22 августа – День государственного флага России
Гигантские флаги России, СССР и Российской империи подняли над акваторией Финского залива в Санкт-Петербурге – сообщают в новостях. Они были подняты на самые высокие флагштоки в Европе.
Высота каждого флагштока составляет рекордные 179,5 м, а размеры полотнищ приблизительно равны половине футбольного поля и весят около полутонны.
Гигантские флагштоки установлены в парке имени 300-летия Санкт-Петербурга. Они размещены прямо на волнорезах и возвышаются над акваторией Финского залива.
Президент России принял участие в торжественной церемонии поднятия флагов.
Эта замечательная новость – отличный повод поговорить о русских национальных флагах, вокруг которых создано немало мифов.
Трёхцветный флаг – это и государственный флаг России, и флаг русской, а не украинской и не какой-то ещё национальной идентичности. Когда люди вывешивают на территории за пределами России трёхцветный русский флаг – это значит, что они сознают себя русскими и стремятся к национальному и государственному единству с Россией.
Так было в 2014 году, когда русская весна в Крыму началась со снятия украинского флага с флагштока в Керчи и водружения на его месте российского. И в Севастополе, где вся площадь была покрыта трёхцветными флагами. И в Харькове, где водрузили российский флаг над администрацией. И в Донецке, и в Луганске, где всё движение тоже шло под трёхцветными русскими флагами.
Трёхцветный флаг – это символ одновременно национальной русской идентичности и российской государственной принадлежности.
Именно поэтому против него постоянно ведутся диверсии и осуществляются попытки его подмены.
К сожалению, наш русский национальный флаг, как никакой другой в мире, становится объектом поруганий и самой безстыжей клеветы. Эту клевету распространяют и коммунисты с их безграмотными писульками о «красном флаге Древней Руси» и «власовском триколоре». Мол, и у Вещего Олега флаг был красный, и у Святослава, и у Ярослава Мудрого…
Но ещё абсурдней то, что коммунисты пытаются обосновать свои претензии русской историей.
Красный советский флаг был флагом революции, флагом уничтожения всего существующего порядка.
Он символизировал «кровь павших борцов» и стремление отменить историческую Россию и создать всемирную республику труда, в которой растворится Россия. Это был флаг мировой революции и отмены русской истории и русской идентичности.
Мировой революции у коммунистов не получилось. Упразднения России тоже не получилось. И красное знамя победы взмыло над Рейхстагом в мае 1945 как знамя победившей страны и армии, а не как символ мировой революции. Но то, что красный флаг в определённый момент начал ассоциироваться с Россией (теперь он, впрочем, ассоциируется, скорее, с Китаем), а не с отменой России, – это не заслуга коммунистов, а их недоработка. Но к коммунистам порой присоединяются и те, кто зовёт себя «патриотами» – они тоже то и дело начинают рассказывать про «голландский флаг» и прочую ахинею.
В последнем случае перед нами инерция 1990-х годов, когда патриоты боролись с Ельциным и ельцинскими либералами. Поскольку в1991 году триколор был символом ельцинской РФ, то национал-патриоты начали искать себе другой символ. И нашли его в «имперке» – флаге, который использовался с 1858 по 1883 г., в царствование императора Александра II.
«Имперка» стала узнаваемым символом русского национал-патриотического движения и прижилась в этом качестве. Это почтенный патриотический символ. Но тем не менее «имперка» – это флаг движения, это флаг – символ политической позиции, а не символ нации и государства. Русским национальным флагом является именно бело-синекрасный. Он состоялся в этом качестве, пройдя через многие испытания.
Национальным флагом является тот флаг, который маркирует определённую нацию – то есть народ, политически объединённый в государство, среди других таких же наций.
Национальные флаги появились довольно поздно, не раньше XVI–XVII веков, когда и произошло оформление наций в современном смысле этого слова.
До того момента существовали боевые стяги, которые обозначали определённое войско, определённого правителя, и были символом в битве. Например, самым популярным французским стягом была Орифламма – красное знамя из аббатства Сен-Дени, бывшее боевым стягом французских королей и исчезнувшее в годы столетней войны после поражения в битве при Азенкуре. Так что любителям красных флагов лучше позвонить Макрону.
На Руси боевых стягов тоже было немало. Часто это были хоругви со Спасом Нерукотворным. Стандартный крой таких знамён – квадрат, к которому пришивался откос. Иногда эти стяги были красными, иногда чёрными. Доминирование в боевых стягах красного цвета совершенно объяснимо, и коммунисты тут ни при чём – красный просто лучше всего и дальше всего заметен на поле боя.
В Оружейной палате сохранился Большой стяг Ивана Грозного. На красный флаг он совершенно не похож – квадрат лазоревого цвета, откос сахарного.
Кайма вокруг всего флага – брусничного цвета, а вокруг откоса – макового. На квадрате изображён Христос – царь Славы, на коне, в окружении ангелов. А на откосе – архистратиг воинства небесного архангел Михаил на коне, устремлённом в битву. И ещё изображён меч. Стяг очень перекликается со знаменитой иконой, написанной после Казанского похода: «Благословенно воинство Царя Небесного», она же «Церковь Воинствующая». Это был царский стяг, бравшийся им в походы для обозначения своего присутствия.
XVII век с его развитием государства потребовал не только боевых стягов, но и церемониальных. При царе Алексее Михайловиче, когда русское государство достигло большой управленческой сложности, появилось целое множество знамён.
Во-первых, существовал «ясачный флаг» – белый с двуглавым орлом, который разворачивался в начале церемоний с участием царя, причём не только государственных, но и церковных.
Во-вторых, было утверждено гербовое знамя. На белом фоне в центре изображался двуглавый орёл, а также был написан титул царя и великого князя Всея Великия, Малыя и Белыя России.
Здесь же располагались гербы: в центре Новгородский, Астраханский, Казанский, Сибирский, а по краям ещё немало других. Этот флаг был фактически визуальным вариантом царского герба и титула.
Наконец, именно при Алексее Михайловиче появился национальный флаг России. Тот самый триколор.
В чём была необходимость его появления? В том, что это был морской флаг, который размещался на кораблях и маркировал их национальную принадлежность в ничейном море. Именно в этом было первичное назначение национальных флагов. Здесь потребовались простые линии, яркие заметные цвета.
Именно такое решение и было выбрано для русского корабля «Орёл».
Разумеется, это был не первый русский корабль. Корабли строил в Ливонии и Иван Грозный, и Алексей Михайлович в период войны со Швецией 1656–1661 годов. Но «Орёл» был первый корабль, выстроенный по голландской военноморской науке. По западному образцу.
Корабль строили в Дединово рядом с Коломной, при слиянии рек Москва и Ока, а служил он на Волге и Каспийском море, охраняя торговое судоходство, в том числе от пиратов типа Стеньки Разина.
Персидский транзит был одним из важнейших торговых направлений России в XVII веке. Множество иностранцев – англичане, голландцы и другие – стремились попасть в Персию и с выгодой для себя привезти её товары в Европу. Но удобный путь был только один – через Россию, по Волге и Каспию. Много раз иностранцы обращались к русскому правительству с просьбой о свободном проходе к персам и много раз получали категорический отказ: Россия цепко держала в своих руках важнейший торговый путь, а Астрахань в ту эпоху была влиятельным торговым центром, куда персы свозили свои товары. Там они перегружались на русские суда, шедшие до Макарьевской ярмарки – крайнего пункта, до которого иностранцам разрешалось прибывать из Архангельска. Корабль «Орёл» должен был служить символом господства России над важнейшим для тогдашней мировой торговли путём.
Вот для этого корабля руководивший его постройкой голландец Ян ван Сведен запросил указание о флаге, отметив, что «какого государства корабль, такое и знамя на нём живёт».
Государь указал приказу «прислать из меновых товаров триста десять аршин киндяков, да сто пятьдесят аршин тафт черчатых [красных], белых, лазоревых, к корабельному делу на знамена и на яловчики [вымпелы]». Кроме прочего, было велено «на знаменах и на яловчиках нашивать орлы». То есть создававшийся русский морской флаг был трёхцветным и с гербовым орлом.
Так или иначе, за первые годы правления Петра Великого русский трёхцветный флаг уже устоялся. Белая, синяя и красная полосы и золотой двуглавый орёл. Именно под таким флагом, который сохранился до наших дней в Центральном военно-морском музее в Петербурге, Пётр плавал по Белому морю на яхте «Святой Пётр». Такой флаг был пожалован им архиепископу Афанасию Холмогорскому.
Пропагандистский тезис о происхождении русского флага от голландского не имеет отношения к действительности. Дело в том, что красно-бело-синим голландский флаг стал только после 1798 года, после свержения Оранской династии. До того момента голландский фланг был оранжево-бело-синим.
Оранжевый цвет символизировал Оранскую династию, представители которой возглавляли Нидерланды в должности штатгальтеров, это нечто вроде наследственных президентов с ограниченными королевскими полномочиями. Оранжевая полоса была символом нидерландского патриотизма.
В России и во всём мире знали, что голландский флаг – с оранжевой полосой. А значит, ни о каком так называемом заимствовании речь не шла. Русская цветовая гамма была бело-сине-красной, и к началу XVIII века уже закрепилась за Россией. Пётр же распорядился о том, чтобы все русские корабли, включая частные и речные, использовали только трёхцветный флаг. Его требование было закреплено указом 20 января 1705 года «О флагах на торговых речных судах». Тем самым именно триколор распоряжением царя стал, если так можно выразиться, обывательским русским флагом, то есть тем сочетанием цветов, с которым ассоциировал свою страну простой гражданин, имевший в распоряжении малое или большое частное судно.
Россия ещё прежде Петра выработала и при Петре закрепила свою оригинальную цветовую символику для обозначения своих кораблей на море, для чего и требовались прежде всего национальные флаги.
С голландским русский флаг различался набором и порядком цветов, с английским, где использовалась та же цветовая гамма, – рисунком. Таким образом, Россия грамотно вошла в формировавшуюся в тот момент среди ведущих морских держав Европы систему флаговых обозначений.
Русский флаг был вполне оригинальным высказыванием на общепринятом морском сигнальном языке, стал узнаваемым национальным символом России в международной торговле и судоходстве, так же как в военно-морской сфере таковым сделался Андреевский флаг.
Всё, что ассоциировалось так или иначе с Россией, принимало раскраску триколора. Достаточно вспомнить флаг Русско-Американской компании, под которым Россия осваивала Дальний Восток и Аляску. При Александре I в 1814 году «по занятии Парижа были выставлены флаги бело-сине-красные, которые все посчитали как национальные российского государства».
Постепенно русский национальный флаг начал получать международное значение. Славянские народы, ориентировавшиеся на Россию в своей борьбе за независимость, начали брать русский флаг и корректировать под себя его цвета или символику. На Славянском конгрессе в Праге в 1848 году участники приняли решение, что они возьмут за основу для флагов своих освободительных движений русский бело-сине-красный флаг.
В современном мире вариации русского флага используют – Сербия, Хорватия, Словения, Словакия, Чехия. Раньше триколор был у Черногории, и даже Болгария вела борьбу за независимость под Самарским знаменем, переданным ополченцам поволжским городом Самарой. Это знамя стало для болгар знаменем победы над турками, его можно увидеть в знаменитой картине-эпопее Дмитриева-Оренбургского «Въезд Великого Князя Николая Николаевича Старшего в Тырново 30 июня 1877 г.». Наверное, в современном мире большинству этих стран, в которых правят русофобы, не слишком комфортно ассоциироваться в цветовой гамме с Россией. Но это проблема самих русофобов.
При этом в XVIII и XIX веках традиция церемониальных флагов, восходящих к гербовому флагу царя Алексея Михайловича, тоже продолжалась. К коронации Елизаветы Петровны, которая подчёркивала свою роль как восстановительницы национального суверенитета России после периода господства иноземцев при Анне Иоанновне, было изготовлено Государственное Знамя Российской империи, ставшее одной из коронационных инсигний власти наряду с короной, державой, скипетром, большой государственной печатью, государственным мечом и державным щитом. Знамя использовалось на коронациях, императорских погребениях. Это было золотое знамя с чёрным орлом и с вышитыми по краям гербами земель России. Знамя Елизаветы Петровны использовалось до Николая I включительно. Александр II, Александр III и Николай II заказывали себе на коронацию каждый своё государственное знамя, но концепция сохранялась во всех случаях прежняя.
Ту же расцветку, чёрно-золотую, имели и императорские штандарты, развевавшиеся на дворцах и на кораблях, где присутствовали императорские особы.
В Российской армии постепенно распространились и чёрно-оранжево-белые кокарды как символы именно русские.
Таким образом, чёрно-оранжево-белое сочетание стало символом российской монархии, государственной и военной службы, в то время как бело-сине-красный оставался символом страны в целом.
Именно из этого государственнического сочетания и вырос имперский флаг, официально введённый при Александре II. Почему Александр II не взял бело-сине-красный русский флаг? Против этого возражали геральдисты, подчёркивавшие, что золото, серебро и чернь – более благородные цвета, а золото и чернь – это цвета церемониального государственного флага Российской империи. А национальный триколор выглядит якобы слишком плебейски. К тому же сочетание его цветов после появления французского триколора в ходе революции и наполеоновских войн начало казаться слишком революционным и республиканским.
Впрочем, официальным государственным флагом «имперка» так никогда и не стала. Императором был высочайше утверждён «рисунок расположения гербовых цветов империи на знамёнах, флагах и других предметах», а не какой-то законодательно утверждённый государственный флаг.
Чёрный-жёлтый-белый стали в этот период официальными цветами Российской империи, но государственным этот флаг был только фактически. А народ, и особенно патриоты-славянофилы, его не любили. Москва как столица славянофильского движения даже в самые торжественные случаи, такие как приезд императора на выставку в честь двухсотлетия Петра Великого, украшалась как имперскими, так и национальными флагами наравне. И никакого неудовольствия Александра II это, кажется, не вызвало.
Когда к власти пришёл царь-славянофил, император Александр III, последовало распоряжение: «Государь Император, в 28-й день Апреля 1883 года, Высочайше повелеть соизволил: чтобы в тех торжественных случаях, когда признаётся возможным дозволить украшение зданий флагами, был употребляем исключительно русский флаг, состоящий из трёх полос: верхней – белого, средней – синего и нижней – красного цветов…».
Особое совещание министров по сему случаю записало: «Что касается закона 1883 года об украшении зданий исключительно бело-сине-красным флагом, то из письменного Всеподданнейшего доклада, находящегося в деле, Совещанием усмотрено, что Министр Внутренних дел Статс-Секретарь граф Толстой представлял к Высочайшему утверждению два флага: чёрно-оранжево-белый и бело-сине-красный, первый – как национальный и второй – как торговый и что Государь Император избрал из них последний флаг, назвав его исключительно русским и тем, казалось бы, окончательно разрешил вопрос о единстве нашего государственного народного флага».
Однако указ Александра II о национальных цветах тоже не был отменён, поэтому чёрно-жёлто-белые флаги появлялись и на коронациях Александра III и Николая II, и в армии. Перед коронацией Николая II вопрос снова пришлось решать, и состоялась целая дискуссия, в которой геральдистам возражали народники, указывавшие, что и с красным и с белым цветами в русской народной символике связано много ассоциаций, а вот с жёлтым или с чёрным таких ассоциаций вы не найдёте.
И вот Николай II принял решение: «Государь Император, по всеподданейшему докладу Его Императорского Высочества, Главного Начальника флота и Морского ведомства, в 29-й день Апреля 1896 года, Высочайше соизволил на признание во всех случаях бело-сине-красного флага национальным».
Однако дискуссия сторонников триколора и «имперки», народников и геральдистов, продолжалась. В 1914 году по случаю начала Первой мировой войны было найдено соломоново решение. Был принят новый флаг, исключительно для частного употребления – к бело-сине-красному полотнищу добавлялся врезанный в левый верхний угол жёлто-чёрный императорский штандарт.
Хотя флаг объявлялся исключительно частным и патриотическим, но он обрёл огромную популярность, стал любимым патриотическим военным символом. Его печатали на открытках и в книгах, вывешивали на домах и на собраниях в поддержку армии. По совести сказать, этот соединяющий две традиции флаг был и остаётся лучшим, эмоционально наиболее насыщенным, и если бы мы его сейчас восстановили, это было бы прекрасно.
В антибольшевистском сопротивлении трёхцветный флаг (шеврон, кокарда) был одним из основных символов.
Даже на георгиевскую ленту знаков за участие в Ледовом походе нашивалась трёхцветная розетка.
В самой популярной песне белых – марше Дроздовского полка – говорилось:
Шли дроздовцы твёрдым шагом,
Враг под натиском бежал.
И с трёхцветным русским флагом
Славу полк себе стяжал!
Весь коммунистический период трёхцветный флаг так и оставался символом памяти об исторической России. И именно поэтому красная власть так старалась его забыть, и поэтому же он чудился ей всюду, даже там, где его не было.
Например, популярный у неокоммунистов миф о том, что трёхцветный флаг – власовский, – обычная ложь.
Никакого специального предпочтения трёхцветного флага у коллаборационистов никогда не было, скорее, наоборот – бросается в глаза недостаточно частое его использование в их символике, что было напрямую связано с немецким запретом.
Символика, говорившая о независимой национальной России, нацистам претила, и они старались изгнать её из подконтрольных себе формирований.
Что же касается картинок с тем, как трёхцветный флаг бросают к подножию мавзолея на Параде Победы, то это прямая и заведомая ложь. Напротив, в первые послевоенные годы отношение к русскому трёхцветному флагу было очень уважительным, так как оно укладывалось в логику патриотической политики.
Трёхцветный флаг вернулся только в 1991 году. Однако из-за того, что он оказался в руках «демократов» и Ельцина, он был дискредитирован. Мол, триколор – это пьяный Ельцин и гайдарочубайс. В то время как красные патриоты собирались под красными флагами, а белые – под «имперкой».
Однако ещё в те времена, когда на территории самой РФ триколор было принято недолюбливать, совсем другое ощущение он вызывал при пересечении границ Незалежной. Например, в Севастополе, где он развевался над штабом и другими объектами Черноморского флота и как бы говорил: «Здесь Россия, здесь маяк Русского мира». Кто не увидел русского маяка в окружении жовтоблакитных, тот, наверное, и не поймёт, какие сильные чувства может вызывать русский трёхцветный флаг.
Сегодня трёхцветный флаг значит совсем не то, что в 1991-м. Тогда он был символом разрыва с коммунизмом. Сегодня триколор – флаг великой державы, возвращающей своё национальное историческое самосознание и самоуважение, борющейся за освобождение своей территории и признание миром своих интересов.
Сегодня Россия уже не страна, где на телевидении эксперты рассуждают о том, нельзя ли кому-нибудь продать Сибирь.
Сегодня Россия – страна, возвращающая свои земли и своих людей. Возвращающая именно под трёхцветный флаг, развевающийся и в Крыму, и в Донбассе, и над Херсоном, и над Мелитополем, и над Изюмом.
В Донецке можно наблюдать вообще очень любопытное сочетание. Стоит памятник Ленину, символ сопротивления дончан украинскому ленинопаду в 2014-м.
Но над Лениным развевается ненавистный ему трёхцветный флаг, флаг России как символ того же самого сопротивления.
Нет ничего более нелепого, чем современная красная или псевдобелая флагофобия. По сути, неуважение к русскому флагу – неуважение не только к государству, но и к истории, и к настоящему русской нации, неуважение к её идентичности, которая должна быть предельно чёткой, понятной и сосредоточенной, обладающей простыми и понятными символами.
И трёхцветный флаг, под которым уже столько прожито, пройдено и пролито крови за Россию, – именно такой символ.
Не уважать его сегодня – значит не уважать собственную русскость. Трёхцветный русский флаг – символ величия России. И прошлого, и даже в большей степени грядущего.
Егор Станиславович ХОЛМОГОРОВ