Ответы протоиерея
Александра ШАРГУНОВА
Как Вы относитесь к экзорцизму? Можно ли и нужно ли прибегать к нему сегодня? Почему от приближения к мощам, чудотворным иконам и даже к причастию иногда происходит беснование? Ведь, казалось бы, бесы должны бежать от святыни.
Н.И. Бехтерева, г. Сергиев Посад
Экзорцизм всегда существовал и будет существовать в Церкви, пока есть необходимость в благодатной защите человека от нечистой силы. Всё дело в том, как готовиться к этому священнодействию, какой чистоты должна быть жизнь того, кто его совершает. Вспомните рассказ из книги Деяний про сыновей иудейского первосвященника, которые пытались изгонять злых духов именем Господа Иисуса Христа: «Но злой дух сказал в ответ: Иисуса знаю, и Павел мне известен, а вы кто? И бросился на них человек, в котором был злой дух, и, одолев их, взял над ними такую силу, что они, нагие и избитые, выбежали из того дома» (Деян. 19, 15–16).
От приближения к святыне часто происходит беснование, потому что бес не выносит силы правды, чистоты Христовой. Он ненавидит её, ему невыносима святость Божия в людях. И он обрушивается на людей, приближающихся к святыне. Есть известный рассказ, как приводили к мощам преподобного Серафима Саровского бесноватого, как его связывали железными цепями несколько человек. Но при приближении к мощам бесноватый сверхъестественной силой разрывал цепи, разбрасывал всех, кто пытался его удержать, и убегал в лес.
Если человек получил благодать и с благодарностью Богу исполняется решимости следовать путём Христовым, – Господь укрепляет его ещё большей благодатью. А если он не дорожит первоначальным даром, то постепенно теряет всё. Потому многие люди пребывают сегодня в столь бедственном состоянии, что оставили то, что дал им Господь. Может быть, даже и не благодать ещё – благодати они не знают. Слово такое знают, а что оно значит, не знают. Они оставили совесть, и стыд, и разум – тот свет, который должен возводить человека всё выше, если он хранит его. Если мы следуем этому свету – Господь открывает нам Свой высший нетварный свет, благодать. Где нет благодати и устремлённости к ней, человек может попасть под власть всей нечисти, всем бесам, какие только есть.
Много таких примеров, когда и маленькие дети могут оказаться одержимыми бесами. Как-то пришла в наш храм плачущая женщина с четырьмя детьми. Оказывается, двое маленьких уже связались с какой-то тёмной сектой. Когда священник благословил их крестом, они посмотрели на него со злобой. Такие маленькие дети – и уже во власти бесовской!
Первородный грех с рождения властвует над человеком, если он не крещён. А если попрано самое святое, что даёт Господь Кровью Своей – благодать крещения, то с детства может быть беснование. Беснование многих наших детей начинается с детства, когда их научают сатанизму, разврату, всякому нечестию. Всем известно, как в западных странах уже само государство под видом защиты «свободы» стоит на страже защиты самых гнусных пороков. Для нас уже становятся привычными сообщения не просто о легализации ЛГБТ и самых немыслимых извращений, а о попытке создать «нового человека» – и физически, и нравственно, и духовно – не по образу Божию, а по образу сатанинскому. Они хотят, чтобы такое было везде, и у нас в России, и готовы любой ценой, как мы видим, добиться этого. Любой ценой, в том числе военной силой. Какая ненависть к святыне!
Недостаточно только креста, только святыни для того, чтобы сразу получить исцеление. Требуется и наше участие.
Надо, чтобы и мы присоединились ко Господу своим ходатайством за страждущих.
В Евангелии об исцелении бесноватого рассказывается, как Господь исцеляет его от глухоты и немоты. Если человек глухой и немой, означает ли это, что он бесноватый? Господь выносит страшный приговор: «О, род неверный и развращённый! Доколе буду с вами? Доколе буду терпеть вас?» (Мф. 17, 17). К кому относятся эти слова? Ко всему роду человеческому? Неужели Господь оставляет всех, кто своими грехами подпал под власть
диавола? Но мы знаем, что Господь пришёл спасти не праведников, а грешников. Как же понимать эти слова Христа?
Ю.А. Лобанова, г. Клин
Это Евангелие читается в храме в дни Успенского поста, в воскресенье после праздника Преображения Господня. Мы видим бесноватого юношу, совсем ещё мальчика, лишённого дара речи. Злой дух, глухой и немой, лишает его дара речи – самого великого дара. Это не значит, что он обязательно мычит, как животное – он может и говорить. Но он говорит такие слова, которые свидетельствуют о том, что он лишён дара речи. Если из уст человека выходят одни чёрные или безсмысленные слова, если ложь постоянно на его устах – он на самом деле лишён дара речи. Он становится глухим и немым, он уже близок к тому беснованию, когда Господь полностью отнимет от него дар слова.
Святой Григорий Великий рассказывает, что он видел одного мальчика, можно сказать, ещё младенца, который внезапно выругался чёрным словом, стал биться в страшных судорогах и умер на руках у отца. Он сам был свидетелем этого.
А сейчас подобные случаи становятся уже обычным явлением.
Например, идут мамаши с колясками и, беседуя друг с другом, перемежают разговор непотребными, чёрными словами, на которых печать диавола. Или играют мальчишки в футбол на спортивной площадке, и слышен оттуда сплошной мат. Когда кто-то употребляет такие слова, он принимает эту печать.
Евангелие показывает, как страшно страдает этот бесноватый. Когда бес входит в него, кажется, что он вот-вот разорвёт его на части. Бес бросает мальчика на землю, и у того течёт пена изо рта, он скрежещет зубами. Когда несчастный отец приводит сына к Спасителю и говорит, что Его ученики ничем не смогли помочь ему, Господь восклицает: «О, роде неверный и развращённый, доколе буду с вами, доколе терплю вас?» Эти слова Господа обращены ко всем стоящим рядом с Ним, ко всем в Израиле, ко всему роду человеческому. «Род неверный» – неверный Господу.
В чём же неверность Господу? В том, что род человеческий подчинился не Богу, а диаволу. Верует не в Бога, а в силу зла, рабски служит этому злу и противится добру, противится Богу.
Посмотрите, о чём вещают все средства массовой информации в мире: рядом с новостями реклама гнусного греха – разврат, магия, астрология. Род неверный и развращённый верит только диаволу. Одно с другим связано неразрывно. Откуда приходит неверность Богу? От развращённости, от греховности. Грех помрачает душу человеческую. Она не только теряет дар слова, она становится слепой. И из-за этой помрачённости, из-за этой развращённости становится неверной Богу. После того, что Господь совершил на земле – после того, как Он говорил такие слова, после того, как Он открыл истину, после таких чудес, казалось бы, всё должно перемениться в людях, которые были свидетелями этого. После всего, что Христос совершил за две тысячи лет в роде человеческом через Церковь Свою святую, через дивных святых, в которых дивный во святых Бог открывается, казалось бы, люди должны уцеломудриться и стать верными Господу. Но мы видим, что этого не происходит. «Доколе буду с вами, – говорит Господь, – доколе терплю вас!» Господь уходит, покидает человечество, чтобы прийти во Втором и славном Своём Пришествии, чтобы судить весь род человеческий по делам его. Неужели Господь действительно оставит нас среди этого зла? Нет, эти слова Спасителя – «доколе» – говорят о том, что Он не может нас оставить, пока есть те, кто обращается к Нему всей душой своей, всем горем своим.
Христос говорит, что если мы будем иметь веру с зерно горчичное, то наша вера сможет двигать горами. Не могу сказать о себе, что я неверующий. Стараюсь жить по заповедям Божиим, регулярно хожу в храм и причащаюсь. Но всё же я не свободен от сомнений, которые иногда внезапно омрачают моё сердце и разум. Вопрос всегда один и тот же: как обрести неколеблющуюся веру? Почему многие святые говорят, что дар веры нужно испрашивать у Господа со слезами?
А.Б. Дрягин, г. Москва
«Если сколько-нибудь можешь веровать, то всё возможно верующему», – говорит Господь. Это значит, что всё возможно Богу, а верующему ничего невозможно, кроме того, что Богу возможно по вере этого человека. Всё возможно верующему человеку, который верует, что Господь любит его и может всё совершить для него. Христова любовь и Христова крепость – это одно и то же качество. Какая великая сила у веры, как велико её значение! Мы призываемся к тому, чтобы иметь дерзновение в вере.
Когда приходят к человеку слёзы, когда он молится со слезами, тогда растапливается лёд в его сердце, душа его становится живой, и он обретает дерзновение пред Богом.
Его молитва – уже не одни слова. Это плач покаяния и плач, в котором решимость всё сделать, что ни скажет Господь.
Подлинные слёзы – это не просто слёзы милосердия или умиления, которые Господь иногда даёт нам, касаясь Своей любовью наших сердец. Не те слёзы, почти сентиментальные, которые бывают у нас иногда на молитве. Настоящие слёзы должны быть смешаны с потом наших трудов, с готовностью запечатлеть нашу веру верностью Богу, чего бы нам это ни стоило. И соединены с кровью – кровавый пот тёк по лицу Спасителя, когда Он молился в Гефсимании о нашем спасении. «Вы ещё не до крови подвизались за заповедь Божию», – свидетельствует апостол.
«Если что можешь веровать, всё возможно верующему».
Но мы понимаем, как неглубока ещё наша вера. «Верую, Господи, помоги моему неверию», – отвечает каждый из нас.
Эти слова могут стать молитвой о благодати Божией, о даре Христовом. Они напоминают нам о том, что в самом главном мы всегда должны полагаться прежде всего на нашего Господа.
Всякий, кто жалуется на недостаток веры, всегда должен обращаться ко Христу, прося Его благодати, чтобы пробиться к той жизни, ради которой мы живём на земле и без которой мы не будем живыми в вечности. Для этого существует пост и молитва. Для этого посылаются нам все скорби, все труды, все испытания, для этого Господь попускает диаволу торжествовать в нашей жизни, чтобы мы узнали, что без благодати Христовой мы ничего не сможем.
А когда умилосердится над нами Господь, довольно будет нам благодати Его. Мы узнаем, что сила Божия в немощи совершается.