Истина в бою

Год назад корреспондент «РГ» побывала в 810-й отдельной бригаде морской пехоты, прославившейся штурмом Мариуполя. Мы узнали, какова судьба офицера, который давал интервью «РГ».
Командир с позывным Истина год назад восстанавливался после ранения в Севастополе. А сейчас вновь в строю, в родной бригаде.
Уже в начале 2023 года вернулся на фронт. Получил второе ранение при штурме островов на Днепре.
Награждён двумя орденами Мужества, медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» второй степени с двумя мечами. Мечи означают, что медаль вручена за боевые заслуги.

Офицер 810-й бригады морской
пехоты рассказал о боях в Херсонской области

Опять на передовой

– Мы в строю, задачи выполняем, – говорит командир с позывным Истина.
С ним мы беседовали год назад в Севастополе, когда он восстанавливался после ранения. Рассказывать о собственных заслугах он не хочет, как и положено русскому офицеру.
– Главное, напишите про бригаду и ребят!
Истина уже в начале 2023 года вернулся на фронт. Получил второе ранение при штурме островов на Днепре.
Пошёл на повышение. Награждён двумя орденами Мужества, медалью ордена «За заслуги перед Отечеством»  второй степени с двумя мечами. Мечи означают, что медаль вручена за боевые заслуги.
Второй офицер с позывным Добрыня тоже на передовой, получил повышение, награждён орденом Мужества.
810-я бригада выполняет боевые задачи на Запорожском и Херсонском направлениях, охраняет атомную электростанцию в Энергодаре, обороняет Крым от атак ВСУ. Парней отправляют на самые жаркие участки фронта.
В Запорожской области морпехи отличились в боях при Работино, где ВСУ этим летом пытались прорвать наши оборонительные рубежи, снова и снова бросая в мясорубку технику и людей. И 30 августа стало известно о
награждении 810-й бригады орденом Ушакова. Затем – короткая передышка, и «чёрные береты» опять на передовой. Сейчас морпехи ведут бои в Херсонской области с десантными группами ВСУ, которые пытаются закрепиться
на левом берегу Днепра.
– Идут ожесточённые бои каждый день, – говорит Истина. – К сожалению, есть потери, но противнику мы не дали развить успех, продвинуться, мы его заблокировали. И теперь наши штурмовые группы их постепенно выбивают, выдавливают. Находимся на передовой, вся бригада принимает активное участие, все подразделения.

Высший морской орден

Почему бригаде морпехов дали орден Ушакова, которым награждают корабли, флотские соединения и командиров ВМФ?
– Мы выполняли задачи не только на суше, как пехота, но и на воде, как положено морским пехотинцам, – отвечает офицер. – На катерах штурмовали днепровские острова, с высадкой на берег, поражением противника с
воды. Верховный главнокомандующий нашу бригаду отметил за массовый героизм и всестороннюю работу.
Одно из подразделений морской пехоты выбивало противника с островов в направлении Кинбурнской косы.
Группа освободила восемь островов, уничтожив высадившееся там украинское спецподразделение. Морпехи первыми стали уничтожать катера противника, которые тайком передвигались по протокам между островами.
– Обстановка там была тяжёлая,
– продолжает офицер.
– Противнику было очень важно отбить Кинбурнскую косу, чтобы на весь мир раструбить, что Николаевская область полностью под его контролем. Но благодаря действиям морпехов острова были отбиты, на них выставлены наблюдательные посты, которые не дают передвигаться через протоки, чтобы создать плацдарм для высадки. Все, кто принимал в этом участие, представлены к госнаградам.
За участие в СВО награждено уже 80 процентов личного состава бригады. Многие имеют по два ордена Мужества, медали «За отвагу», Георгиевские кресты. А за отражение украинского наступления на запорожском направлении трое морпехов удостоены звания Героев России.
25 октября медаль «Золотая Звезда Героя России» вручена командиру 810-й бригады морской пехоты полковнику Олегу Власову за мужество, героизм и умелое командование.
Посмертно получил Звезду Героя командир разведбатальона, гвардии майор Владимир Чепа: в боях при Работино вызвал огонь на себя, не дав крупному отряду противника прорваться к нашему оборонительному пункту.
Высшей награды также удостоен гвардии старший лейтенант Иван Жарский, командир расчёта противотанкового комплекса. Под огнём миномётов, артиллерии и беспилотников он с напарником несколько часов сдерживал
вражеские атаки, подорвал танк и другую бронетехнику и заставил противника отступить.
– Жарский до начала спецоперации особо ничем не выделялся. А во время СВО очень хорошо себя проявил. Нащёлкал десятки этих хвалёных «Леопардов» и «Бредли». До него никто такого не делал. Большой умничка, скромный офицер, – говорит о боевом товарище мой собеседник.

Универсальные бойцы
и отличные ребята

Спрашиваю у Истины, почему он решил вернуться на фронт после ранения. Ведь можно было, наверное, остаться служить в части и больше не рисковать.
– Потому что весь наш личный состав – как дети. Я каждого знаю лично и с каждым ходил в бой, – отвечает он.
Рассказывает о военном медике Константине Пепеляеве с позывным Карась. Отец пятерых детей, служил фельдшером на кораблях Черноморского флота. Когда в зоне СВО погиб его кум, решил присоединиться к морпехам.
Пошёл по стопам деда, у которого была медаль «За отвагу». И сам получил медаль «За отвагу», Георгиевский крест и орден Мужества посмертно.
– Взрослый, состоявшийся, идейный мужик. Он не смог оставаться дома,
– говорит Истина. – Бывало, соберёт коллектив, расскажет о доме, о детях, о Родине, дедах и прадедах. Он каждого нашего бойца научил оказывать первую помощь себе или товарищу.
По словам офицера, «чёрных беретов» готовят так, чтобы они были универсальными бойцами. Каждый может быть пулемётчиком, гранатомётчиком, мотористом, инструктором. Ведь в бою обстановка меняется стремительно,
нужно действовать очень быстро. Могут понадобиться любые навыки. К примеру, идёшь на лодке, а моториста ранило, надо взять управление на себя. Или заменить пулемётчика, прикрыть его сектор. А благодаря военврачу Пепеляеву, который научил бойцов оказывать первую медпомощь, останавливать артериальное и венозное кровотечение, морпехи избежали больших потерь. И теперь они учат этому других ребят.
Военврач получил смертельное ранение на херсонском направлении во время удара HIMARS. С ранением в голову продолжал оказывать помощь, спасать жизни ребят, пока силы его не покинули. Скончался в госпитале.
– Таких ребят много. Есть командиры, сержанты, которые до последнего за свой личный состав стоят. Имеют ранения, контузии, но даже в госпиталь не хотят ехать, – говорит морпех.
– Как можно отсиживаться дома с ранением? Если можешь хоть чем-то помочь, опытом поделиться, теорией, ты должен находиться рядом с ребятами, это очень поднимает боевой дух.
Кстати, с днепровских островов морпехи смогли забрать всех своих погибших товарищей, а это крайне сложно, почти нереально. Протоки заминированы, повсюду «птички» и дроны-камикадзе.  Но морпехи доказали, что своих не бросают.

Компьютерная война

За год на фронте изменилось многое, говорит офицер. Стали лучше форма, экипировка, обеспечение. Попрежнему очень помогают люди, Народный фронт, которые присылают всё необходимое.
– Стало проще, потому что каждый боец знает свою задачу, не надо никому разжёвывать, объяснять, зачем и почему. И все понимают, что задачи будут выполнены, что другого пути у нас нет.
Мобилизованные, по его словам, полностью влились в состав бригады и ни в чём не уступают подготовленным контрактникам.
– Ребята с честью выполняют свой долг, это сформировавшиеся воины, у которых и самих можно многому поучиться. Есть ребята с руками. Один, например, сам собирает противодроновые ружья. Попадаются среди них
и бизнесмены, и политики, у которых всё есть. Но когда Родина позвала, пошёл, хотя мог и спрятаться, за границу убежать.
А что изменилось у ВСУ?
– Тактика. Они в основном используют FPV-дроны-камикадзе, беспилотники, артиллерию. Стараются не идти на штурм, потому что не «вывозят».
Такая война сейчас, больше компьютерная. Они провели самый ужасный «контрнаступ», который только мог быть. ВСУ потеряли немеряно личного состава, техники и опозорились на весь мир. Плюс мы всю эту разрекламированную западную бронетехнику: «Челленджеры», «Бредли», «Леопарды» – изничтожили в бою в пух и прах.
Истина сообщил, что в последнее время многие вэсэушники стали сдаваться в плен. С подбитого катера, к примеру, плывут не обратно к себе, а к нашим позициям. Им пытаются помешать свои же, сбрасывают гранаты с беспилотников, отправляют заградотряды.
– Пленные – обычные ребята, такие же, как и мы, говорят на том же языке, крестятся так же, как и мы. В военном билете – рисунки, как и нам, дети рисуют, такие же молитвы, иконки. Когда спрашиваешь, зачем пошли воевать, отвечают: у нас другой дороги нет – или свои застрелят, или сюда. Они понимают, что их отправляют на убой. На украинской стороне много наёмников, которые творят беззакония, но с этим ничего нельзя сделать. США, Польша, Германия дают ВСУ технику и полностью их курируют. Им это выгодно, потому что славяне уничтожают славян.

В Крым противник
не пройдёт

«Чёрные береты» охраняют подходы к Крыму, чтобы в случае внезапного прорыва блокировать противника.
– Но такого мы не допустим, мы их просто не подпустим к Крыму, – говорит Истина.
Также морпехи следят за небом и сбивают ударные беспилотники на подлёте к полуострову. Выявляют диверсионные группы, которые пытаются прорваться в Крым по морю. Противник через морпехов не пройдёт!
Напоследок я спрашиваю офицера, как он отметил День морского пехотинца год назад и как отметил в этом.
– Был в Севастополе. Взял костыли, съездил к ребятам на кладбище, помянул бойцов. В этом году отметил на передовой, – отвечает Истина.

Юлия КРЫМОВА
«Российская газета»