В России долгое время не существовало общеупотребительного светского гимна. В торжественных случаях было принято исполнять молитвы из церковного обихода. Во время царствования Екатерины II по случаю взятия А.В. Суворовым Измаила в 1791 году композитор О.А. Козловский сочинил на слова Г.Р. Державина полонез «Гром победы, раздавайся!».
Гром победы, раздавайся!
Веселися, храбрый Росс!
Звучной славой украшайся.
Магомета ты потрёс.
Славься сим, Екатерина,
Славься, нежная к нам мать!
Воды быстрые Дуная
Уж в руках теперь у нас;
Храбрость Россов почитая,
Тавр под нами и Кавказ,
Славься сим, Екатерина,
Славься, нежная к нам мать!
Это произведение стало фактически национальным гимном, но недолгое время, поскольку слова Державина были слишком привязаны к конкретному событию, а со смертью Екатерины и вовсе «потеряли своё звучание», хотя музыка ещё некоторое время исполнялась.
В 1816 году Александр I повелел во всех торжественных случаях исполнять музыку английского гимна «God save the King». Но для страны, победившей Наполеона, требовалась своя торжественная музыка.
Осенью 1833 года император Николай I поручил офицеру свиты и композитору А.Ф. Львову написать музыку русского гимна, подчеркнув, чтобы в мелодии и в тексте не было бы «фанфарных звучаний, призывов к победе, а звучала музыка, близкая к молитве». Позже Львов вспоминал, что у него долго ничего не получалось, а потом «в один вечер» он сел к столу и за несколько минут написал музыку. Композитор обратился к В.А. Жуковскому, который ещё в 1914 году сделал первый вариант, переведя первую строку английского гимна как «Боже, Царя храни!». В ноябре 1833 года гимн был готов и первоначально получил название «Молитва русского народа». Текст получился лаконичный, как того требовала мелодия:
Боже, Царя храни!
Сильный, державный,
Царствуй на славу нам!
Царствуй на страх врагам,
Царь православный!
Боже, Царя храни!
Позднее Жуковский написал стихи к финальному хору «Славься» в опере Глинки «Жизнь за Царя», который считали ещё одним русским гимном.
Государь вместе с императрицей и великим князем Михаилом приехали в Певческий корпус послушать новый гимн. После первого исполнения хора в сопровождении двух оркестров царь сказал: «Ещё». После четвёртого исполнения государь подошёл к Львову, обнял его, поцеловал и сказал: «Спасибо, спасибо, прекрасно, ты совершенно понял меня». Император приказал 25 декабря, в день изгнания Наполеона из России, играть гимн во всех залах Зимнего дворца. 31 декабря последовал высочайший указ «играть вновь сочинённую музыку на парадах, смотрах, разводах и прочих случаях». Музыка гимна разнеслась по всей России и по всей Европе.
До самой смерти русский гимн-молитва вызывал особые чувства и слёзы на глазах у Николая I. «Боже, Царя храни!» оставался национальным гимном в России более восьмидесяти лет.
Одним из первых решений Временного правительства в марте 1917 года стало запрещение исполнения гимна. Он был запрещён и в Белой армии, причём особая директива А.И. Деникина квалифицировала его публичное исполнение как «преступление». После десятилетий строжайшего табу первое публичное исполнение этого гимна прозвучало в 1990 году.
Юрий Владимирович КОТ