Сегодня много говорят о капелланской работе в войсках, и немногие вспомнят, что это не новация, а традиция русского воинства и Русской Православной Церкви.
На территории СВО во всех группировках, действующих в боевых условиях, а также почти во всех лагерях подготовки ведётся окормление бойцов православными священниками. На местах есть свои святыни. В том числе икона «Спас Нерукотворный», недавно подаренная Президентом Российской Федерации, считается покровителем российских воинов. Она была доставлена на передовые позиции группировки войск «Запад» в канун дня памяти святых Петра и Февронии Муромских (8 июля) на Петров пост.
Организация священнического участия такова, что почти при каждом соединении (от бригады и выше), участвующем в СВО, введена должность помощника командира воинской части по работе с верующими. Эти должности уже занимают священники, служащие литургии и причащающие для солдат и офицеров. Это представляется весьма важным именно сегодня. Православные священники в СВО, конечно же, помогают ощутить присутствие Господа, свидетельствуют о нём, а евхаристия является востребованной и даже крайне необходимой людям в боевых порядках в зоне проведения СВО. Никто пока заменить их не может. Православные священники первыми приняли на себя это участие и окормляют военную паству. Более того, естественный запрос русского воинства на духовное окормление исходит от самих военнослужащих – постоянно. Всё это учит смирению и приводит к спасению души.
Надо заметить, что подобного участия Церкви не было ни в одном военном лагере и зоне боевых действий во все предыдущие годы, со времён Первой мировой войны. В этом смысле традиция восстановлена и в соответствии с современными реалиями обстановки – укрепилась. Военнослужащим обязательно нужно духовное окормление в зоне СВО.
Есть два важных дела для человека перед реальной опасностью. Во-первых, примирение с Богом, что происходит посредством Таинства исповеди, то есть покаяния о совершённых грехах. И во-вторых – причащение Святых Христовых Таин. И во всём необходима помощь священника, духовника.
Да, присягу Родине приносят не во имя Христово. Да, у одра умирающего может и должен произнести молитву любой добрый христианин. Но священники в войсках сегодня очень нужны. И чем больше, тем лучше. Их пока не хватает. На мой взгляд, такой служитель должен сопровождать каждое подразделение от роты и выше. Даже одного – на батальонно-тактическую группу – маловато.
Проблема духовного вакуума – это колоссальная проблема для любой страны, но для России она особенно значима. Русские люди очень чувствительны к этой стороне человеческого бытия. Суть проблемы в ценностном вакууме.
В постсоветский период явно или неявно на первый план выдвинулась практическая жизнь в условиях социального соревнования за материальные блага, деньги и способы их заработка. Духовное отошло на задний план, и мы сегодня только пожинаем эти последствия неверия. А сейчас, когда страна оказалась в сложной геополитической ситуации, этот вакуум военнослужащими в СВО чувствуется особенно остро.
Но ни один из представителей иных христианских конфессий – католиков, многочисленных ветвей протестантов и др., в СВО в церковном окормлении своей паствы не участвует. Это также большая проблема, поскольку в контингенте военнослужащих, в том числе мобилизованных по соответствующему указу Президента России, есть небольшой процент приверженцев иных религиозных течений. Они оказались, по сути, брошенными своими пастырями из соответствующих деноминаций.
То ли представили иных конфессий боятся показать своё участие в СВО, то ли их не пускают, то ли не хотят «запятнать» себя участием, показав условную поддержку линии президента. И более того, эти конфессии зачастую ориентированы на потоки финансирования извне, со стороны западных источников.
Зато (и это знаю точно) некоторые неправославные епископы и иные самозваные деятели на каждом перекрёстке «благовестят» о своей в этом вопросе независимости, прячут служителей от мобилизации и повесток, в формате странных инициатив отправляя их в дальние «миссии» по стране. Не поддерживают СВО (хотя явно публично не критикуют, разве что в частном порядке – в банях), чем, на мой взгляд, наносят вред хотя бы даже со стороны правовой поддержки военнослужащих разной веры и религиозных взглядов. В связи с этим никак нельзя оправдать поведение руководителей «альтернативных» церквей, которые в мирное время позиционировали себя как явные поборники свидетельства Христа на земле и веры. Мне особенно памятен случай с мобилизованным солдатом-протестантом, рассказанный им самим: «По большей части после месяца тяжелейшей (морально) службы в СВО мне было уже всё равно относительно протестантов и католиков, кто выиграл со своей позицией, а кто из них проиграл, даже если проигравшими оказались они сами, потому что я ждал их всё время, а их нет». Добавлю от себя: нет даже соответствующей литературы для чтения, катехизисов и проч. Иногда её доставляют только православные священники.
Сегодня проявить сострадание и оказать помощь воюющей братии вполне возможно разными способами. На сайте епархий есть объявления о наборе волонтёров для восстановительных работ в зоне СВО, им оплачивают проезд и содержание на месте. Также добровольцы в каждом регионе России имеют возможность, обратившись в соответствующие инстанции, связанные с военкоматами, поехать и лично участвовать в зоне СВО для обеспечения уставной деятельности, определённой Минобороны России и добровольческими подразделениями. Но, конечно, особое место в этом занимают священники РПЦ МП.
Что касается фактически моего участия, проверенного собственным опытом, то возрастным мужчинам (после 50 лет) для добровольного участия в СВО достаточно обратиться в городской военкомат по территории проживания; нужен паспорт и военный билет. В каждом военкомате есть отдел, занимающийся теперь этим вопросом. В течение недели-двух таких кандидатов собирают в команды по 15-50 человек и отправляют с обеспечением дороги, снабжая необходимым набором военных аксессуаров (спальные мешки, тёплое бельё и др.), по железной дороге, авиа- и наземным транспортом в лагеря подготовки. Контракт заключается по прибытии на месте. Первый контракт составляет 3 месяца, с возможностью пролонгации. После 0,5-2-месячной подготовки в зависимости от военной специальности из военнослужащих формируют добровольческие подразделения и направляют к первой линии соприкосновения.
В настоящее время присутствие православных священников в подразделениях, действующих в зоне СВО, крайне необходимо, а Церковь Христова во главе с иерархами делает всё возможное в заботе о военной пастве. И это только начало…
Андрей Петрович КАШКАРОВ,
доброволец,
зона СВО, специально для «РД»