Виктор Колесников - Подвиг Святителя

В нашем столетии Православная Церковь пополнила сонм святых, в земле Российской просиявших. Большая часть их - мученики времён гонений на Церковь в первой половине XX века. Но есть среди них люди, заслужившие память всей своей жизнью, ежедневным подвижничеством.

8 февраля - Собор новомучеников и исповедников Российских

Святитель Макарий, митрополит Московский и Коломенский, апостол Алтая (в миру Михаил Андреевич Парвицкий-Невский), родился 1 октября 1835 года в день праздника Покрова Божией Матери в селе Шапкино Владимирской губернии. Отец его, Андрей Иванович, был чтецом сельского храма Рождества Пресвятой Богородицы. С детства мать приучила маленького Михаила к молитве. Любимым чтением его были творения свт. Тихона Задонского, прп. Ефрема Сирина и житие преподобного Серафима Саровского.

В 1854 году он закончил семинарию (здесь ему дали фамилию Невский), и юноша, согласно своему желанию служить делу проповеди Евангелия, поехал в Алтайскую миссию, хотя мог бы продолжить обучение в Академии. Образцом миссионерского служения для него стал преподобный архимандрит Макарий (Глухарёв), основатель Алтайской миссии, о жизни и трудах которого он слышал от очевидцев. Первое время будущий святитель был чтецом, преподавал в катехизаторской школе, сопровождал миссионеров в отдалённые труднодоступные дикие места, изучал алтайский язык.

16 марта 1861 года он принял монашеский постриг с именем Макарий, в честь преподобного Макария Великого. На следующий день его рукоположили в иеродиаконы, а 19 марта — в иеромонахи. С этого времени начинается его самостоятельное миссионерское служение — сначала в Чемальском стане, а затем в Чулышмане. Успех проповеди мог быть лишь в том случае, когда народу несли Слово Божие на его родном языке. Отец Макарий в совершенстве овладел алтайским языком и его наречьями. Многие годы он посвящает переводу богослужебных книг на алтайский язык, работая над этим в Санкт-Петербурге и в Казани. В 1875 году его назначают помощником начальника Алтайской миссии.

В 1883 году отца Макария возводят в сан епископа Бийского и он становится начальником Алтайской миссии. В этой должности владыка прослужил восемь лет. За это время число крещёных возросло в три раза, было построено много приходских храмов, школ и училищ.

За 36 лет своего миссионерского служения владыка Макарий приобрёл всероссийскую известность. В 1891 году его назначают епископом Томским. Епископ Макарий считал, что пастырь должен быть готов «во всякое время износить из сокровищницы души своея для одних утешение, для других — наставление, для третьих — ободрение, а для иных обличение». Он занимался также попе¬ительством: к концу пребывания его на Томской кафедре в городе было И церковно-приходских попечительств, собиравших средства для бедных, шесть приютов для детей-сирот, ночлежный дом, пять богаделен. В епархии было открыто 217 новых приходов, два женских монастыря, 229 церковно-приходских школ, 442 приходских попечительства о бедных.

Святитель Макарий предчувствовал грядущие события в России. В одном из своих поучений он говорил: «Мы переживаем смутные времена. Бывали на Руси лихолетия, но тогда было не так худо, как теперь. Тогда были все за Бога, все желали знать, что Ему угодно; а теперь не то. Тогда были за Царя. Теперь опять не то. Теперь слышатся голоса хульные на Бога и замыслы против Помазанника Его... В подмётных письмах и листках их мы читаем, что они, как вестники ада, жаждут разрушения, безпорядков... Их желание — всё перевернуть, чтобы голова стала внизу, а ноги наверху; чтобы честный человек ждал милости из рук босяка, которого они хотят сделать раздаятелем награбленного ими...» Владыка предрекал, обличая смутьянов: «Не хотите вы своей русской власти, так будет же у вас власть иноплеменная».

А вот отрывок из обращения свт. Макария к воинам, уходящим в Маньчжурию, на Русско-японскую войну. Несмотря на то, что с того дня минул целый век, смысл, значение и важность слов напутствия христолюбивым воинам нисколько не уменьшились. Более того, в дни невиданной духовной брани, ведущейся ныне против нашего Отечества, его Вооружённых Сил, да и всего православного народа, эти строки обретают новое содержание: «Христолюбивые ратники! Вы призываетесь на поле брани, где ожидает вас или слава победителей, или славная смерть за веру, Царя и Отечество. Славно возвратиться с поля брани победителем, но не менее славно и умереть на поле брани. Кто умирает, чтобы спасти жизнь или честь других, кто кидается в воду, чтобы спасти утопающего, и сам тонет, кто бросается в пламя, чтобы спасти слабое дитя или дряхлую старость, и сам сгорает в этом пламени, тот, как герой, пробуждает в других восторг к его подвигу и чувства благодарности или слёзы умиления, как к Спасителю погибающих. Все эти доблести высокодобродетельны, все достохвальны. Но кто умирает на поле брани за веру, Царя и Отечество, тот удостаивается сугубой славы и здесь, на земле, и там, на небе. Здесь воздвигаются в честь победителя вечные памятники, здесь непрестанная молитва Церкви за воинов, на поле брани убиенных. А там, на Небесах, им уготованы мученические венцы как страдальцам за веру, как положившим душу свою за друга своя. Православный воин, умирающий на поле брани, умирает за веру. Умереть за веру — значит умереть, защищая святую веру от поругания врага нечестивого. А такое поругание могло бы случиться, если бы враг одержал победу над православным воинством, осквернил святые храмы и стал вводить обычаи, противные святой вере...»

В мае 1906 года свт. Макария возвели в сан архиепископа, а в 1912 году — в сан митрополита Московского и Коломенского, он стал членом Святейшего Синода. В Москве, как и в Томске, владыка большое внимание уделяет катехизации народа, смело обличает нравственную распущенность, выступает против всего, что подтачивает «твердыню Церкви Божией».

Священномученик Арсений (Жадановский) в своих воспоминаниях писал: «Гордой столице не понравилось его простое учительство, его строго церковное патриархальное направление. Отшедшие от веры и доброй нравственности люди считали его за отсталого, неинтересного архиерея, а пастыри, ставившие на первое место не спасение пасомых, а свои личные житейские интересы, не находили себе в митрополите поддержки».

В 1917 году, после Февральского переворота, в газетах началась кампания клеветы на владыку, который остался верен присяге Государю и отказался присягнуть Временному правительству. Его не пустили на Всероссийский собор 1917—1918 гг. Святителя принудили «как несоответствующего духу времени» — под угрозой заключения в Петропавловскую крепость — подать прошение об отставке. Это было явно беззаконное действие Временного правительства, так как московские митрополиты никогда не увольнялись на покой — ни по причине болезни, ни по старости. 82-летнего старца лишили положенного ему по статусу содержания и права проживания в Троице-Сергиевой Лавре, священноархимандритом которой он был, сослав в Николо-Угрешский монастырь.

Последние годы святой старец, забытый и покинутый почти всеми, был в параличе, но мог говорить. Не раз посещал больного владыку св. Патриарх Тихон. Последнее их свидание было в августе 1924 года, они испросили друг у друга прощение. Священномученик митрополит Петр, став Патриаршим Местоблюстителем, просил у старца благословения, и владыка с любовью подарил ему свой белый клобук.
Выдающийся святитель-миссионер, «Апостол Алтая», «Сибирский столп Православия», «живой русский святой — так называли его современники, — почил 16 февраля 1926 года в посёлке Котельничи Московской области Люберецкого района. В 1957 году его нетленные мощи были перенесены в Троице-Сергиеву Лавру и захоронены в Успенском Соборе.

Свт. Макарий (Невский) причислен к лику святых Русской Православной Церковью на Архиерейском Соборе в августе 2000 года. В 2003 году в г Дзержинске Московской области заложена церковь в его честь.
 
Виктор Павлович КОЛЕСНИКОВ