В современной России проблема суицида среди подростков и молодёжи является одной из первостепенных и наиболее актуальных социальных проблем. Русская Православная Церковь помогает её решать доступными средствами.
Рассказывает настоятель храма святого великомученика Пантелеимона в медицинском городке Тольятти протоиерей Андрей ГРИЕВ.
«Вы нас укрепили»
…Меня позвали в одну из палат исповедать и причастить тяжелобольную женщину. Когда таинство завершилось, женщина мне говорит: – Батюшка Андрей, я вспомнила вас… Двадцать лет назад вы крестили мальчика Колю, моего сына, у которого при рождении не было одной ручки. Я очень тогда переживала за будущее своего ребёнка. Но вы нас укрепили, сказали, что если мы будем уповать на Бога, то Бог нас не оставит.
И что вы будете молиться за Николая.
Эти слова мы с сыном помним всю жизнь. Сейчас Николай учится в одном из московских вузов. Он на хорошем счету. Живёт полноценной жизнью…
А вот другая история.
В больничной палате меня узнала пожилая женщина. Поздоровалась и сказала:
– Отец Андрей, восемнадцать лет назад я приводила к вам мальчика Мишу – друга моего сына. Мише тогда было 15 лет. Этот мальчик не хотел жить. Ссоры родителей, проблемы в школе, ранимый характер. Миша сказал моему сыну, что покончит с собой, так как не видит смысла жить дальше. Вы тогда долго с ним беседовали.
Миша послушался вас и начал ходить в храм. Потом он исповедался, причастился. Примерно через месяц он сказал моему сыну, что у него больше нет желания покончить с собой.
Миша закончил школу, получил высшее образование. Он работает. У него семья, дети. Он прихожанин одного из тольяттинских храмов. Он часто с благодарностью вспоминает вас.
Ещё раз большое вам спасибо за то, что вы спасли человека…
«Смысла в жизни нет»
Эти два случая я часто рассказываю подросткам, которые не видят смысла в своей жизни. А таких подростков, к нашей общей беде, немало. Вот передо мной сидит Катя, учащаяся одной из тольяттинских школ.
Ей 15 лет. Она пришла с взрослыми – друзьями своих родителей. Видимо, родителям Кати идти было стыдно, а может, и не захотели.
А вот Катя на разговор со священником согласилась сразу.
Катя сдержанно улыбается и охотно о себе рассказывает: учится хорошо, в классе её уважают, с учителями конфликтов нет. Есть полное взаимопонимание и с родителями. О таких говорят – успешный «домашний» ребёнок.
Катя сама отвечает на вопрос, который я готовился ей задать: «Из жизни хочу уйти потому, что жизнь не интересная, скучная. Всё одно и то же.
Смысла в ней нет…» В конце своего монолога Катя говорит, что в Бога не верит. Поэтому в храме не бывает, хотя церковь, с её слов, совсем недалеко от дома.
– Катя, а всё же побывай в церкви.
Например, в нашей. Хотя бы один раз.
Ради интереса. Приди как на экскурсию. Я для тебя буду экскурсоводом.
Кстати, в нашей церкви много девушек твоего возраста…
– И им интересно?
– Ты сама сможешь у них узнать.
С Катей мы говорили долго и на разные темы. Чувствовалось, что девушка хорошо воспитанна. Её речь – хороший литературный русский, без новообразований и молодёжных сленговых слов. Между прочим, я рассказал ей историю с Мишей. Прощаясь, ещё раз пригласил её прийти к нам в церковь.
Катя пришла через несколько дней. Она познакомилась с сёстрами милосердия. Её заинтересовало то, почему они так необычно одеты, стала расспрашивать об их работе.
Она ходила к нам почти год. А потом её отца перевели по службе, и они уехали в другой город. О дальнейшей её судьбе не знаю.
Был ещё похожий случай. Также двое взрослых пришли с девушкой. Сказали кратко: «Света решила покончить жизнь самоубийством. Мы уже были у психоневролога, у психотерапевта, у психиатра… Помогите, чем можете».
Рассказ Светы был похож на рассказ Кати. У неё тоже всё благополучно и в школе, и дома. Но я уже почувствовал ершистый характер девушки.
Между тем Света говорит: «В храме я была не один раз – по настоянию родителей. Что сказать? Стоять тяжело.
Что читают, поют – не понимаю. Бабушки то и дело на меня шикают. Вот компьютер я люблю. Путешествовать по интернету люблю…»
В завершение нашего разговора Света говорит, что твёрдо решила повеситься, и при этом смотрит на меня с нескрываемым вызовом.
– Света, в интернете на одном из сайтов есть рассказ мужчины, который пришёл к священнику за благословением повеситься. Знаешь, чем эта история закончилась?
– Расскажите, – неожиданно заинтересовалась девушка.
– Тот человек разговор со священником, отцом Анатолием, начал с таких слов: «Батюшка, жизнь мне не мила, всё опостылело. Благословите повеситься…»
Отец Анатолий выслушал долгий, путаный монолог незнакомца, после чего сказал: «Заканчивать жизнь самоубийством – страшный грех. Жизнь человеческая – безценный Божий дар».
Но человек не внимал словам священника и продолжал уговаривать его благословить на самоубийство.
Тогда отец Анатолий сказал так:
– Хорошо. Только когда будешь вешаться, обязательно скажи следующее: «Господи, душу свою отдаю Тебе, а тело моё вам, бесы».
Человека это устроило, и он ушёл с чётким планом, как поступить. А отец Анатолий стал молиться Господу об этом горемыке. Не мог же батюшка позволить совершиться такому страшному греху и погубить душу и этого человека, и свою, так как он взял на себя ответственность за несчастного.
Дальше было самое интересное.
Через некоторое время прибегает (именно прибегает) этот человек и, дрожа как осиновый лист, начинает сбивчиво рассказывать о том, что с ним произошло после того, как он ушёл от отца Анатолия.
– Пришёл я домой. Взял верёвку.
Встал на табуретку. Накинул петлю себе на шею и сказал всё слово в слово, как вы, отец Анатолий, мне говорили, то есть: «Господи, душу свою отдаю Тебе, а тело моё вам, бесы».
И после того, как я это сказал, почувствовал леденящий холод неких существ рядом с собой. Это были бесы, которые сказали с нескрываемой злобой: «Не нужно нам твоё вонючее тело, нам нужна твоя душа».
После такого откровения бедняга выпрыгнул из петли и помчался обратно к отцу Анатолию.
Света дослушала до конца. Побледнела. И долго молчала. Молчал и я.
Больше со Светой я не встречался.
Как сложилась её жизнь – тоже не знаю.
Помню только, что в тот год в Тольятти подростковых суицидов не было.
«Что же я наделал…»
Меня пригласили в семью простых рабочих людей, которые переживали большое горе: их единственный сын Сергей выбросился с седьмого этажа.
На этот шаг парня толкнула неразделённая любовь.
До этого Сергей дважды пытался покончить с собой. Первый раз отец не пустил его на балкон, второй раз – поймал прыгнувшего сына за одежду и втащил обратно в квартиру. Третья попытка удалась – Сергей дождался момента, когда рядом с ним никого не было.
И вот теперь Сергей, весь изломанный, с отбитыми внутренними органами медленно умирал. Он смотрел на меня и молча улыбался – перед моим приходом ему вкололи обезболивающие.
Разговор поначалу не складывался.
На все мои слова он только кивал головой и всё так же улыбался.
– Сергей, если ты любишь человека, ты должен уважать выбор этого человека. А ты же поступил как эгоист.
Он внимательно на меня посмотрел, задумался.
– Наверное, да, – ответил после долгого молчания. – Наверное, она имела право…
Мы разговаривали долго.
Потом я предложил ему исповедаться и причаститься. Он согласился.
Прошла неделя, и меня снова пригласили в эту семью.
Сергей выглядел похудевшим. Всё это время он ничего не ел, только пил воду. Он уже не улыбался. Разговор начал он:
– Вы знаете, батюшка, я чувствую, что сделал что-то не так…
Сергей вернулся к нашему первому разговору и стал винить себя за то, что пытался «во что бы то ни стало» добиться расположения девушки.
Как и при первом разговоре, так и в этот раз в комнате находился отец Сергея. Он стоял к нам спиной, слушал, в разговор не вмешивался.
– Сергей, а ведь ты не подумал о том, насколько будет больно твоим папе и маме. Твоя мама сейчас болеет – твой поступок оказался для неё тяжёлым ударом. А ведь твои родители на тебя рассчитывали, они хотели бы провести старость в твоём окружении...
Разговор о родителях давался ему тяжело.
Я принял его краткую исповедь.
Причастил.
Прошла неделя, и меня снова, уже в третий раз, пригласили в эту семью.
Сергей ещё больше похудел – в его больших глазах застыл ужас то ли боли, то ли отчаяния.
Ещё с порога я увидел, что его всего трясёт. Он плакал. То и дело повторял:
– Что же я наделал… Что же я наделал…
– Серёжа, не будем отчаиваться,
– говорю ему. – Ты должен понимать, что не случайно священник к тебе приходит уже в третий раз. Такова о тебе воля Божия. Бог помогает тебе и в этой трудной ситуации…
– Как помогает? – спросил он с недоумением.
– Бог дал тебе время и силы на раскаяние.
Он кивнул головой:
– Я раскаиваюсь, я совершил ошибку…
У него уже появилось желание всё вернуть назад, всё исправить.
Затем я прочитал Канон покаянный.
Он внимательно слушал. На глазах снова слёзы.
Исповедал его в третий раз. Причастил. Его глаза молили о помощи.
Прошло несколько дней, и мне сообщили, что Сергей скончался.
Жизнь от Бога нам дана
Как показывает практика, те, кто покушался на самоубийство, могут исцелиться только в церкви – через исповедь, причастие, молитву.
Священники нашей епархии часто проводят с подростками и молодёжью профилактические беседы о смысле и цели жизни. У каждого батюшки здесь свой подход, свои аргументы.
Один батюшка в беседе с подростками часто приводит в качестве примера стихотворение А.С. Пушкина «Дар напрасный…» Это стихотворение, как известно, поэт написал в часы тяжёлого состояния души, отданной «безумству, лени и страстям». И ответ на него святителя Филарета Московского: «Не напрасно, не случайно жизнь от Бога нам дана…»
Стихотворения прочитаны – завязывается разговор о смысле жизни.
Бывает, после такой беседы наступает прозрение.
Другой священник употребляет как аргумент такие слова: «Если даже что-то случилось, для того, чтобы всё исправить, нужно жить!» Или такие слова: «Жизнь – это безценный дар, который нужно беречь для вечности».
Самоубийство – это всегда отсутствие веры. Какими бы ни были страдания и ужасы жизни, вера в Промысел Божий и Его Любовь может спасти человека.
У тех, кого вынули из петли, спасли от огнестрельного ранения, откачали от большой дозы лекарств – жизнь кардинально меняется. Диавол подталкивает человека завершить начатое. Освободиться от преследования нечистой силы можно только через исповедь, причастие и молитву.
Подготовил
Олег Иванович ИВАНОВ