боеприпасов, бронетанковых и легкобронированных машин.
Западу крайне неприятно, что российские средства противовоздушной обороны каждый день перехватывают «лучшие в мире» реактивные снаряды залпового огня HIMARS, противорадиолокационные ракеты HARM, противокорабельные ракеты Р-360 «Нептун».
Опасаясь нашего высокоточного оружия, с Украины начали массово уезжать польские наёмники. В ответ на укоры Генштаба Украины поляки передают солдатам ВСУ пламенный привет со словами: «Вовремя смыться – это не предать, а предвидеть».
Тактика и стратегия
Абсолютным приоритетом для России является достижение целей спецоперации, в том числе денацификация Украины, о чём Президент России заявил в своём выступлении перед участниками клуба «Валдай». На данный момент это возможно только военным путём.
С целью минимизации потерь Россия выбрала достаточно эффективную тактику изматывания противника – манёвренной обороны, а также успешное применение ПВО, авиации и средств радиоэлектронной борьбы.
Западные аналитики неохотно признали: российские инженерные войска создали великолепную эшелонированную, разновекторную оборону – с дотами, дзотами, противотанковыми валунами, «зубами дракона», с дистанционным минированием местности.
На разных участках фронта соотношение потерь составляло 10 к 1 и даже 30 к 1 российскому бойцу. В этих боях ВСУ потеряли своё профессиональное ядро.
«ВСУ разносят в щепки»
Как заявил министр обороны России Сергей Шойгу, на протяжении весенней, летней и осенней наступательной компании ВСУ потеряли сотни танков и около 2 тысяч бронированных машин.
Всего на конец года в российском плену находилось почти десять тысяч солдат и офицеров украинской армии.
План украинского Генштаба по мобилизации провален: из необходимых к концу 2023 года дополнительных 200 тысяч человек удалось набрать только 30 тысяч.
Вице-адмирал ВВС Великобритании в отставке Шон Бейл подвёл своеобразный итог 20 месяцев войны: «Украинскую армию разносят в щепки. Россия непременно проведёт своё контрнаступление и отбросит украинскую армию вглубь страны».
Ещё более определённо высказался о перспективах войны с Россией командир 3-й штурмовой бригады ВСУ и бывший глава полка «Азов» Андрей Билецкий: «Раньше или позже они нас переломают по элементарной причине – их просто больше».
Украина в любом случае проиграет войну, поскольку её потенциал по всем видам ресурсов кратно меньше, чем у России. Наша страна имеет стратегическое, тактическое, численное и нравственное преимущество по сравнению с противником.
Россия готовится наступать
Об этом свидетельствуют факты.
Значительно увеличен военный бюджет на 2024 год.
Предприятия оборонного комплекса работают круглосуточно.
Премьер-министр Михаил Мишустин на заседании Координационного совета по обеспечению потребностей Вооружённых Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов подчеркнул, что «существенно увеличен и будет наращиваться выпуск практически всех видов вооружений, значительно возросло финансирование заданий государственного оборонного заказа, сделаны беспрецедентные инвестиции в развитие мощностей предприятий оборонно-промышленного комплекса. Объёмы производства востребованных видов оружия и боеприпасов выросли от двух до десяти раз, по некоторым видам – в десятки раз».
Прежде всего рост идёт по танкам и боевым машинам на их базе, реактивным системам залпового огня (РСЗО), тяжёлым огнемётным системам. Кратно наращивается производство ракет для комплексов «Кинжал», «Искандер» и «Панцирь», авиабомб, артиллерийских и танковых снарядов.
Эту мощь значительно усилили новый ракетный комплекс стратегического назначения «Сармат» и крылатая ракета глобальной дальности с двигательной ядерной установкой «Буревестник». После завершившихся испытаний они уже заступают на боевое дежурство.
Почти два года спецоперации внесли много структурных изменений в российскую армию. Командующими оперативных направлений были назначены генералы, проявившие полководческие способности в ходе СВО.
Были созданы Ленинградский и Московские военные округа и упразднено Объединённое стратегическое командование «Северный флот». У ПВО появилось своё командование.
Идёт формирование пяти артиллерийских дивизий и артиллерийской бригады большой мощности. Дополнительно будут сформированы истребительный полк и восемь бомбардировочных авиационных полков, шесть бригад армейской авиации. В береговых войсках военноморского флота создаются пять дивизий морской пехоты.
В 2024 году также планируется сформировать один армейский корпус, семь дивизий, 19 бригад, 49 полков и одну флотилию.
Одновременно, как заявил министр обороны Сергей Шойгу, создаются новые десантно-штурмовые соединения, наращиваются их разведывательно-ударные и огневые возможности. Ожидается, что к концу 2023 года российскую армию пополнят 400 тысяч контрактников и добровольцев.
Глава думского комитета по обороне генерал-полковник Андрей Картаполов заявил, что «Россия запустила процесс создания условий для наступления российской армии в зоне спецоперации, идёт подготовка, за которой
последует удар по ВСУ».
Британская разведка сообщила Киеву уточнения: «Россия планирует освободить ещё пять регионов, если конфликт продлится на протяжении всего 2024 года.
Осенью 2023 года российские войска начали переходить от активной обороны к ограниченным наступательным действиям на всём протяжении фронта.
Как говорится, думайте, украинские стратеги, думайте – воевать вам дальше или лучше сдаваться…
Олег Иванович БЕДУЛА,
полковник в отставке,
ветеран боевых действий