Ответы протоиерея
Александра ШАРГУНОВА
Говорят, что послушание – там, где оно неложно, – может быть порой выше здравого смысла. Но мы же не можем слушаться любого священника, потому что не каждый священник имеет духовную рассудительность.
Разве нет для нас предупреждения Спасителя о слепом, который ведёт слепого? Ещё хотел спросить, как мне ответить своему знакомому, который не понимает, для чего была чудесная ловля рыб Петром по слову Господа,
если он не воспользовался этим уловом?
С.А. Волков, г. Калуга
Каким должно быть наше послушание? Святые отцы говорят, что мы должны слушаться Господа не только в том, что кажется нам понятным и возможным, но и в том, что кажется непонятным и невозможным, потому что невозможное человекам возможно Богу. Когда Христос говорит, не должно быть никаких возражений. Надо идти куда угодно, даже на смерть, если Он говорит, и Христос будет с нами. Но человеку надлежит возрастать в этом постепенно, от земного к небесному.
Как совершаются чудеса, о которых мы читаем в житиях святых и которых порой сподобляемся и мы, грешные?
Сила Христова совершает их. Христос повелевает морями и всем, что движется в них. Святитель Николай (Велимирович), недавно прославленный сербский святой, говорит, что у рыб нет ушей, чтобы слышать, однако рыбы услышали слово Христово и послушно поплыли в сети. И он восклицает: «Рыбы Генисаретского озера слушаются Христа, а мы, имеющие уши слышать, почему так упрямо закрываем свой слух и не хотим повиноваться ему, этому слову евангельскому, о слышании которого мы молимся всякий раз в церкви, прежде чем услышать его: "И о сподобитися нам слышанию святаго Евангелия Господа Бога молим". Как будто мы глухие и безчувственные, хуже зверей и рыб, которые повинуются Господу».
Симон и его товарищи дважды ловят рыбу. Первый раз без Христа, второй раз – с Ним. Хотя они и трудились всю ночь, они не поймали ничего, но второй раз их сети заполнились в чудесном преизбыточествующем множестве, потому что там, где Христос, там Его благословение. А где Христово благословение, там изобилие и богатство. Никто не говорит, что человек может сидеть, сложа руки, ожидая, что всё чудесно придёт само собой. Нет, в поте лица человек должен добывать хлеб свой – это первая заповедь, которую он получил после изгнания из рая (Быт. 3, 19). Но несравненно более всякого труда человеку необходимо Божие благословение.
Один греческий епископ рассказывает, как он приехал в современный рыбацкий посёлок. Рыбаки пожаловались ему, что хотя они работают много и используют новейшее оборудование, но всё чаще они возвращаются с пустыми сетями.
Один старый седой рыбак, слушая их, сказал: «Мальчиком я часто отправлялся со взрослыми на рыбную ловлю. У нас были старые простые способы ловли, но мы много ловили рыбы. И я думаю, что это было благодаря Божию благословению. Ведь все мы, старые и молодые, прежде чем войти в лодку, осеняли себя благоговейно крестным знамением, говоря: "Господи, благослови!", и никто не ругался, не сквернословил, не делал ничего безобразного. А сегодня мы богохульствуем, не только на земле, но и на лодках в море, и в самолётах в воздухе. Много безобразий творит человек. И нет уже благословения Божия, нет благословения Христова на земное».
Мы понимаем, что не только рыбаки нуждаются в благословении Христовом, но и вообще все люди. Скажем, в земледелии никакая самая лучшая техника, лучшие сорта семян, никакие учёнейшие агрономы не помогут, если всё будет делаться не с молитвой, а со сквернословием. Если небо не даст дождя, а солнце не пошлёт столько лучей, сколько нужно, если не будет Божия благословения, все поля будут безплодными. Разве недостаточно преподал Господь подобных уроков нашему Отечеству в течение минувшего столетия? И мы никак не вразумляемся этим.
Ещё раз напомним самое главное, о чём говорит Церковь. Там, где Христово благословение, там не только земной успех, там открывается возможность обрести иное, непреходящее богатство, совершенно новую жизнь. И здесь наше послушание Господу должно простираться до такого предела, чтобы соединилось оно с Божиим благословением. Когда оно соединится с Божиим благословением, тогда произойдёт чудо, тогда мы узнаем Христа, Его благодать, Его любовь. На самом деле всегда Христос первый к нам приходит и открывает нам Свою любовь и Свою благодать, чтобы мы научились настоящему послушанию. Чтобы мы в конце концов достигли такого предела послушания, где это соединение с Божиим благословением уже станет совершенным.
Любовью Христовой уязвившись, все святые – апостолы, мученики, преподобные, святители – оставляют всё земное, и очень часто в тот час, когда земное расцветает так, как они никогда не видели в своей жизни. Церковь призвана возвестить, что подлинная судьба человека находится за пределами этого мира, который преходит. И этот период земной краткой жизни – только предварительное, хотя и решающее начало: в течение этого периода мы должны научиться послушанию, чтобы принять всё, что хочет нам дать Господь.
Он всё хочет нам дать, что есть на земле и что есть у Него.
И Он хочет дать нам больше – всего Себя, и отдаёт нам всего Себя. И мы призываемся, чем больше мы связаны с этим миром, чем больше любим землю, её красоту, все достижения её подлинной культуры, – тем больше почитать всё тщетой ради превосходства познания нашего Господа. «Для Него я от всего отказался, и все почитаю за сор, – говорит апостол, – чтобы приобрести Христа» (Флп. 3, 8).
Мы призываемся быть свидетелями того, что это реально существует. Узнав на земле, как милостив Господь, научившись от Него послушанию, стать тоже «ловцами человеков» для вечности (Мф. 4, 19). Не только апостолы, епископы, священники – всякий человек, который знает вечную жизнь, призван быть таким, потому что весь мир живёт и не знает, куда он идёт. И что ему богатство или небогатство, если всё обрывается полным разрушением, смертью? Вот только эта вера в безусловном, безоглядном послушании Божию благословению имеет смысл, только любовь, только Господь, Который говорит нам: «Небо и земля прейдут, а слова Мои не прейдут» (Мф. 24, 35).
Нам надо молиться, чтобы благодатью Его раньше, чем придёт смертный наш час, научиться нам не просто оставить всё земное – ведь и так всё оставим, – но самим радостно оставить ради безконечно лучшего, что предлагает нам Господь. Всё оставить, что есть у нас, и самих себя отвергнуться, чтобы не было в нас никакого препятствия – ни одним грехом, никакой привязанностью к земле – действовать в нас и через нас Господу.
Чтобы благовестие о Спасителе мира Христе, распятом человеческими грехами и воскресшего из мертвых, слышалось в ответе на единственное вопрошание Господа во всей нашей жизни: «Ей Господи, Ты знаешь, что я люблю Тебя»
(Ин. 21, 17).
Сколько ни молюсь об исцелении дочери от пагубного пристрастия, не получаю помощи. Я начинаю терять не только надежду, но и веру. От полного уныния меня спасает евангельский рассказ об исцелении дочери хананеянки – какая схожая ситуация! Но вот что я не понимаю в этом повествовании. Христос говорит: «Не давайте святыню псам». Кто эти псы? Все неверующие во Христа люди или теряющие в Него веру, как я? Насколько мне известно, псами называли иудеи язычников. А апостол Павел пишет: «Берегитесь псов, берегитесь злых делателей, берегитесь обрезания» (Фил. 3, 2). Что это значит?
О. Дубровская, г. Москва
Это значит, что иудеи надеются через мелочное исполнение обрядов обрести вечное спасение, отвергая при этом Христа Спасителя. Слово, которым они обозначали нечестие язычников, в несравненно большей степени теперь начинает относиться к ним. А Господь хочет, чтобы хананеянка, готовая заплатить любую цену за исцеление своей дочери, предельно осознала, в каком состоянии она находится.
Это удивительное повествование об исцелении дочери хананеянки показывает нам тайну дерзновения веры. Хананеянка, то есть язычница, хочет встретить Христа и вопиет к Нему: «Помилуй меня, Господи, Сын Давидов!», а Христос не отвечает ничего. Ученики, как это часто бывает, раздражены настойчивостью этой женщины и просят Христа вмешаться. Но ответ Господа не является для неё ответом: «Я послан только к погибшим овцам дома Израилева». Однако эта женщина бросается к Его ногам: «Господи, помоги мне!» В ответ Христос, как и до этого, говорит то, что может только смутить: «Нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам». Но хананеянка не отступает: «Так, Господи! Но и псы едят крохи, которые падают со стола господ их».
Поистине, перед нами путь веры во всей её таинственности. Мы тоже порой вопием: «Господи, помоги мне!», и часто Христос ничего не отвечает. Подобно хананеянке, мы настойчиво продолжаем просить, а Христос напоминает нам о Своём служении: Он послан к погибшим овцам дома Израилева. То есть к тем, кто понимает, что ветхозаветный закон совести и стыда должен быть непременным основанием для восхождения к покаянию и спасению, которое дарует Христос. Но мы должны преодолеть этот Его «неответ» и, как хананеянка, поставить себя на место псов – иными словами, увидеть своё недостоинство и всецелую зависимость от Бога.
Хананеянка даёт Господу сказать то, что необходимо, то, что Он хочет. Но она отвечает точно по смыслу Его слов. Она признает правду Христа, и она следует за Ним до глубин Его Самого, до предельной глубины Его тайны. Она готова принять от Господа всё, как просящий нищий, не имеющий ничего, как тот, кто всецело предаёт себя Ему. И Господь – весь изумление и восхищение перед этим смирением.
Таким должно быть наше дерзновение в вере. Потому что мы тоже многого ждём от Господа, а нам кажется, что Он не слышит нас. Однако Он – здесь. Он ищет нас неотступно, и Он ждёт, что у нас, даже тех, кто ниспал в язычество, будет ответ хананеянки, исполненный веры своему Богу. Да, Бог порой озадачивает нас, но это для того, чтобы дать нам войти в истинную веру.
Что такое вера? Это всецелое вхождение нами в тайну Бога, столь абсолютное, что оно проходит путями, которые мы часто не понимаем, но которые Господь открывает нам по мере того, как мы идём. Это Господь нас ведёт. Вера не есть свет, который сразу освещает всё и сразу вводит нас в свет Самого Бога. Это нечто намного более невероятное. Это узнавание путей Божиих, Его сокровенности, Его тайны, Его истины и правды, Его мира и Его радости.
Хананеянка это очень хорошо поняла, и она следовала за Христом до самой сути того, что Он есть. Это то, что мы должны делать ради всех людей. Все святые напоминают нам об этом. Мы должны верить, что Церковь – это дом молитвы для всех людей. Мы должны сами войти в дом молитвы, стать домом молитвы, где вера видна. Вера преодолевает все преграды, и она обретает всё.
Как хананеянка, мы можем просить обо всём у Господа, и Он даст нам всё. Это будет, может быть, не так, как мы думали, но это будет так, как Он восхотел. И это будет безконечно лучше, это будет радость Того, Кто даёт – даёт, потому что Он – Бог. Бог – это Бог, Он за пределами всего, и Он ведёт нас за пределы всего. Не будем мешать Ему вести нас, откроемся этой открытости, этому благословению. Если благословение Божие коснётся наших сердец – мы узнаем Его, Того, Кто благословляет нас Своей Любовью, потому что Он весь Любовь.