Мои сыновья пошли воевать за Святую Русь

В апрельском номере журнала «Русский Дом» за 2023 г. был опубликован материал о поездке настоятеля ДимитриеСолунского храма в Яковлево Сергиево-Посадского городского округа протоиерея Вячеслава Брегеды в зону СВО, где служат добровольцами его сыновья Михаил и Александр. Михаил в начале лета получил ранение в результате взрыва кассетного боеприпаса и находится на излечении в госпитале. Александр после одного года прохождения службы оформил, наконец, отпуск и побывал у себя дома.

Он прибыл как раз в День ангела о. Вячеслава, доставив немалую радость и утешение родным и близким, да и всему батюшкиному приходу. Его приезд был для всех большой неожиданностью и весомым добавлением к многочисленным поздравлениям именинника. Вот такое произошло, можно сказать, небольшое чудо. С Михаилом о. Вячеслав, как и все родственники, постоянно поддерживает связь. Он уже перенёс несколько операций, постепенно идёт на поправку и полон решимости вернуться в строй, присоединиться к брату.
В начале службы ребята несколько месяцев находились под Сватово в ЛНР в составе подразделения инженерных войск, затем их перевели в мотострелковую часть в район Купянска, где Михаил и получил ранение. Как рассказал Александр, их подразделение участвует сейчас в наступательных действиях под Купянском. Они идут вслед за штурмовыми бригадами и обустраивают новые позиции после отхода противника.
Настроение у ребят бодрое, они не сомневаются в окончательной победе российских войск. У Михаила до участия в СВО уже был некий военный опыт. Он в своё время проходил срочную службу в инженерных войсках, отлично владеет несколькими рабочими профессиями. Он и тракторист, и экскаваторщик, и крановщик, и бульдозерист… Александр, напротив, – сугубо церковный человек. Закончил сначала Николо-Перервинскую семинарию, затем – магистратуру Московской Духовной академии. Магистр библеистики. Его увлекли пример и решимость старшего брата в трудный для Отечества час откликнуться на призыв Родины, встать в боевой строй для защиты её жизненно важных интересов. Со слов Александра, они без особых проблем органично влились в боевой армейский коллектив, и каждый обрёл в нём своё место. Александр, впрочем, как и Михаил, может водить большегрузные машины, чем они вместе в одно время на СВО и занимались.
Семья о. Вячеслава проживает недалеко от Троице-Сергиевой лавры. Известно, что преподобный Сергий благословил на Куликовскую битву великого князя Димитрия Донского и послал с ним двоих иноков – Ослябю и Пересвета, которые сражались как простые воины. Конечно, ребята всё это хорошо помнили, что, несомненно, также повлияло на их решение.
Однажды о. Вячеслав через социальные сети получил некое послание с Украины примерно такого содержания. Мол, вот вы священник и у вас даже украинская фамилия. Как же ваши сыновья пошли на войну, чтобы убивать украинцев. Батюшка ответил, что они пошли воевать за Святую Русь, которая включает и нынешнюю Украину, чтобы эта страна не погибла от безнравственности и сатанизма, которые навязывает всему миру нынешний Запад под предлогом нового мирового порядка и общечеловеческих ценностей.
Поэтому эта война прежде всего за нравственность, за традиционные ценности против содомогоморрского мироустройства, против однополых браков, против гейпарадов, против ювенальной юстиции…
В семье о. Вячеслава шестеро детей и теперь уже тринадцать внуков и внучек. Все его дети в той или иной мере связаны с Церковью. Средний сын, Сергий, принял священнический сан и служит в одном из московских храмов. Старшая дочь, Анастасия, – мастер по металлу и керамике, работает в ювелирной мастерской Троице-Сергиевой Лавры.
Младшая, Анна, стала матушкой, и у них в семье тоже уже шестеро детей. Супруга о. Вячеслава, матушка Татиана, всю свою трудовую жизнь проработала на текстильном производстве. Она ветеран труда. Была духовным чадом известного старца из Троице-Сергиевой Лавры, ныне покойного архимандрита Лаврентия (Постникова), который и благословил их с батюшкой на брак, когда о. Вячеслав ещё был студентом лаврской семинарии.
Автор этих строк познакомился с о. Вячеславом и его семьёй в начале 90-х, более 30 лет тому назад. Батюшка тогда служил в Свято-Покровском Хотьковском монастыре, и я пришёл к нему на первую в своей жизни исповедь. Затем вместе со своей семьёй мне удалось побывать и у него дома в Комякино. Это бывшая деревня, которая входит теперь в состав г. Хотьково. Помню, нас с супругой поразила убогая обстановка жилища священника: печное отопление, вода из колодца… Батюшка взял тогда в свою семью ещё и приёмную девочку. Но более всего нас потрясло то, что дети практически голодали. Делили между собой последние куски хлеба и сухари. О мясной пище и колбасе они даже не могли и мечтать. Потом батюшке кто-то из-за рубежа пожертвовал деньги, и он смог на них купить корову. После этого жизнь семьи стала улучшаться. Они все дружно по очереди коровку пасли, заготавливали сено: косили траву, копнили, складывали в стожки и пр., и мы им в этом иногда помогали.
Так что батюшкины дети с самого малого возраста росли в трудах и заботах и знали, как говорится, цену трудового хлеба.
Отец Вячеслав родился в Алма-Ате в семье ссыльных. Его бабушка и дедушка проживали на хуторе Рубежный Царицынского уезда Самарской губернии (ныне Волгоградская область). В 30-е годы прошлого века они были раскулачены, хотя считались середняками, и вывезены в «телячьем» вагоне в Казахстан, в Голодную степь. Так называлась отмеченная на географической карте необжитая дикая местность в средней части Казахстана.
Как рассказывала бабушка о. Вячеслава, ехали около двух недель. В вагоне вместо туалета ставили парашу. Когда приехали к месту назначения, охранник с ружьём скомандовал: «Выходите! Вы здесь будете жить!» Люди сначала не знали, что делать. Потом среди безкрайних полей стали рыть ямы-землянки и прикрывать сверху кустарником…
Особенно трудным был первый год. От голода и холода умерло более половины прибывших. На двухлетнего братика батюшкиного отца, Павла, наступили ногами воры, искавшие припрятанные сухари в барачной комнате, и он не выжил, умер. Дедушка тоже заболел и вскорости почил.
Бабушка осталась вдовой с маленькими детьми. Исхудавшая как тень, она шила что-то на машинке, которую спасла, и так пыталась прокормить себя и малых детей.
Постепенно в Казахстане образовывались посёлки из раскулаченных. Батюшкины родные жили на пятом посёлке, а потом на тринадцатом до переселения в Караганду, где купили маленькую избёнку в виде флигеля на дворе. О. Вячеслав рос в религиозной семье. В детстве его крестил старец архимандрит Севастиан, ныне причисленный к лику святых и известный как преподобный Севастиан Карагандинский.
Вообще, как рассказал батюшка, его род идёт от запорожских казаков. Брегеда – казацкая фамилия. В царствование императрицы Екатерины II его предки переселились в Самарскую губернию. Видимо, какие-то черты боевого казацкого характера достались о. Вячеславу от своих далёких предков, и это, возможно, проявилось и в его детях. В частности, такие качества, как стремление стойко бороться за Божью правду и справедливость, какие бы обстоятельства ни складывались…
Приведу такой характерный случай.
Сейчас возле Хотьковского монастыря на монастырских полях мирно пасутся монастырские коровки. А в начале 90-х, когда монастырь только ещё начинал возрождаться, местной администрацией было принято решение о передаче этих земель под коттеджное строительство. Администрация уведомила о своём решении монастырское руководство, и оно смиренно с ним согласилось, не желая портить отношения с высоким начальством.
 Однако тогда ещё молодой иерей Вячеслав решил воспрепятствовать такому неправому решению. Вместе с верующими студентами местного ХПУ (Хотьковского промышленно-художественного училища) они выставили пикет с плакатом, поставили палатку и организовали вахтовое дежурство на месте предполагаемого строительства первых коттеджей. Вскоре приехал экскаватор копать котлован и остановился недалеко от палатки. Не успел водитель понять, в чём дело, как о. Вячеслав вышел из палатки и залез в ковш агрегата, спокойно и весело разговаривая со студентами. Гневу водителя не было предела. Он какими мог резкими словами и крепкими выражениями объяснил, что выполняет законное постановление администрации, и потребовал немедленно покинуть ковш и не препятствовать его работе, иначе… О. Вячеслав, в свою очередь, разъяснил водителю, что решение местных властей неправильное и что будет добиваться справедливости, и попросил его уехать. Через некоторое время пришли представители администрации и руководство монастыря и начали разыскивать батюшку (студенты спрятали его в это время в палатке, замаскировав разными вещами). Повозмущавшись и тщетно поискав священника, они ушли.
Неизвестно, чем бы закончилась эта детективная история, если бы не пришедшее неожиданно из Москвы распоряжение о незаконности решения администрации. Оказалось, городские активисты направили письмо в самые высокие инстанции столицы о готовящемся произволе местных властей, и на него довольно быстро отреагировали. О. Вячеслав об этом хорошо знал, но нужно было выиграть время.
В общем, всё закончилось хорошо, и даже глава администрации в скором времени покрестился (он был некрещёным), но батюшку перевели в другой храм.
Так уже случилось, что в своей священнической практике о. Вячеславу приходилось немало бороться с различными проявлениями негативного отношения к Церкви. И в этом невольно участвовали члены его семьи, поскольку всё обсуждалось открыто. Несколько лет он вёл тяжбу с руководством и акционерами элитного охотхозяйства в д. Малинники тогдашнего Сергиево-Посадского района, на территории которого располагается храм в честь святителя Николая, где о. Вячеслав был настоятелем. Ему предлагали переехать в другое место и там с помощью упомянутых акционеров построить новую церковь. Свою позицию они мотивировали тем, что к ним приезжают высокие гости и старый полуразрушенный храм, да ещё с колокольным звоном, смущает их и мешает охотиться и проводить свободное время. К тому же батюшка организовал общину из опустившихся людей, которым помогал восстановить в себе утраченный образ Божий и встать на ноги.
Никакие заверения священника, что это старинное место, которое избрал сам святитель Николай, не помогали.
Дело дошло до центрального телевидения. Приехала съёмочная группа одного из ведущих телеканалов. На всю страну был показан репортаж о проблемах старинного храма в Малинниках. Руководство охотхозяйства пришло в неописуемую ярость. Один из влиятельных акционеров объехал всех известных московских митрополитов с жалобой на священника, после чего батюшке в благочинии предложили принять другой приход. Но Бог, как известно, поругаем не бывает. Неожиданно нашёлся влиятельный спонсор, который помог полностью восстановить храм.
Батюшкины сыновья, Михаил и Александр, всегда были первыми его помощниками и по церковной службе, и по хозяйственным делам, поэтому их выбор идти в трудную минуту защищать Отечество, конечно, не случаен. В старое время в годину лихолетий всегда говорили: «За веру, царя и Отечество». Именно в таком духе воспитывались и дети о. Вячеслава.
Дай Бог, чтобы у нас было побольше таких семей!

Владимир Борисович
ПАНКОВ